Боевые приемы борьбы. Использование приемов борьбы самбо для обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел Боевые приемы борьбы в мвд пособие

Цели и задачи боевых приёмов борьбы

1. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.

2.На занятиях решаются следующие задачи:

- обучение боевым приемам борьбы и тренировка в выполнении этих приемов;

Обучение умелым действиям в использовании средств индивидуальной защиты и нападения, применения наручников и использования подручных средств в рукопашной схватке;

Выработка выносливости, ловкости, скорости, силы, решительности, быстроты ориентировки и инициативы;

Воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его.

Специальная дисциплина по боевым приёмам борьбы представляет собой часть науки о физической подготовке и изучает закономерности физического совершенствования сотрудников с помощью характерных для неё средств, методов и форм в интересах боевой подготовки.

В основе теоретических положений при определении целей, задач и содержания подготовки, к боевым приёмам борьбы они опирается на главные принципы закономерности теории деятельности, разработанные отечественными психологами.

В процессе преподавания дисциплины по боевым приёмам борьбы используются теоретические и организационные положения, системы понятий, разработанная теорией и организацией физической подготовки.

Поскольку основной структурой частью боевых приёмов борьбы являются единоборство, то многие приёмы, двигательные действия, методические и тактические положения и понятия заимствуются из практики спортивных единоборств (борьбы, бокса, фехтования и т.д.).

Следует сказать, что только конкретный понятийный аппарат позволяет создать стройную систему знаний специальной дисциплины «Боевые приёмы борьбы».

Основные понятия по боевым приёмам борьбы

Боевые приёмы борьбы представляют собой вид служебно-боевой деятельности сотрудников органов внутренних дел в ближнем бою с целью самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан с правонарушителем.

Боевые приёмы борьбы – это специально организованные движения, сливающиеся в единый акт, в котором перерывом между отдельными составляющими его частями. Они выработаны в боевой практике с учетом анатомии человека и биомеханики его движений. Приемы составляют технику единоборств и являются предметом обучения военнослужащих в их подготовке к рукопашном бою.

Удар – резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху.

Отбив – ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели.

Конвоирование сопровождение противника в нужном направлении угрозой оружия или взаимодействием болевого приема.

Загиб рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову).

Замок способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечье другой.

Самостраховка смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов.

Под профессиональной прикладной подготовкой – понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение задач как общих, так и специальных для соответствующего рода профессий.

Страховка поддержка партнера при его падениях в процессе обучения.

Захват – активный «контакт» с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку.

Передвижение перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику.

Нырок быстрая группировка туловища с одновременным движением под атаку противника.

Изготовка к бою – наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника.

Стойки вертикальное положение обучаемых, применяемые в качестве исходного положения перед выполнением приема.

Дистанции – положение противника по отношению друг к другу, определяемое расстояние между ними, которое бывает дальним (кода контакт между противниками достигается после совершения одного шага или скачка); средним (когда контакт с противником достигается за счет одного шага, скачка или выпада); ближним (когда контакт осуществляется без дополнительных движений);

Атаки – действия стремительного нападения на противника в процессе единоборств. Они бывают простыми и сложными. Простые атаки состоят из одного приема, которым возможно уничтожение или выведение из строя противника. В сложные атаки включаются: первое атакующее действие, развитие атаки, завершение или выход из неё. Первым атакующим действием, при удачном его проведении атака может завершиться. Для развития атаки используются наиболее действенные приемы, следующие один за другим и заканчивающиеся таким, который бы обеспечил победу над противником. При неудавшейся атаке предусматриваются действия, необходимые для выхода из неё (отход, уход) и дальнейшего продолжения единоборства. Разновидностями атак являются:

Контратаки – это разновидность встречных атак на противника, начавшего свою, как правило, сложную атаку. Они начинаются на первое движение противника с целью опередить его в атаке.

Для определения содержания БПБ необходимо рассмотреть стандартные ситуации, которые возникают при столкновении с преступником. В настоящее время большинство преступников имеют пистолет, нож, гранаты, подручные средства (шило, нунчаки, цепь и др.) Первая ситуация, когда сталкиваются преступник и сотрудник ОВД вооружены.

В этом случаи нападающая сторона (преступник) будет стремиться поразить сотрудника выстрелом. Обороняющая сторона попытается отбить атаку и перейти к атакующим действиям. В таком случае содержание рукопашной схватки будет составлять приёмы боя с оружием и самозащита при угрозе пистолетом.

Вторая ситуация – это когда оба «противника» не вооружены. В ней содержание рукопашной схватки составляют приёмы без оружия: удары рукой, ногой, болевые приёмы, броски, защиты от ударов руками, ногами и т.д.

Третья ситуация, при которой один из « противников» вооружен. В этой ситуации будет задача обезоружить противника.

Технику БПБ составляют комплекс приемов, соответствующих цели деятельности сотрудников ОВД. Таким образом, объектом классификации техники БПБ являются приемы.

Приёмы подразделяются:

Подготовительные приёмы- приёмы нападения;

Приёмы защиты;

Специальные приёмы и действия.

К подготовительным приёмам относятся:

Положения, стойки, изготовки к бою;

Передвижения, шагом скачком;

Приёмы самостраховки группировки, кувырки, падения.

К приёмам нападения относятся:

Приёмы нападения с оружием - тычки, удары, уколы автоматом, удары палкой резиновой, удары ножом.

Приёмы нападения без оружия – удары рукой, удары ногой, болевые и удушающие приёмы, броски.

К приёмам защиты относятся:

1. Приёмы защиты с оружием:

При уколе штыком, ударе стволом, ударе палкой;

С использованием палки резиновой.

