Чертеж пайолы для яхты финн. Класс финн. Лазер-Стандарт и Лазер-Радиал

Рождение Олимпийской легенды

Предшественницей «Финна» до 1948 года в качестве одиночной олимпийской яхты была «Олимпик», представлявшая собой довольно тяжёлое судно. Поэтому было принято решение о создание более удобной её замены. В числе предоставленных разработок альтернативы «Олимпика» особые симпатии завоевал проект Рихарда Сарби – занимавшегося разработкой каноэ конструктора-любителя из . Именно его «Финт», впоследствии переименованный в «Финн», и стал новой версией одиночной яхты олимпийского класса, дебют которой состоялся уже на Олимпиаде 1952 года.

В отличие от «Олимпика» новая яхта была более лёгкой и с существенно упрощённой конструкцией. Мачта у яхт этого класса устанавливалась прямо в корпус как палка. Впоследствии известный яхтсмен Пауль Эльвстрем придумал гибкую конструкцию такой мачты, что обеспечило возможность регулировать управление парусом даже при сильном ветре. Это стало настоящим прорывом, и именно благодаря такой технологии современные лодки класса «Финн» можно настроить на любую силу ветра в диапазоне от 2-х до 50 узлов.

Особенности конструкции

Яхты класса «Финн» представляют собой строгий монотип с характерными округлыми обводами корпуса и почти плоским дном. Стандартная длина этой гоночной лодки составляет 4,5 м при ширине 1,5 м и общей площади паруса в 10,5 кв.м. При этом у яхтсменов есть немало возможностей для достижения лучших результатов за счёт самостоятельного выбора формы паруса, гибкости мачты и настройки яхты под различные погодные условия.

Если первоначальный корпус «Финна» мало изменился за полвека существования этого , то используемые материалы существенно эволюционировали. Первый шаг к инновационным решениям в конструировании «Финнов» был принят в 1961 году, когда появились изменения в правилах, допускающие свободный выбор материалов для постройки.

В 1962 году на смену используемому для создания корпуса дереву пришёл стеклопластик. Впоследствии инновации в «Финнах» коснулись мачты и паруса. Современные этого класса, как правило, оснащаются мачтами из углеродного волокна и кевларовыми (изначально были хлопковые) парусами. Полвека технических усовершенствований не прошли зря: гоночные яхты этого класса обладают прекрасными тактическими возможностями для яхтсменов-одиночек и до сих пор не сошли с водной арены Олимпийских игр.

Среди яхт олимпийского класса «Финн» считается одной из наиболее бюджетных, особенно, если учитывать тот нюанс, что приобретённая яхта способна оставаться конкурентоспособной в течение двух Олимпиад. Наиболее известные , занимающиеся разработкой яхт этого олимпийского класса, располагаются на территории Великобритании, Венгрии, ЮАР, а ассоциации «Финнов» есть в 50 странах мира.

Яхта для настоящих «олимпийцев»

Лодку этого класса можно настроить почти под любые погодные условия, и даже при весе яхтсмена в 60 кг легко справляться с непогодой. Но всё же, чтобы научиться идеально управлять «Финном», нужно чувствовать все особенности поведения этой яхты на воде. Поэтому совершенно не случайно, яхтсменов, которые ходят на яхтах этого класса, считают одними из наиболее сильных мастеров .

По словам итальянского яхтсмена Джорджио Погги, «Финн» - яхта, рулевой которой должен уметь делать всё. Участие в соревнованиях на яхтах этого класса предполагает серьёзные требования к физической подготовке яхтсменов. Рулевой-«финнист» должен быть выносливым, сильным и гибким атлетом, в совершенстве владеющий искусством под парусами.

Многие разрабатывают программы обучения именно с акцентом на яхтах класса «Финн», что обеспечивает возможность прохождения ступенчатого пути от «Оптимиста» к лодкам этого олимпийского класса. При этом это тот класс гоночных яхт-«олимпийцев», где новички пересекаются с настоящими ветеранами парусного спорта, ведь возраст яхтсменов, ходящих на этих лодках, в диапазоне от 17 до 60 лет. Кроме того, швертботы «Финн» идеально подходят для спортсменов-тяжеловесом высокого роста.

