Правила по эстетической гимнастике год. Что такое эстетическая гимнастика и зачем она нужна. а Прыжок «Казак» свободная нога вперед То же с наклоном туловища

В последнее время большую популярность завоевал молодой вид спорта – эстетическая гимнастика. Что такое гимнастика эстетическая и чем она отличается от художественной? Главное преимущество этого вида — его массовость. Тренироваться может любая желающая маленькая девочка, подросток или молодая женщина, которая сможет с с помощью хореографических упражнений по музыку поддерживать отличную физическую форму всю жизнь. Здесь нет серьезных ограничений по физической подготовке и выносливости. Главное, чтобы у человека было чувство ритма, музыкальность, пластичность и желание стать частью команды. В спортивных школах, где готовят художественных гимнасток, тренеры оценивают девочек по многим параметрам. Отбор проходит далеко не каждая претендентка. Из 10 детей, которые начинают заниматься этим видом спорта, на серьезный уровень выходит не более 2-3 человек. К совершеннолетию основная часть художественных гимнасток заканчивает свою карьеру из-за пошатнувшегося здоровья (этот вид спорта имеет много профессиональных заболеваний, спорсмен подвержен многочисленным травмам) и неспособности выполнять крайне сложные гимнастические элементы, которые под силу 12-13-летним девочкам. У эстетической гимнастики нагрузка на организм не такая сильная, травм меньше.

История

Главной идейной вдохновительницей этого вида спорта считается жена Сергея Есенина, американская танцовщица Айседора Дункан. Американка высказала идею о том, что именно «свободные танцы» (без пуантов) полностью раскрывают все эмоции и характер исполнителя. Выступления выполняются группой гимнасток (от 6 до 10 участниц) без применения каких-либо гимнастических предметов. Время выступления от 2 минут 15 секунд до 2 минут 45 секунд. Гармония достигается за счет плавного перехода одного элемента в другой, артистичности спортсменок и синхронности выполнения элементов. На оценки влияют три параметра:

  1. Количество и сложность элементов
  2. Артистичность, музыкальность
  3. Техника и синхронность исполнения.

Когда проводятся соревнования по эстетической гимнастике, каждый из параметров оценивается отдельной судейской бригадой. Хотя правила строго оговорены, оценки на первенствах, построены в значительной мере на субъективном восприятии судей. Но субъективизм оценивания присущ и для спортивной, художественной гимнастики, а также для всех танцевальных видов спорта.

Данный вид не включен в олимпийскую программу, однако он уже вышел на достаточно высокий уровень. В странах Северной Европы, таких как Эстония и Финляндия, уже около века эстетическая гимнастика является национальным видом спорта.

Немного истории:

  1. Начало 20 столетия – зарождение нового направления гимнастики в странах Северной Европы. Эстетическая гимнастика начинается не как спорт, а как танцевальное направление.
  2. 1950 год — первые серьезные национальные соревнования прошли в Хельсинки. Эстетическая гимнастика утверждается как спортивное направление.
  3. Конец 20 века – эстетическая гимнастика зарождается в России, появляются первые клубы и группы.
  4. 2000 год — первый Чемпионат мира в Хельсинки.
  5. 2002 год — создана Всероссийская ассоциация эстетической гимнастики — ВФЭГ.
  6. 2003 год – создание Международной Федерации эстетической гимнастики. Федерация организует чемпионаты мира, Кубки мира, международные турниры, а также различные соревнования для юниоров и детей. Этот вид спорта активно развивается в России, Швеции, Австрии, Канаде, Финляндии, Японии и других странах.

Особенности

Несмотря на то, что наиболее оптимальный возраст для начала занятий – 4 года, можно начинать тренироваться и в более старшем возрасте. Профессиональную карьеру гимнастки завершают в возрасте 25-30 лет. Прекратив участвовать в турнирах, спортсменки продолжают спортивную деятельность, занимаясь «для себя» либо тренируя подрастающее поколение. Помимо элементов, характерных для художественной гимнастики, в этом виде есть танцевальные шаги, поддержки, прыжки, подскоки, повороты. Оценивается в первую очередь не техническая сторона выступления, а красота движений, умение чувствовать музыку и способность работать в команде. Группа должна выступать как единое целое, как один живой организм.

Эта гимнастика для детей обучает хореографии, таким образом, если будет надобность, можно в дальнейшем обучатся практически всем видам танца. От художественной гимнастики это спортивное направление отличается тем, что упражнения на соревнованиях проводятся группами и нет предметов — скакалок, булав, мяча, обруча, ленты.

Тренироваться можно дома и в зале. Это увлечение не требует больших финансовых вложений. Эстетическая гимнастика полезна для здоровья и общего развития: она развивает выносливость и гибкость, учит общаться со сверстниками и работать в команде, поднимает самооценку ребенка.