Приёмы защиты без оружия:

От ударов рукой, ногой и головой;

Освобождения от захватов и обхватов.

Обезоруживание:

При угрозе автоматом, пистолетом;

При ударах ножом и палкой резиновой.

Специальные приёмы и действия:

Наружный осмотр;

Связывание и надевание наручников;

Сопровождение.

Оценка за выполнение курсантами БПБ выставляется на основе определения качества выполнения заданий, направленных на решение типовых задач с помощью БПБ, характерных для оперативно служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Например, «Силовое задержание правонарушителя. Находясь сзади нарушителя, болевым приёмом задержать, обезвредить его и сопроводить в заданном направлении» - для курсантов первого курса.

«Силовое задержание правонарушителя. Бегущего навстречу нарушителя задержать любым приёмом, с последующим надеванием на него наручников, провести наружный осмотр и сопроводить в заданном направлении» - для курсантов третьего курса.

9.1. Занятия по изучению и отработке боевых приемов борьбы (далее – БПБ) направлены на формирование навыков, необходимых для самозащиты, задержания и сопровождения правонарушителя, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах при обезоруживании.

9.2. Занятия проводятся на ровной площадке, специально подготовленной яме с песком и опилками или в спортивном зале с использованием ударных тренажеров, макетов ножей, пистолетов, автоматов, наручников, резиновых палок.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

хорошим знанием приемов самостраховки;

четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;

высокой дисциплинированностью сотрудников,

своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;

систематическим контролем за соблюдением установленных норм и требований безопасности при проведении занятий.

9.4. Удары руками используются в качестве упреждающих и ответных действий при нападении противника или его задержании. Удары могут наноситься в различных сочетаниях.

Эффективность ударов зависит от скорости и последовательности движений различных частей тела, участвующих в проведении удара. Это ноги, туловище, плечи и руки. Своевременно и точно нанесенный удар или серия ударов вызывает сильный болевой шок, потерю двигательных способностей или потерю сознания.

Умение быстро и точно нанести удары руками и ногами в открытые части тела нападающего (рис.1) может оказаться решающим для достижения победы.

1 - подбородок, 2 - челюсть, 3 - ключица, 4 - гортань, 5 - сонная артерия,

6 - носогубная складка, 7 - глаза, 8 - височная область, 9 - область сердца,

10 - солнечное сплетение, 11 - селезенка, 12 - печень, 13 - паховая область,

14 - колено, 15 - голень, 16 - подколенная ямка, 17 - локоть, 18 - основание черепа, 19 - почки, 20 - внутренняя лодыжка, 21 - лоб, 22 - копчик.

9.5. В подготовительной части занятий используются комплексы упражнений, способствующие изучению основных двигательных навыков при нанесении ударов и проведении защитных действий.

9.5.1. В базовой технике кисть во время ударов в основном используется в двух положениях: сжатой в кулак (рис.2) и открытой, пальцы вместе (рис.3).



Рис.2 Рис.3

9.5.2. Комплекс упражнений № 1 (удары руками)

Выполняется на 16 счетов.

"Раз-два" – удары правой (левой) рукой сверху в голову.

"Три-четыре" – боковые удары правой (левой) рукой в голову.

"Пять-шесть" – прямые удары правой (левой) рукой в голову.

"Семь-восемь" – прямые удары правой (левой) рукой в грудь.

"Девять-десять" - боковые удары правой (левой) рукой в нижнюю часть туловища.

"Одиннадцать-двенадцать" – прямые удары правой (левой) рукой в туловище.

"Тринадцать-четырнадцать" - удары правой (левой) рукой снизу в живот.

"Пятнадцать-шестнадцать" - удары правой (левой) рукой наотмашь в голову.

9.5.3. Комплекс упражнений N 2 (защитные действия от ударов руками)

Выполняется на 16 счетов.

Исходное положение - фронтальная стойка.

"Раз-два" – подставка предплечья правой (левой) руки против ударов сверху в голову.

"Три-четыре" – подставка предплечья правой (левой) руки против боковых ударов в голову.

"Пять-шесть" – отбивы внутрь предплечьем поднятой правой (левой) руки против прямых ударов в голову.

"Семь-восемь" – отбивы предплечьем поднятой правой (левой) руки внутрь против прямых ударов в грудь.

"Девять-десять" – подставка предплечья опущенной правой (левой) руки против боковых ударов в туловище.

"Одиннадцать-двенадцать" – отбивы внутрь предплечьем опущенной правой (левой) руки против прямых ударов в туловище.

"Тринадцать-четырнадцать" – подставка предплечья опущенной правой (левой) руки против ударов снизу в живот.

"Пятнадцать-шестнадцать" - подставка обоих предплечий правой (левой) руки вперед против ударов наотмашь в голову.

9.6. В содержание основной части занятий по изучению и отработке БПБ для сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России включаются удары руками, защитные действия от ударов, болевые приемы задержания, освобождения от обхватов (захватов); личный досмотр под угрозой применения табельного оружия (в положении стоя и лежа), надевание наручников и связывание.

9.7.Болевые приемы задержания используются в зависимости от ситуации и с одновременным нанесением упреждающих или ответных ударов. Удары наносятся в уязвимые (болевые точки) места (туловище, верхние и нижние конечности, голову, шею) для отвлечения внимания противника от выполнения основного приема.



Удары в голову, грудь - опрокидывают противника назад; в живот, пах - наклоняют вперед. Выполняя задержание, необходимо правильно выбирать место нанесения упреждающего удара.

9.7.1. Задержание з агибом руки за спину «толчком».