Среди ценителей яхт класса «Финн» встречается больше всего известных яхтсменов планеты. В числе звёздных имён «финнистов» можно отметить Бена Эйнсли, Пауля Эльвстрема, Валентина Манкина, Вилли Кувайде – и этот список можно продолжить ещё далеко не одной легендой парусного спорта. Так, Пауль Эльвстрем три своих олимпийских золота из четырёх выиграл на Олимпиаде именно на яхте класса «Финн». Кроме того, немало технических новинок в яхтинг пришло именно из этого класса. И гибкая мачта, и техника откренивания зародились благодаря «Финнам».

Яхты этого класса оказали немалое влияние на становление парусного спорта и стали настоящей олимпийской легендой. За годы существования «Финна» неоднократно предпринимались попытки заменить его более современной моделью. Но яхты этого класса до сих пор не сдают своих лидерских позиций, ведь те, кто привык тренироваться и идти к победам под парусом этой лодки, уверенно защищают её преимущества, не позволяя вытеснить «Финнов» с арены современного парусного спорта.

Классы яхт определяются навигационными условиями и результатами развития яхтенной индустрии. Классы совершенствуются и видоизменяются под влиянием развития парусного спорта. Смысл классификации заключается в ограничении размеров яхты и их соотношений, которые влияют на ходовые качества и мореходность.

Классы спортивных яхт разделяются на олимпийские, международные и национальные классы.

Олимпийские классы яхт используются для участия в Олимпийских играх, где важное значение имеет одинаковая скорость яхт. Международные классы получили распространение во многих странах, они официально признаны Международной федерацией парусного спорта. Национальный класс яхт актуален для одной страны. Эти суда приспособлены для плавания в водах только одной страны.

Эксперт яхт-клуба "Черномор" рассмотрел каждый из классов яхт отдельно:

Олимпийский класс яхт

49er

Технические характеристики

Экипаж состоит из двух человек.
Наибольшая длина (без бушприта): 4,90 м.
Длина бушприта: 1,7 м.
Длина по ватерлинии: 4,65 м.
Ширина: 2,0 — 2,90 м.
Осадка: 0,15 — 1,30 м.
Площадь парусности: грот: 15 м 2 ,Стаксель: 6,7 м 2 , асимметричный спинакер (генакер): 38 м 2
Общая масса: 125 кг.

Олимпийский класс яхт 49 re — это швертбот с развитым такелажем и двойной трапецией.

470

Технические характеристики

Длина наибольшая: 4,70 м
Ширина наибольшая: 1, 72 м
Высота борта: 0,34 м
Масса: 120 кг
Осадка корпусом/швертом: 0,15-1,08 м
Площадь парусности: грот 9,45 м 2 ; стаксель: 3,59 м2; спинакер: 12,16 м 2

Олимпийский класс парусных яхт, швертбот, монотип. Название класса 470 происходит от длины корпуса в сантиметрах.

Для кopпyca яхты 470 xapaктepнa довольно yзкaя вaтepлиния пpи знaчитeльнoм paзвaлe бopтoв. Яхта имeeт нeбoльшyю cмoчeннyю пoвepxнocть, а ee oткpeнивaниe oблeгчаeтcя даже пpи cpaвнитeльнo нeбoльшoм вece экипaжa в cильный вeтep. 470 oбopyдован тpaпeциeй для шкoтoвoгo и нoжными peмнями для pyлeвoгo.

Neil Pryde RS:Х

Технические характеристики

Длина наибольшая: 2,79 м
Ширина наибольшая: 0,93 м
Водоизмещение: 15,5 кг
Экипаж - 1 человек
Материал корпуса: стекловолокно (GRP) и карбон
Шверт: карбон-сэндвич
Объем: 231 л
Плавник: 64/70 см
Площадь паруса: 9,5 / 8,5 м 2

В соревнованиях по Олимпийскому виндсерфингу принято использовать доски одного серийного производителя. Спортсмены применяют одинаковые доски, плавники, паруса и шверты.