Этот вид спорта – отличный вариант для родителей, которые хотят, чтобы их дети были здоровы, гибки, пластичны, артистичны, общались со сверстниками. Турнир по эстетической гимнастике даст возможность ощутить детям спортивную конкуренцию, а родители смогут стать болельщиками не у телевизионного экрана, где выступают чужие люди, а в спортивном зале, где соревнуются их дети.

Если о художественной гимнастике слышал каждый, то эстетическая гимнастика в нашей стране появилась сравнительно недавно – в конце 90-х годов ХХ века. Не являясь олимпийским видом спорта, эта дисциплина, тем не менее, имеет свои турниры и мировые чемпионаты. Что же такое эстетическая гимнастика, в чём её особенность? Давайте разбираться.

История появления

Несмотря на то, что этот вид спорта не особо известен, он имеет более чем вековую историю. Родоначальником эстетической гимнастики считается знаменитая Айседора Дункан. Именно её «свободные танцы» босиком, лишённые жёстких рамок и строгости (что господствовала в то время в танцевальном мире), положили начало новому направлению гимнастических упражнений.

Сейчас эстетическая гимнастика имеет множество поклонников. В некоторых странах, например, в Эстонии и Финляндии, этот вид гимнастики считается национальным видом спорта.

Существует Международная федерация эстетической гимнастики, под эгидой которой ежегодно проводятся соревнования.

Художественная гимнастика против эстетической

Эстетическую гимнастику часто сравнивают с художественной. Действительно, у них много общего. В обеих дисциплинах под музыку выполняются танцевальные и акробатические элементы, для обеих нужна гибкость и пластика. Но на этом сходства заканчиваются.

В эстетической гимнастике нет упражнений на брусьях, кольцах, не используются ленты, обручи. Упражнения выполняются не в одиночку, а в командах от шести до двенадцати человек. При этом комиссия оценивает не сложность выполненных элементов, а саму красоту танца, синхронность выполнения и выразительность.

Кстати, художественная гимнастика, несмотря на свою внешнюю нежность и утончённость, достаточно жёсткий вид спорта: для подготовки гимнасток изначально берут детей с хорошими данными в пластике и выносливости. А из-за сильной конкуренции программы юных гимнасток содержат с каждым годом всё больше сложных для выполнения элементов, так что часто девочкам приходится заканчивать карьеру в 12–13 лет из-за появившихся проблем со здоровьем.

Эстетическая гимнастика – более щадящий вид спорта. Заниматься могут все желающие. Этот вид спорта развивает пластику, держит мышцы в тонусе, придаёт движениям грациозность и плавность. Именно это и ценится в эстетической гимнастике.

Особенности

Этой дисциплине девочки начинают обучаться с 4-х лет, и чем выше возраст, тем более высок и уровень квалификации. Профессиональная карьера девушек заканчивается в 25–30 лет, но это вовсе не означает, что для более взрослых женщин доступ в этот вид спорта закрыт.

В отличие от художественной, начинать заниматься эстетической гимнастикой можно с любого возраста.

Любой элемент может быть выполнен при некоторой подготовке, любое упражнение полностью соотносится с естественными движениями тренированного тела.

Нельзя сказать, что эта дисциплина вообще не имеет рамок. Для участия в соревновании программа выступления должна содержать определённые элементы:

  • повороты;
  • подскоки;
  • прыжки;
  • поддержки;
  • движение волна;
  • движение качели;
  • танцевальные шаги.

Но оценивается тут не столько сложность и техничность исполнения. Важны лаконичность и красота движений, то, насколько гимнастки прочувствовали свою композицию.

Большое значение имеет синхронность выступления. Длительными тренировками гимнастки достигают абсолютной идентичности в выполнении элементов, и группа выступающих становится похожа на единый слаженный механизм, движущийся в такт музыке, и выглядит это потрясающе.

В чём польза

Для девочек выбор эстетической гимнастики дает множество преимуществ:

  • развивает гибкость и выносливость;
  • учит общаться со сверстниками;
  • работать в команде.

Кроме того, она также повышает самооценку, особенно после побед на турнирах.