При подходе сзадис шагом вперед захватом одноименной руки противника за запястье и отведением ее назад - в сторону (рис. 4) выполнить упреждающий удар ногой под колено или рукой в затылок. Толчком ладони свободной руки в локтевой сустав противника захватить его локоть, отвести предплечье противника за его спину, встать к противнику боком, обозначив «узел руки рукой» (рис. 5, 6). При этом, соблюдая обязательное условие
(его локоть у вас на бедре – ваш локоть у него на позвоночнике), свободной рукой захватить ближнее плечо противника и притянуть его к себе, создать болевое воздействие (далее – загиб руки за спину) (рис. 7).

Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7

9.7.2. Сопровождение загибом руки за спину является основным заключительным элементом большинства приемов и выполняется с выведением противника из равновесия, прижимая его к себе и заставляя болевым воздействием следовать в заданном направлении (рис 7).

9.7.3. Задержание загибом руки за спину «рывком» . С шагом вперед подставить предплечье руки перед разноименным предплечьем противника. Свободной рукой сделать захват за локоть и произвести сильный рывок на себя, выводя его из равновесия и одновременно сгибая его руку (рис. 8, 9), завершить прием загибом руки за спину (рис. 10, 11).

Рис. 8 Рис. 9
Рис. 10 Рис. 11

9.7.4. Задержание загибом руки за спину «замком» . Приемиспользуется при предотвращении попытки достать противником оружие из кармана брюк. С шагом вперед пропустить руку между разноименным предплечьем и бедром противника, заблокировав ее в кармане (рис. 12). Другую руку расположить снаружи от локтевого сустава и соединить пальцы рук в замок (рис. 13). Рванув захваченную руку вверх и на себя (рис. 14), завершить прием загибом руки за спину (рис. 15).

Рис. 12 Рис. 13 Рис. 14
Рис. 15

9.7.5. Задержание рычагом руки внутрь . Прием используется при предотвращении попытки захвата за воротник спереди, а также против нанесения ударов сверху, сбоку в голову, в туловище. Одновременно с нанесением упреждающего удара ногой захватить запястье руки противника двумя руками (одна - снизу, другая – сверху), с поворотом к задерживаемому боком вывернуть захваченную руку, принять устойчивое положение в полуприседе, заблокировать плечевой сустав захваченной руки противника между своими плечом и бедром. Создавая излом в локтевом суставе с последующим дожимом кисти по направлению к внутренней части запястья и скручиванием её вниз, обеспечить болевое воздействие.

Завершить прием загибом руки за спину (рис. 16).

9.8.2. Освобождение от обхвата туловища спереди с руками выполняется с шагом назад и одновременным ударом кулаком снизу в пах и разведением рук в стороны (рис. 18).

9.8.4. Освобождение от обхвата туловища сзади с руками выполняется с захватом за запястье руки противника, расположенной сверху в замке, нанесением удара свободной руки в пах (пяткой в голень, подъем стопы), с последующим шагом в сторону захваченной руки противника и выполнением загиба руки за спину (рис. 20).

Противник должен оказаться в «растянутом» положении и не способным оттолкнуться от стены.

При обнаружении предметов в карманах изъять эти предметы, вывернув карман наизнанку. Осуществить сопровождение.

9.9.2. Личный досмотр под угрозой применения оружия в положении лежа (рис. 22).

Рис. 22

Под угрозой применения оружия и с безопасного расстояния (не ближе трех метров) голосом дать команду противнику: «Стой! - Стрелять буду! - Руки вверх! - Кругом! - Встать на колени! - Лечь на живот! - Руки за спину!» Подойти к лежащему сзади сбоку и согласно подпункту 9.10.2. надеть наручники. Тщательно ощупать его одежду и головной убор. При обнаружении предметов в карманах изъять эти предметы, вывернув карман наизнанку. Осуществить сопровождение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. К вопросу обучения боевым приемам борьбы сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел

боевой борьба физический подготовленность

В последнее время министерство внутренних дел России все больше внимания уделяет выработке у сотрудников навыков умелого применения приемов задержания и сопровождения правонарушителей. В результате изучения раздела «Боевые приемы борьбы» у сотрудников органов внутренних дел должен выработаться устойчивый навык задержания вооруженного и невооруженного правонарушителя. В соответствие с примерной рабочей программой для сотрудников среднего и старшего начальствующих составов впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, на изучение раздела «Боевые приемы борьбы» отводится 60 часов. Тематика и последовательность изучения приемов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Тематический план раздела «Боевые приемы борьбы»

Тема занятия

Всего часов

Специально-подготовительные упражнения

Удары руками и ногами

Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)

Освобождение от захватов и обхватов

Задержание и сопровождение правонарушителя

Обезоруживание правонарушителя вооруженного ножом

Обезоруживание правонарушителя вооруженного пистолетом

Личный досмотр, связывание, сковывание

Тактико-техническая подготовка

Из таблицы видно, что материал программы по обучению боевым приемам борьбы достаточно обширный и охватывает практически весь спектр приемов, рекомендованный приказом МВД России от 13.11.12 № 1025 ДСП. Учитывая то, что сотрудники, впервые принимаемые на службу, в большинстве своем, недостаточно хорошо физически подготовлены и лишь единицы раньше занимались в спортивных секциях, 60 часов на изучение боевых приемов борьбы недостаточно.

Распределение учебных часов и последовательность изучения тем, на наш взгляд, также нуждается в некоторой корректировке. Так на изучение техники выполнения ударов руками и ногами отводится шесть часов, а на тему «Освобождение от захватов и обхватов» - только четыре. Тогда как в задачах связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, предназначенных для проверки уровня физической подготовленности сотрудников на контрольных занятиях, демонстрации ударов нет вообще, а приемы освобождения от захватов и обхватов представлены в полном объеме.