Звездный

Технические характеристики

Длина: 6,92 м
Длина по ватерлинии:4,72 м
Ширина по палубе: 1,73 м
Осадка: 1,02 м
Масса: 662 кг, из них фальшкиля: 395-408 кг.
Площадь парусов: 26.5 м 2

Экипаж класса яхт "Звездный" состоит из двух человек. Осадка и длина по ватерлинии указаны приближенно, потому что эти размеры правилами точно не устанавливаются.

Яхта международного класса "Звездный" (STAR) — килевая яхта, имеющая полную длину корпуса.

Инглинг

Технические характеристики

Длина: 6,35 м
Длина корпуса по ватерлинии: 4,7м
Ширина: 1,73 м
Масса: 645 кг, в том числе масса киля — 310 кг
Осадка: 1,05 м
Площадь парусов: грот и стаксель: 14 м 2
Спинакер: 21 м 2

Яхта сконструирована под экипаж из трех человек. Яхта олимпийского класса "Инглинг" — идеальная гоночная лодка для женщин.

Лазер-Стандарт и Лазер-Радиал

Технические характеристики

Длина: 4,23 м
Ширина: 1,37 м
Осадка: 0,79 м
Материал корпуса: стекловолокно (GRP)
Водоизмещение: 59 кг
Экипаж: 1 человек

"Лазер-Радиал":
Оптимальный вес экипажа: 55-70 кг
Площадь парусов: 5,76 м 2

"Лазер-Стандарт":
Оптимальный вес экипажа: 72-83 кг
Площадь парусов: 7,06 м 2

Главная идея этого класса яхт заключается в формуле "три лодки в одной". Яхта Лазер привлекательна своей простотой: можно менять размер нижней части мачты и площадь паруса в одном и том же корпусе.

Торнадо

Технические характеристики

Длина: 6,1 м
Ширина: 3,0 м
Высота мачты: 9,5 м
Осадка со швертом: 0,78 м

Экипаж: два человека (рулевой и шкотовый).

Отличительный знак этой яхты — стилизованная буква "Т" над двумя горизонтальными черточками.

Яхта Торнадо — это катамаран, легкий и стремительный. Торнадо является самым быстрым среди всех олимпийских классов яхт.

Финн

Технические характеристики

Длина: 4,50 м
Ширина: 1,51 м
Минимальный вес корпуса со швертом и рулем: 105 кг
Площадь паруса: 12 м 2
Экипаж: 1 человек

"Финн" — яхта-швертбот олимпийского класса.

Современный Финн отличается от первой яхты этого класса 50-х гг. прежде всего конструкцией — поменялись материалы и технология изготовления, корпус яхты делается из стекловолокна, а вооружение — из углепластика.

Международные классы яхт

Дракон

Технические характеристики

Длина: 8,90 м
Ширина: 1,95 м
Осадка: 1,20 м
Водоизмещение не менее 1650 кг (с оборудованием, без мачты, из них 1000-1020 кг — балластный киль)
Площадь парусов, грот: 16 м 2 , генуя: 11,7 м 2 и спинакер: 23,6 м 2 .
Экипаж: не более 3 человек.

Килевая яхта "Дракон" — элитный класс спортивных яхт в Европе. Сегодня владеть и управлять им — символ престижа и знак стиля.

Все современные "Драконы" — это производство под заказ с соответствующей ценой. Новый Дракона из стеклопластика без парусов стоит около 50 тыс. евро, если на стеклопластиковый корпус положить тиковую палубу, его стоимость поднимется до 70 тысяч. Роскошные "Драконы" изготавливаются по специальной технологии вакуумного ламинирования шпона красного дерева. Тем самым корпус становится жестким и прочным, а скорость при слабых и сильных ветрах увеличивается. Цена такой яхты — 100-130 тыс. евро. Срок изготовления — около года.

Снайп

Технические характеристики

Длина: 4,72 м
Ширина: 1,51 м
Высота мачты: 6,5 м
Минимальный вес: 172,8 кг
Площадь парусов: 10,7 м 2 — грот: 7,5 м 2 , стаксель: 3,2 м 2
Суммарный вес экипажа: 120-150 кг

Одно из главных преимуществ "Снайпа" как представителя спортивного класса яхт — это его сравнительно невысокая скорость и меньшая маневренность по сравнению с другими, более современными швертботами. Эти свойства делают тактическую борьбу в соревнованияхгораздо более острой.