Научить выполнению задержания правонарушителей бросками за пять учебных занятий практически невозможно. Для изучения бросков слушатели должны владеть приемами страховки и самостраховки, в противном случае обучение и, тем более, совершенствование навыков выполнения бросков неизбежно приведет к получению травм.

Способы страховки и самостраховки отрабатываются при изучении темы: «Специально-подготовительные упражнения» на изучение которой отводится всего одно занятие. За это время сформировать навык выполнения самостраховки нереально. Поэтому при изучении темы «Броски» на наш взгляд целесообразно акцентировать внимание слушателей только на задержание броском с захватом ног сзади который прост в изучении и эффективен в применении, остальные броски должны рассматриваться только в демонстрационном, информативном виде и совершенствоваться самостоятельно в дополнительное время, либо увеличить количество часов.

Также необходимо скорректировать и последовательность изучения тем раздела «Боевые приемов борьбы». В соответствии с требованием приказа МВД России от 13.11.12 № 1025 ДСП все технические действия выполненных боевых приемов борьбы должны заканчиваться задержанием и сопровождением. Это значит, что на начальном этапе обучения слушатели должны научиться правильно выполнять приемы задержания и сопровождения. В предлагаемой последовательности приемы задержания и сопровождения изучаются после тем «Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)» и «Освобождение от захватов и обхватов». Таким образом, нарушается один из основных принципов обучения - принцип последовательности и систематичности.

На наш взгляд, наиболее логичной и оптимальной была бы следующая последовательность изучения тем раздела «Боевые приемы борьбы»:

1.«Специально-подготовительные упражнения»

2. «Удары руками и ногами»

3. «Задержание и сопровождение правонарушителя»

4. «Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)»

5. «Обезоруживание правонарушителя вооруженного ножом»

6. «Обезоруживание правонарушителя вооруженного пистолетом»

7. «Освобождение от захватов и обхватов»

8. «Броски»

9. «Личный досмотр, связывание, сковывание»

10. «Тактико-техническая подготовка»

Такая последовательность систематизирует процесс изучения боевых приемов борьбы, что, в конечном итоге, позволит успешно применять приобретенные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.

2. О необходимости изменения порядка контроля уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации определяет основы организации физической подготовки сотрудников для формирования физической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечения высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Основным средством физической подготовки являются общефизические упражнения (на силу, быстроту и ловкость, выносливость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы).

С целью проведения занятий по физической подготовке все сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации распределены на две категории:

Сотрудники полиции.

Сотрудники, не являющиеся сотрудниками полиции.

Требования к физической подготовленности данных категорий сотрудников различны. Для сотрудников полиции проверка осуществляется по двум общефизическим упражнениям (по одному на силу, быстроту и ловкость) а также выполнением боевых приемов борьбы. Для сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции, предусмотрен один вид контроля физического состояния на выбор или на силу, или на быстроту и ловкость. Кроме этого спектр боевых приемов борьбы сокращен. Контроль физического качества «выносливость» для сотрудников полиции и сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции, не предусмотрен.

Несмотря на различные подходы в определении физической подготовленности сотрудников данных категорий, требования к их профессиональной составляющей едины. Обратимся к статье 27 части 14 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» где сказано «…сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:…. принять меры предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержанию лиц подозреваемых в их совершении», то есть осуществить силовое задержание. Силовое задержание или силовое противодействие предусматривает определенную (достаточную) степень общей физической подготовленности и уверенное владение боевыми приемами борьбы. Это относится, как к сотрудникам полиции, так и к сотрудникам органов внутренних дел России, не являющихся сотрудниками полиции. Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке определенным федеральным органом исполнительской власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяется установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции) . Насколько физическая составляющая сотрудников различных категорий в том числе сотрудников-женщин обеспечит выполнение требований Закона?

Рассмотрим требования к уровню владения сотрудниками боевыми приемами борьбы. «Выполнено» - если сотрудник уверенно и эффективно защитился от атакующих действий (переместился с пути движущейся атакующей конечности или направления ствола огнестрельного оружия, отбил атакующую конечность встречным ударом (выбил оружие), остановил атакующую конечность либо отбивом отвел ее в сторону, обозначил расслабляющий удар и освободился от захвата (обхвата), подавил сопротивление (акцентированно обозначил удар, толчком или рывком вывел ассистента из равновесия); ограничил свободу передвижения ассистента (сковал его руки болевым приемом, надежным и удобным для сопровождения, надел наручники или связал, вынудил ассистента угрозой применения оружия повиноваться или условно применил его на поражение. Данные требования распространяются на все категории сотрудников. Мало того, при решении задач по ограничению свободы передвижения ассистент, предусматривается выполнение защитных действий от ударов, освобождение от захватов и обхватов, пресечение действий с огнестрельным оружием, с соблюдением условий, исключающих возможность атакуемого заранее (до начала атаки) знать какое атакующее действие будет проводить ассистент.

Моделируя практическую ситуацию по силовому задержанию правонарушителя сотрудником-женщиной, рассмотрим ее функциональную готовность для выполнения поставленной задачи. В частности, женщину, являющуюся сотрудником полиции. Согласно Наставлению, уровень общей физической подготовленности сотрудника полиции определяется по минимальному количеству баллов, набранных в двух упражнениях на выбор (на силу, быстроту и ловкость). Значит, набрав минимальное количество баллов, сотрудник функционально готов выполнить возложенные на полицию обязанности. В рамках эксперимента нами было предложено сотрудникам-женщинам всех возрастных категорий выполнить упражнения челночный бег 10Х10 не бегом, а спортивной ходьбой (шагом) то есть без фазы полета.

На основе полученных данных были рассчитаны усредненные результаты.

до 25 лет - средний результат 39,5 с, что составляет 25 баллов;

до 30 лет - 39.5 с - 25 баллов;

до 35 лет - 41 с. - 24 балла;

до 40 лет - 41 с. - 24 балла;

до 45 лет - 43 с. - 22 балла;

более 45 лет - 45 с. - 20 баллов.

Имея определенное количество баллов, полученное при ходьбе, рассмотрим насколько трудно будет набрать минимальное количество баллов для определения физической подготовленности выполняя упражнения на силу на выбор

Полученные данные позволяют сделать вывод, что при ходьбе челноком 10Х10 набрать минимальное количество баллов выполняя упражнение на силу (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны вперед из положения лежа на спине в течение 1 минуты) не вызывает никаких сложностей. И чем старше сотрудник-женщина, тем легче набрать необходимое количество баллов характеризующих физическую подготовленность сотрудника как достаточную. О какой физической подготовленности для выработки высокой работоспособности в процессе служебной деятельности может идти речь?

При этом требования Закона определяет обязанность сотрудника по силовому задержанию правонарушителя, не дифференцируя его по гендерным различиям и возрасту. Также при проверке физической подготовленности сотрудников в период инспектирования, контрольных и целевых проверок сотрудники-женщины должны выполнять упражнения по разделу боевые приемы борьбы без каких либо ограничений.

Исходя из этого, возникает вопрос: может ли сотрудник-женщина, имеющий очень слабую общефизическую подготовленность осуществлять силовое задержание или противодействовать правонарушителю (т.е. быть физически готовой выполнять эффективно упражнения из раздела боевые приемы борьбы)? Эта задача заведомо не выполнима. Тем более, когда согласно ст. 32 ФЗ-3 «О полиции» мы можем привлечь к выполнению обязанностей, возложенных на полицию сотрудников, не являющиеся сотрудниками полиции, у которых требования по физической подготовленности еще ниже, а перечень боевых приемов борьбы ограничен.

О данном диссонансе мы говорили и ранее. Считаем ошибкой исключение из числа обязательных контрольных упражнений испытаний на выносливость у всех категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также крен на выполнение упражнений из раздела БПБ без соответствующей общефизической подготовленности. По нашему мнению базисом должна являться более серьёзная общефизическая подготовка во всех возрастных группах, а раздел БПБ должен быть дифференцирован как при изучении, так и при проведении проверок с учетом специализации и гендерных различий.

Литература

1. Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение уровня физической подготовленности сотрудников для несения профессиональной службы. Направления тренировочных занятий для совершенствования специальных умений и навыков. Определение уровня выносливости, координационных и силовых способностей.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов в группе начальной подготовки. Методика обучения основным техническим приемам в нападении баскетболистов. Организация исследования динамики показателей физической и технической подготовленности детей.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2011

    Проблема недостаточной физической подготовленности сотрудников отдела специального назначения УФСИН России по Хабаровскому краю. Воспитание прикладных морально-волевых, психологических и физических качеств. Применение методики комбинированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2015

    Упражнения, применяемые для развития физической подготовленности футболиста. Обучение техническим приемам игры в футбол. Удар средней, внешней и внутренней частью подъема. Удар боковой частью лба. Методы достижения высших форм двигательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Исследование физической подготовки футболистов 10-11 классов в процессе тренировочного цикла. Разработка методики преподавания физической подготовки и обучения техническим приемам игры в футбол. Правила ударов ногами по мячу. Техника игры вратаря.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Физическая подготовка как основа развития технических приемов футболистов. Средства и методика преподавания физической подготовки. Методы развития координационных способностей, гибкости, выносливости. Особенности и техника обучения применения финтов.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Сущность и значение контроля в физическом воспитании и его виды. Проверка и оценка двигательных умений и навыков, полученных на уроках физической культуры. Тестирование уровня физической подготовленности. Контроль функционального состояния учащихся.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Понятие о работоспособности, её виды и способы оценки. Методические подходы к определению физической работоспособности спортсмена. Влияние спортивных тренировок на динамику развития работоспособности у ориентировщиц разного уровня подготовленности.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2014

    Назначение средств индивидуальной защиты от падений с высоты. Типы обвязок, элементы "беседки". Точки страховки, выполняемые в виде D-образных металлических пряжек. Разрывной ус самостраховки (daisy chain). Полная система страховки (комбинированная).

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Характеристика методики совершенствования техники и тактики игры в волейбол у юношей 15-17 лет. Современные подходы к обучению игры в волейбол. Особенности обучения игровым приемам. Физическая, техническая и тактическая подготовка юных волейболистов.

Муслимов Руслан Абдуллаевич,преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г.Тюмень[email protected]

Использование приемов борьбысамбодля обучения боевым приемам борьбысотрудников органов внутренних дел

Аннотация.Авторисследуют возможность активного использования техники самбов физической подготовке сотрудников органов внутренних дел для обучения боевым приемам борьбы. В настоящее время в нашей стране однимиз популярных видов единоборств является самбо. Навыки самбовозможно использовать для обучения сотрудников ОВДприемам освобождения отразличных захватов; защиты от ударов ножом или тяжелым предметом;защиты от ударов невооруженного противника; защиты отугрозы оружием.Ключевые слова:сотрудники органов внутренних дел, самбо, боевые приемы борьбы,физическая подготовка,профессиональное обучение, образовательные организаций системы МВД России.