Микро

Технические характеристики

Длина корпуса 5,5 м
Габаритная ширина не более 2,5 м
Вес в пределах 500-600 кг

История класса яхт Микро началась с 60-х годов прошлого столетия, когда Европу захлестнула волна активного отдыха. Франция была первой, которая дала жизнь новому типумалых крейсерско-гоночных яхт, транспортируемых на прицепах за легковыми автомобилями.

Чтобы у спортсменов были равные шансы на победу, "Микро" разбиты на три подкласса:

  • "ПРОТО" — это гоночные прототипы, самые легкие и энерговооруженные, своего рода "Формула-1",
  • "КРУИЗЕР" — серийные, остойчивые и вместимые,
  • "РЕЙСЕР" — подкласс, сочетающий скорость "ПРОТО" и универсальность "КРУИЗЕРА".

Летучий голландец

Технические характеристики

Длина: 6,06 м
Длина по ватерлинии: 5,50 м
Ширина: 1,78 м
Вес корпуса: 130 кг
Вес яхты с парусным вооружением: 165 кг
Экипаж: 2 человека
Площадь грота: 10,2 м 2
Площадь генуи: 8,4 м 2
Площадь спинакера: 21 м 2

Летучий Голландец (Flying Dutchman — FD) — это 20-футовый высокоскоростной спортивный швертбот (динги).До сих пор FD считается одним из наиболее быстрых в мире швертботовна встречных курсах.

Мистраль

Технические характеристики

В среднем:
Длинна: 258 — 259 см
Ширина: 72 — 80 см
Объем: 140 — 150 л
Плавник: 43 — 50 см
Вес: 7,7 — 9.8 кг
Размер паруса: от 5,8 до 9.5 м 2

Парусная доска Мистраль появилась в 1960 году. Парусные доски имеют корпуса различного объема: от 30-50 до 300-400 литров в зависимости от назначения.

Национальные классы яхт

эМ-Ка

Технические характеристики

Ширина: 2,4 м
Длина: 6,1 м
Длина корпуса с пером руля (габаритная): 6,5 м
Длина корпуса с пером руля и бушпритом (максимальная): 7,7 м
Высота борта в носу: 0,75 м
Высота борта на миделе: 0,6 м
Осадка: 0,2 м
Осадка с опущенным швертом: 1,3 м
Высота мачты по КЛВ: 9,1 м
Водоизмещение: 305 кг
Площадь парусов, грот: 15,4 м 2 , cтаксель: 7,1 м 2 , геннакер: 27 м 2

Отечественная яхта эМ-Ка — универсальная парусная яхта с оптимальным соотношением цены и качества и современным парусным вооружением.

Open 800

Технические характеристики

Длина: 8,00 м
Ширина: 2,55 м
Осадка: 2,00 м
Минимальное водоизмещение: 1000кг
Высота мачты: 11,00 м

Фактически это свободный уровневый класс крейсерских однокорпусных яхт, имеющих длину до 8 метров. Принадлежность к национальному классу яхт "Open800" определяется исполнительным органом Ассоциации класса на основании Мерительного свидетельства по гандикапу RS-2000, о чем выдается соответствующий Сертификат.

Олимпийские, международные и национальные классы яхт разделяются на разные гоночные классы для того, чтобы у спортсменов были равные возможности в соревнованиях.

Швертбот-одиночка «Финн» сконструирован в 1950 г. шведским конструктором-любителем Рихардом Сарби и с 1952 г. заменил на олимпийских регатах устаревший «Олимпик». В 1984 г. олимпийские медали разыгрывались в этом классе уже в десятый раз.

Основные данные швертбота «Финн»
Длина наибольшая, м 4,50
Длина по КВЛ, м 4,05
Ширина наибольшая, м 1,51
Высота борта, м 0,45
Осадка корпусом/швертом, м 0,15/0,84
Масса, кг 145
Площадь парусности, м² 10

До 1962 г. корпуса «Финнов» строились из дерева с обшивкой из реек или скорлупной конструкции из шпона. После того как Международным парусным союзом была разрешена постройка пластмассовых «Финнов», изготовлением их занялись сразу же несколько фирм. В СССР пластмассовые «Финны» изготавливала Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения.