Одной из важнейших направлений кадровой политикиМВД России является деятельность, направленная на совершенствование физической подготовки учащихся образовательных организацийМВД России.Изучение приемов борьбы является необходимым компонентом подготовки специалистов. Полученные навыки грамотного, юридически обоснованного использования приемов задержания правонарушителей способствуютэффективному выполнению сотрудниками ОВД служебных обязанностей.Значимость обучения сотрудниками боевых приемовборьбы сложно переоценить. Однако при осуществлении учебнотренировочного процесса выявляется ряд проблем, связанных с организациейподготовки, выбора наиболее оптимальных средств и методов обучения, учета возрастных особенностей занимающихся. Анализ научных статей, диссертационных исследований в области физической подготовки сотрудников ОВД свидетельствует о развитии инновационных процессов в организации и методикеобучения боевым приемам борьбы. В частности, достаточно активно исследуется возможность использования современных средств и методов различных единоборств для физической подготовкиполицейских. Так, уже исследованавозможность активного использованиядзюдо, боевого самбо, бокса, айкидо иджиуджитсув боевой подготовке сотрудников.Внашей стране различные виды борьбыявляется популярными видамиспортасреди молодежи.Поступая в образовательные организацииМВДРоссии, многие сотрудникиуже имеют спортивные разряды по дзюдоили самбо. К тому же, исходя из педагогического опыта преподавателейизвестно, что навыки приемов различных видов борьбывозможно использоватьв приемах:защиты от ударов невооруженного противника ипротивника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;освобождения от захватов и обхватов;при угрозе оружием;защиты от группового нападения.Исходя из анализа результатов опросаслушателей, поступившихна обучение в Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД России выявлено, что у 45% сотрудников уже имеют навыки различных единоборств. Наиболее популярны:бокс, дзюдо,самбо,карате, джиуджитсу.Однако, на сегодняшний день, теория и методика физической подготовки сотрудников МВД России, не располагают достаточными научными теоретическими сведениями о позитивном влиянии средств различных видов борьбы на учебнотренировочный процесс подготовки сотрудников ОВД к применению физической силы в критической ситуации служебной деятельности. Таким образом, наблюдается ряд противоречий на социальнопедагогическом уровне, научнотеоретическом уровне, научнометодическом уровне.На социальнопедагогическом уровне. Требование современного общества ‬подготовка физически развитого, способного выполнять свой профессиональный долг сотрудника ОВД, однако существующий образовательный процесс по физической подготовке в вузах МВД России не использует в достаточной мере накопленный теоретический и практический опыт формированиянавыков боевых приемов борьбы, что, несомненно сказывается на уровне профессиональной пригодности выпускников.На научнотеоретическом уровне. На сегодняшний день, теория и методика служебноприкладной физической подготовки, не располагают достаточными научными теоретическими сведениями о позитивном влиянии средств спортивного самбона учебнотренировочный процесс подготовки сотрудников ОВД к применению физической силы и боевых приемов борьбы в критической ситуациинесения службы. На научнометодическом уровне. В настоящее время преподаватели образовательных организаций системы МВД России по физической подготовке, а так же сотрудники, осуществляющие физическую подготовку в территориальных органах внутренних делнедостаточно вооружены современными методиками использования средств спортивного самбодля формирования надежных навыков боевых приемов борьбы, что значительно снижает эффективность занятий по физической подготовке. Анализ соответствующей литературы и практики физической подготовки сотрудников ОВД так жепозволяет выявить следующие противоречия: ‬между высокими требованиями общества к уровню профессиональной подготовке сотрудников ОВДи образовательным процессом, в котором недостаточно внимания уделяется использованию средств (техники) самбо;‬между имеющимися научнотеоретическими разработками, отмечающими, что использование единоборств в служебноприкладной физической подготовке курсантов и слушателейобразовательных организаций МВД Россииможет способствовать их профессиональной подготовке и недостаточной разработанностью научнотеоретических сведений указывающих на позитивное влияние использования средств самбо вучебнотренировочном процессе подготовке сотрудников ОВД;‬между большим количеством сотрудников ОВД, владеющих приемами спортивного самбои недостаточной разработанностью методик по использованиюспортивного самбов процессе их физической подготовки.Анализ актуальности и выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных средств самбо иметодики оптимального их использования для оптимизации обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России и сотрудников территориальных органов внутренних дел.

Для решения данной проблемы предполагается исследовать влияние активного использования средств спортивного самбов учебнотренировочном процессе физической подготовки на уровень сформированности навыков боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения.Предполагается, что использование средств (приемов) спортивного самбов учебнотренировочном процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучениябудет эффективным, если:‬выявить в техническом арсенале самбоприемы, соответствующие служебноприкладной направленности физической подготовке сотрудников ОВДи распределить их по темам учебной программы;‬разработать методику применения средств самбо, оптимизирующих процессе физической подготовки;‬улучшить функциональное состояние опорнодвигательного аппарата слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программампрофессионального обучения в процессе физической подготовке в вузе и специальных антропометрических показателей, физического состояния (физического развития и физической подготовленности), а также физическую работоспособность;‬субъективная самооценка состояния опорнодвигательногоаппарата сотрудников, будет приближаться к инструментальной (объективной).В данном случае, нам представляется достаточно актуальным и перспективным исследование возможности использования техники спортивного самбо для использования в учебнотренировочном процессе обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД.К тому же данное исследование позволит выявить механизмреализациипринципаиндивидуально‬дифференцированного обучения. При этом, учитывается индивидуальнаяпредрасположенность сотрудниковк восприятию учебного материала, основаннаяна активном использовании уже сформированных ранее навыков техники различных единоборств: бросковой техники (самбо, дзюдо), или техники болевых воздействий на суставы (джиуджитсу);или использованияударной техники (бокс, карате).Объект исследования: учебнотренировочный процесс физической подготовки слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России.Предмет исследования: средства обучения боевым приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России.Цель исследования: выявление условий эффективного использования техники самбо дляобучения боевым приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России и условий их использования.Анализ нормативноправовых документов, учебных программ, учебнометодических пособий, средств, регламентирующих физическую подготовку сотрудников ОВД выявил возможность использования техники спортивного самбо для обучения боевым приемам борьбы. Броски, болевые и удушающие приемы изучаются сотрудниками на занятиях по предмету «Физическая подготовка»в образовательных организациях системы МВД России,а также на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке в территориальных органах МВД России.Анализ эффективных средств и методов борьбы самбо выявил актуальную и востребованную технику: приемов защиты от ударов невооруженного противника, противника, вооруженного ножом, предметом; приемов освобождения от захватов и обхватов; приемов защиты при угрозе оружием, приемов борьбы лежа.Именно в этой борьбе для выполнения болевых приемов лежа применяется самая разнообразная техника, использующая различные части тела, в том числе и ноги. Броски в самбо можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах противника. В дзюдо, на пример, захваты за ноги запрещены. Самбо, как вид спорта состоит из двух частей: спортивное самбо (борьба) и боевое самбо.История создания самбо связана с личностью выдающегося отечественного мастера единоборств Василия Ощепкова. 29 октября 1911 года Василий Ощепков был зачислен в школу дзюдо Дзигиро Кано. По окончании курса Ощепков получил высокую мастерскую степень второй дан. Очевидно, что основой самбо является всё же дзюдо. После победы социалистической революции в России этот факт всячески замалчивали. Молодое советское единоборство не должно основываться на буржуазной системе единоборства, которым являлось дзюдо. К тому же, самбо значительно отличается от дзюдо. Ощепков ввел болевые приемы на ноги, которые в спортивном дзюдо не использовались. В правилах соревнований, разработанных Ощепковым в 1933 году, в качестве разрешенных указывались не только японские, но также и приемы финскофранцузской и вольноамериканской борьбы в партере, а в стойке помимо бросков из этих двух видов спортивных единоборств еще из швейцарской и кавказской. За этим стояли кардинальные и решающие изменения, впервые обозначившие ту широкую и надежную интернациональную базу, на которой Ощепковым начинал строиться принципиально новый прикладной вид борьбы. В 1938 году Комитетом по делам физкультуры и спорта был выпущен указ о создании самбо. Новый вид борьбы сложился из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы народов Советского Союза ‬казахской, таджикской, киргизской, грузинской, узбекской и некоторых других. По своим техническим действиям виды борьбы народов Средней Азии мало отличаютсядруг от друга. Сходны и их названия. Все они имеют один и тот же корень ‬кураш: казахский курес, татарский куреш, узбекский кураш. Азербайджанская борьба также имеет в названии этот корень ‬гурассу. Во всех видах борьбы, кроме гурассу, не используются захваты ног. В гурассу разрешено осуществлять захват выше колена.В настоящее время наиболее востребованной техникой среди представителей различных «смешанных» единоборств является техника борьбы лежа. Сотрудники ОВД так же должны знать и владеть этой техникой.Владея приемами борьбы лежа сотрудник будет иметь возможность захватив противника на болевой прием ограничить его подвижность в критической ситуации. Взяв захват на болевой прием, сотрудник сможет переходить к другому болевому приемы или к другому техническому действию: удержанию или броску.Борьба лежа ‬это борьба в положении, когда один или оба самбиста касаются ковра какойлибо частью тела кроме ступней ног. Техника болевых приемов лежа включает в себя болевые на руки и болевые на ноги. Болевые приемы на руки включают в себя технику: рычаг локтя, узел, обратный узел, ущемление бицепса, рычаг плеча. Болевые приемы на ноги включают в себя технику: ущемление ахиллова сухожилия, рычаг колена, ущемление икроножной мышцы, рычаг бедра, узел ноги.При борьбе лежа разрешается проводить броски, перевороты, заваливания, удержания и болевые приемы.Формирование навыков бросков, болевых и удушающих приемов является длительным и трудоемким процессом, требующим от сотрудников наличия определенного уровня развития физических качеств, личностных качеств, таких как: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие.На данном этапе исследования (поисковотеоретический) проводилось изучение научной и научнометодической литературы по проблеме исследования; диссертационных исследований по обозначенной нами проблеме; обобщен опыт применения средств самбо; определены объект, предмет, подобраны методы исследования, определена база исследования; сформулированы гипотеза и задачи исследования; разработан план педагогического эксперимента. На теоретическом уровне выявлена возможность активного использования средств самбо в учебнотренировочном процессе физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России. Техника самбо может быть использована в приемах:защиты от ударов невооруженного противника; противника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;освобождения от захватов и обхватов;при угрозе оружием, попытке обезоружить;защиты от группового нападения.Использование техники самбов физической подготовке позволит значительно повысить уровень владения приемами рукопашного боя сотрудников ОВД.

Ссылки на источники1.Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.08 / Евгений Иванович Троян; С.Петербург. унт. МВД России СПб., 2006. ‬207 л.

2.Троян Е.И. Использование приемов айкидо для обучения боевым приемам борьбы / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. ‬2010. ‬№ 3 (42). ‬С. 2021.3.Троян Е.И. Использование техники каратэ при обучении курсантов / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. ‬2011. ‬№ 4. ‬С. 6466.4.Харлампиев А.А. Техника борьбы самбо. М., 1960. 127с.5.Чумаков Е.М. Сто уроков борьбы самбо. ‬Изд. 3е, испр., доп. М.,1988. 304с.

Победит не тот кто сильнее, а тот кто готов идти до конца.

Федор Емельяненко

Небольшой обучающий фильм (продолжительностью около 30 минут) по боевому разделу самбо для сотрудником МВД РФ от Центра профессиональной подготовки УМВД России по Курганинской области — «Боевые приемы борьбы» .