В частности, лодки этого класса для всех участников Олимпиады-80 были построены в Таллине.

«Финн» является сугубо гоночной лодкой, очень чуткой к настройке, гибкости мачты, покрою парусов, массе гонщика и его положению в кокпите в зависимости от курса относительно ветра и его силы. Округлые обводы корпуса с достаточно плоским и широким днищем в корме способствуют глиссированию лодки в свежий ветер.

Пластмассовые «Финны» имеют «двубортную» конструкцию корпуса - с бортовыми воздушными отсеками, обеспечивающими непотопляемость и легкость его возврата в положение на ровный киль в случае опрокидывания. На ходу вода, попавшая в лодку, удаляется с помощью шпигатов, вмонтированных в днище и работающих по принципу эжектора - за счет разрежения, возникающего за кормовым срезом устройства в опущенном виде.

Мачта изготавливается из алюминиевых сплавов или дерева и подбирается по гибкости в зависимости от массы рулевого. Судно снабжается приспособлениями для регулировки положения мачты в степсе, оттяжками для регулировки натяжения передней и задней шкаторин паруса и т. п.

03/09 2011

Финн - олимпийский класс гоночных яхт, швертбот-одиночка, сконструирован в 1950 году шведским конструктором-любителем Рихардом Сарби и с 1952 года заменил на олимпийских регатах устаревший «Олимпик».

До 1962 года корпуса «Финнов» строились из дерева с обшивкой из реек или скорлупной конструкции из шпона. После того как Международным парусным союзом была разрешена постройка пластмассовых «Финнов», изготовлением их занялись сразу же несколько фирм. В СССР пластмассовые «Финны» изготавливала Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения. В частности, лодки этого класса для всех участников Олимпиады-80 были построены в Таллине.

Олимпийский класс гоночных яхт «Финн» уникален не только своими техническими возможностями, но и более чем полувековой историей. Успешно пройдя 13 повторных отборов для Олимпийских игр, пережив множество технических изменений и корректировок, он продолжает оставаться одним из самых привлекательных для любителей одиночных парусных лодок. Будучи достаточно сложным в управлении, «Финн» является для многих синонимом преодоления трудностей и умения добиваться желаемого.

15 мая 1950 года яхта шведского конструктора Рихарда Сарби была отобрана Финской парусной ассоциацией для участия в Олимпийских играх 1952 года. С этого момента и началась история легендарного класса «Финн». После успешного дебюта в Хельсинки его повторно отобрали для следующей Олимпиады. В 1956 году прошел Чемпионат мира среди этих яхт, и тогда же была создана Международная ассоциация класса Финн (IFA).

Сегодня класс «Финн» мало похож на себя во времена Сарби, создавшего его прототип. Для изготовления современного варианта яхт используются совершенно иные материалы, хотя внешних изменений у лодок почти нет. Но сложно было представить полвека назад корпус из усовершенствованного стекловолокна, углеродную мачту и кевларовые паруса, вместо применяемого тогда дерева и хлопка. В 1969 году деревянные мачты заменили на алюминиевые, но теперь они считаются устаревшими.

Поскольку «Финн» остался монотипным классом, размеры корпуса, парусов и рангоута должны строго соответствовать принятым правилам постройки. Яхта имеет только один, установленный на самой мачте, парус. Он может быть жестким – в виде крыла.

«Финн» очень чувствителен к настройке и гибкости мачты, покрою паруса, а также весу самого гонщика. При определенном направлении и силе ветра у недостаточно опытного рулевого могут возникнуть сложности с управлением «Финном», что делает вождение этой яхты непростым, но увлекательным занятием.

Класс «Финн» является в настоящее время одним из самых распространенных в мире. Многие яхтсмены предпочитают именно его благодаря прекрасной возможности проверить себя на прочность и ощутить истинный дух олимпийских соревнований.

Экипаж «Финна» состоит из одного человека.

Наибольшая длина лодки — 4,50 м.

Длина по КВЛ — 4,05 м.

Наибольшая ширина — 1,51 м.

Площадь паруса — 12 кв.м.

Высота борта — 0,45 м.

Осадка корпусом/швертом — 0,15/0,84 м.

Минимальный вес корпуса со швертом и рулем — 105 кг.

В этом году в четвертый раз на дистанцию очередных Олимпийских игр в качестве швертботов-одиночек выйдут «Финны». В 1952 г. «Финн», спроектированный шведским конструктором-любителем Ричардом Сарби, пришел на смену прежним монотипам- устаревшему «Олимпику» и английскому двухместному швертботу «Файерфляй», на котором (в одноместном варианте) разыгрывались призы XIV Олимпиады.

Легкий «финн» с его гибким рангоутом и своеобразными обводами корпуса явился воплощением идеи мореходного и маневренного швертбота-одиночки, который в достаточно сильный ветер мог бы и глиссировать. Появление «Финна» было одним из первых шагов в направлении своего рода «атлетизации» парусного спорта, т. е. создания таких условий, при которых успех гонщика прямо зависел бы не только от опыта, но и от физической подготовки. «Финн» - чисто гоночный швертбот, требующий от рулевого в свежий ветер затрать! огромных физических усилий. Эта его спортивная суровость в сочетании с олимпийским статусом и определила контингент рулевых «финнистов» - в большинстве своем это прекрасно физически подготовленные спортсмены, энтузиасты, горячо любящие парусный спорт.

Сам Ричард Сарби, выведя «Финн» на большую международную «орбиту», оставался в числе лучших гонщиков недолго. Дело его было продолжено и развито такими яхтсменами, как Пауль Эльвстрем (Дания) и Андре Нели (Бельгия). В своих поисках они пошли значительно дальше автора «финна». О том, насколько современный «Финн» совершеннее своего прототипа - швертбота «Финт», выигравшего в 1950 г. регату для судов-одиночек, устроенную с целью выбора олимпийского монотипа,- свидетельствует хотя бы то, что «Финт» не имел даже погона для нижнего блока гика-шкота и гика-шкот крепился в диаметральной плоскости - на заднем обрезе швертового колодца. Интересно, что основное отличие «Финта» от других гонявшихся швертботов - гибкий рангоут-было замечено тогда очень немногими.

Наибольшую популярность «Финны» приобрели в СССР (где их построено более тысячи и где они являются, по существу, единственными швертботами-одиночками), а также в ГДР, ФРГ и Голландии. В большинстве же стран Западной Европы и Америки, где существует множество классов более мелких и дешевых одиночек, интерес к гонкам «финнов» пробуждается только в периоды подготовки к очередной Олимпиаде.

До 1962 г. «Финны» строились из дерева с обшивкой или вгладь из реек или скорлупной конструкции из шпона. После того как Международным Парусным Гоночным Союзом была разрешена постройка пластмассовых «Финнов», изготовлением их занялось сразу несколько фирм. Наибольшего внимания заслуживает, пожалуй, опыт создания двух пластмассовых «Финнов» - эльвст-ремовского и так называемого «HVM-Финна» (рис. 1).

Пауль Эльвстрем, купив в 1962 г. фирму, производившую пластмассовые швертботы, начал с того, что набрал в качестве рабочих опытных и любящих свое дело яхтсменов, справедливо полагая, что только с таким коллективом можно по-настоящему работать над совершенствованием гоночных судов. Даже в парусной мастерской фирмы работают швеи-яхтсменки. Некоторое время новые заказы не принимались. Это время было использовано для строительства и испытаний экспериментальных «Финнов» и для налаживания серийного производства.

Правила постройки «Финна», составленные с расчетом на деревянную конструкцию судов, допускают довольно значительные отклонения в форме корпуса. Иначе и нельзя: деревянный корпус в процессе эксплуатации может деформироваться, и несправедливо было бы лишать права участия в гонках судно, построенное правильно, но от времени изменившее свою форму. Корпуса же, изготовленные из армированной пластмассы - стеклопластика,- как показывает практика, почти не деформируются. Это дало возможность изменять в пределах строительных допусков сам теоретический чертеж корпуса, не опасаясь нарушений правил постройки. Так были созданы эльвстре-мовские супер-«Финны», пущенные затем в серийное производство.