На удивление, толковый и информативный фильм оказался (в 28 минут авторы смогли вместить практически всю прикладную технику боевого самбо — всего за это время продемонстрировано ровно 96 техник боевого самбо. В фильме рассматриваются следующие, довольно простые, но при этом не менее надежные прикладные техники боевого самбо:

(Для большего удобства, фильм разбит на части по отдельным рассматриваемым техникам)

Единственное что к сожалению никак не было рассмотрено в данном фильме это — на мой взгляд очень серьезная и важная тема — защита от ударов руками.

Болевые приемы (7 болевых приемов):

1. Загиб руки за спину толчком

2. Загиб руки за спину рывком

3. Загиб руки за спину нырком

4. Рычаг руки наружу

5. Рычаг руки вовнутрь

6. Рычаг руки через предплечье

7. Дожим кисти под ручку

Освобождение от захватов и обхватов (24 способа способа освобождений от различных видов захватов и обхватов):

1. Освобождение от захвата волос головы спереди

2. Освобождение от захвата волос головы сзади

3. Освобождение от захвата шеи спереди пальцами рук

4. Освобождение от захвата шеи сзади пальцами рук

5. Освобождение от захвата одежды на груди одной рукой

6. Освобождение от захвата двух рук сверху

7. Сопровождение преступника

8. Освобождение от захвата шеи плечом и предплечьем (1 способ)

9. Освобождение от захвата шеи плечом и предплечьем (2 способ)

10. Освобождение от захвата шеи плечом и предплечьем (3 способ)

11. Освобождение от захвата плечом и предплечьем (1 способ)

12. Освобождение от захвата плечом и предплечьем (2 способ)

13. Освобождение от захвата плечом и предплечьем (3 способ)

14. Освобождение от захвата плечом и предплечьем (4 способ)

15. Освобождение от захвата туловища спереди без захвата рук (1 способ)

16. Освобождение от захвата туловища спереди без захвата рук (2 способ)

17. Освобождение от захвата туловища сзади без захвата рук (1 способ)

18. Освобождение от захвата туловища сзади без захвата рук (2 способ)

19. Освобождение от захвата туловища сзади без захвата рук (3 способ)

20. Освобождение от захвата туловища сзади без захвата рук (4 способ)

21. Освобождение от захвата туловища спереди с захватом рук (1 способ)

22. Освобождение от захвата туловища спереди с захватом рук (2 способ)

23. Освобождение от захвата туловища сзади с захватом рук (1 способ)

24. Освобождение от захвата туловища сзади с захватом рук (2 способ)

Броски (9 бросков):

1. Бросок через бедро. Задержание

2. Бросок через спину. Задержание

3. Передняя подножка. Задержание

4. Задняя подножка. Задержание

5. Боковая подсечка

6. Передняя подсечка

7. Захват ног спереди

8. Захват ног сзади

9. Отхват

Болевые приемы в положении лежа. Удержания (12 способов удержаний в партере)

1. Удержание сверху

2. Удержание сбоку

3. Рычаг локтя

4. Рычаг локтя через бедро ногами

5. Удержание со стороны головы

6. Удержание поперек

7. Рычаг локтя лежа вовнутрь

8. Рычаг ноги снаружи

9. Рычаг ноги изнутри

10. Ущемление ахиллова сухожилия

11. Ущемление икроножной мышцы

12. Рычаг колена

Удушающие приемы (6 способов удушений из различных положений):

1. Удушающий прием при подходе спереди

2. Удушающий прием при подходе сзади (1 способ)

3. Удушающий прием при подходе сзади (2 способ)

4. Удушающий прием сидя на противнике

5. Двойное удушение

6. Удушение в положении лежа

Удары ногами и руками (8 ударов руками, 5 ударов ногами и 3 способа защита от ударов ногами):

1. Прямой удар рукой

2. Удар рукой сбоку

3. Удар рукой снизу

4. Удар рукой сбоку снизу

5. Удар рукой сверху

6. Удар рукой наотмашь

7. Удар локтем

8. Удар рукой сбоку в туловище

9. Удар ногой сбоку в бедро

10. Прямой удар ногой в живот

11. Удар стопой в голень, колено

12. Удар ногой сбоку в голову

13. Удар коленом

14. Защита от удара ногой сбоку

15. Защита от прямого удара ногой в живот

16. Защита от удара ногой снизу

Защита от угрозы вооруженного преступника(22 способа защиты от угроз пистолетом, атак ножом и палкой):

1. Защита от угрозы пистолетом спереди в упор в голову (1 способ)

2. Защита от угрозы пистолетом спереди в упор в голову (2 способ)

3. Защита от угрозы пистолетом спереди в упор в живот

4. Защита от угрозы пистолетом сзади в упор в голову

5. Защита от угрозы пистолетом сзади в упор в поясницу

6. Пресечение попытки противника завладеть оружием при подходе спереди

7. Пресечение попытки противника завладеть оружием при подходе сзади

8. Защита от удара ножом снизу (1 способ)

9. Защита от удара ножом снизу (2 способ)

10. Защита от удара ножом снизу (3 способ)

11. Защита от удара ножом сверху (1 способ)

12. Защита от удара ножом сверху (2 способ)

13. Защита от прямого удара ножом

14. Защита от удара ножом наотмашь (1 способ)

15. Защита от удара ножом наотмашь (2 способ)

16. Защита от угрозы ножом упором в живот

17. Защита от угрозы ножом упором сбоку в шею

18. Защита от угрозы ножом упором в шею снизу

19. Защита от угрозы ножом упором в поясницу

20. Защита от угрозы ножом упором сверху в спину

21. Защита от удара палкой сверху

22. Защита от удара палкой наотмашь

Полный видеоролик «Болевые приемы борьбы МВД РФ»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то