Эксперименты производились не только над корпусом. Известно, что на «Финне» вес рулевого играет очень большую роль. Более тяжелый рулевой в сильный ветер может нести парус на более жестком рангоуте, т. е. эффективнее использовать силу ветра. В результате проведенных экспериментов была найдена зависимость между весом рулевого и наивыгоднейшей жесткостью рангоута. Типичная кривая прогиба эльв-стремовский мачты показана на рис. 2.

По окончании экспериментов была сразу заложена большая серия судов. Сейчас на верфи могут одновременно строиться 30 «Финнов», причем нет обычного деления на «серийные» суда и «экстра»: все суда совершенно одинаковы и отличаются только цветом.

Такие вещи, как рулевое устройство, погон гика-шкота, петли для откренивания, эжекторы - выполнены просто и изящно. Эжекторов четыре. Два из них расположены на обычных местах - у заднего обреза швертового колодца, два других - дальше в корму и ближе к бортам.

Наклон мачты определяется регулируемым шпором (рис. 3).

К ползуну гика-шкота на погоне проведены с бортов два тонких тросика, выбирая или потравливая которые, можно устанавливать ползун на различных расстояниях от диаметральной плоскости (рис. 4). Тросики эти закладываются на эксцентриковые стопора.

Особенно хороши эльвстремовские паруса, которые выпускаются трех типов- для сильного, среднего и слабого ветра. Парус для сильного ветра выглядит плоским, если он поставлен по маркам, но стоит потравить фал и гика-шкот на 1-1,5 см, как парус приобретает значительное пузо и становится пригодным для слабого ветра. Парус для слабого ветра шьется наибольшей возможной площади. Примерно на 10 см выше галсового угла делается второй кренгельс, подтягивая который к гику, можно делать парус более плоским. Каждый готовый парус проверяется на берегу на специальной мачте (рис. 5).

Рулевое устройство имеет подъемный румпель и приспособление для удержания руля на месте при опрокидывании швертбота в виде полоски из пружинной стали, прикрепленной к транцу (рис. 6). Петли для откренивания регулируются как по длине, так и по положению (рис. 7; см. также рис. 4).

Запас плавучести обеспечивается особой «двубортной» конструкцией корпуса (рис. 8). В междубортном пространстве закреплены четыре пенопластовых цилиндра. Обращает на себя внимание отсутствие «форточек» в транце. Очевидно, с таким запасом плавучести судно, даже полностью залитое водой, плавает достаточно высоко, так что вода быстро выливается из кокпита через открытые эжекторы.

Если эльвстремовский «Финн» представляет собой чисто пластмассовое судно (рис. 9) со всем его изяществом и законченностью, то «HVM-«Финн», разработанный Нелй и Маарсом в содружестве со специалистом по пластмассовому судостроению Флигером, выглядит скорее попыткой повторить в пластмассе деревянную конструкцию. Из преимуществ пластмассы перед деревом в полной мере использована, пожалуй, только ее большая водонепроницаемость.

Запас плавучести обеспечивается устройством воздушных ящиков под бортовой палубой и герметизацией носового отсека. Удобства работы для рулевого почти такие же, как и на эльвстремовском «Финне», за исключением того, что оттяжка для фиксирования положения ползуна гика-шкота на погоне закладывается на стопор, расположенный в середине поперечного бруса, что лишает рулевого возможности управлять ею на лавировке при откренивании, хотя сам ползун выполнен на роликах, как будто специально для облегчения такой работы. Концы погона, представляющего собой трубу из нержавеющей стали, закреплены на специальных бортовых кронштейнах, хотя достаточно было удлинить погон всего на несколько сантиметров, чтобы закрепить его на стенке воздушного ящика.

Петли для откренивания расположены так же, как у Эльвстрема, но не предусмотрена возможность регулировки. Мачта при выбранном гика-шкоте изгибается почти по дуге окружности. Парус снабжен застежкой «молнией» для убирания пуза в сильный ветер.

Как на эльвстремовских, так и на «HVM-Финнах» не раз выигрывались крупные международные соревнования, поэтому трудно отдать предпочтение ходовым качествам того или другого типа. Тем не менее, эльвстремовский «Финн» получил более широкое признание. Суда именно этого типа построены в Японии для участников Токийской Олимпиады.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то