Для взрослых тут тоже можно выделить массу положительных моментов:

  1. Гибкость и пластика. Развивается она постепенно с каждым новым занятием. Если не все элементы получаются с первого раза, то со следующего получится обязательно. Видимые результаты можно оценить уже через два-три месяца тренировок, тело станет лучше гнуться, появится пластика.
  2. Плавность. Не зря в эстетическую гимнастику берут только девочек. Это не дискриминация, просто все элементы тут полны нежности и женственности. Длительные тренировки перенесут такую женственность и в повседневную жизнь: движения станут изящнее и грациознее. Такое заметит не только близкий человек, но и все коллеги и друзья.
  3. Сожжённые калории. Если целью является именно похудение, то статические нагрузки (растяжки) – это то, что надо. При таком способе тренировок наибольшую работу совершают красные мышечные волокна, а именно они отвечают за сжигание не углеводов, а злополучной жировой прослойки. В эстетической гимнастике большое внимание отводится растяжкам, а это значит, что можно гарантированно сбросить пару лишних килограмм и сантиметров.
  4. Настроение. Физические нагрузки всегда имеют отношение к выбросу эндорфинов, а выполнение упражнений под музыку поднимает настроение вдвойне.
  5. Общение. В эстетической гимнастике много поддержек и совместных упражнений, это вырабатывает доверие и наверняка положит начало новой крепкой дружбе.

Ещё один плюс в том, что заниматься эстетической гимнастикой можно в спортзале и в домашних условиях. Этот вид спорта не требует больших материальных затрат. Вам необходима лишь удобная одежда и танцевальные тапочки.

Кроме того, эстетическая гимнастика дает возможность самовыражения, поднимает самооценку. Это прекрасный выбор спортивного занятия для девочек и отличная тренировка для женщин любого возраста и уровня физической подготовки.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Спортивная подготовка в эстетической гимнастике – многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся.

Главная цель подготовки гимнасток – всестороннее гармоническое развитие организма, сохранение здоровья, работоспособности и внешней привлекательности.

Особенностью эстетической гимнастики является то, что участницы соревнуются командами. Это полностью командный вид спорта, в котором оценивается техника выполнения упражнений не только отдельной гимнасткой, а всей командой.

В связи с этим, частной целью подготовки является выполнение разрядных нормативов в составе команды, участие не только в соревнованиях, но и в спортивно-массовых мероприятиях. Акценты в эстетической гимнастике смещены с индивидуальной подготовки на групповую.

На занятиях по эстетической гимнастике решается конкретный круг задач:

  • всестороннее гармоническое развитие занимающихся;
  • развитие потребности к движению и пластике у девушек;
  • выявление и развитие творческих способностей у занимающихся;
  • развитие физических качеств в соответствии с физиологическими особенностями организма девочек, девушек;
  • развитие эстетических способностей (музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма);
  • формирование правильной осанки;
  • воспитание чувства сплоченности и командного единства;
  • формирование специальных умений и навыков, необходимых в эстетической гимнастике;
  • формирование умений и навыков группового исполнения;
  • участие в контрольных и официальных соревнованиях, турнирах, фестивалях, спортивно-массовых мероприятиях.

Многолетняя подготовка гимнасток базируется на системе специфических средств и методов, применяемых поэтапно, с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Многолетнюю подготовку спортсменок в эстетической гимнастике по аналогии с другими видами спорта принято делить на 4 этапа:

I - этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 5-6, 6-7 лет;

II - этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные группы первого - четвертого годов обучения, возраст занимающихся 7-12 лет;

III - этап углубленной подготовки: группы спортивного совершенствования, возраст занимающихся 12-16- лет

IV – этап спортивного долголетия: группы высшего спортивного мастерства, возраст занимающихся 16 лет и старше. (Табл. 1)

I этап – предварительной подготовки (5–7 лет)

Этап начальной подготовки охватывает дошкольный и младший школьный возраст и является первым звеном в системе многолетней подготовки.

Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом - создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.

Для девочек эстетическая гимнастика является видом спорта, который содействует гармоничному развитию организма с раннего возраста, поэтому привлечь исходный контингент в целом не представляет особого труда.

К решаемым в первые годы занятий задачам относятся:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Гармоничное развитие всех органов и систем организма.
  3. Формирование правильной осанки.
  4. Формирование гимнастического стиля (школы) выполнения упражнений.
  5. Начальное развитие физических качеств.

Девочки этого возраста уже готовы к обучению и функциональному совершенствованию с помощью специальных средств эстетической, ритмической, танцевальной гимнастики. Нет необходимости форсировать предварительную подготовку и преждевременно вводить узкую специализацию на фоне интенсивных нагрузок. Это приводит к сокращению сроков базовой подготовки и завышенным требованиям к большинству юных занимающихся, что впоследствии сказывается на их количестве

II этап - начальной спортивной специализации (7·12 лет)

После занятий в группах массового обучения девочкам может быть предложено зачисление на отделение художественной гимнастики, либо на отделение эстетической гимнастики. При комплектовании групп для занятий эстетической гимнастикой на этапе ранней специализации необходимо руководствоваться уровнем подготовленности детей. В первую группу могут входить дети, не имеющие предварительной подготовки, во вторую – занимавшиеся ранее различными видами гимнастики или танцами. При необходимости группы можно объединить, форсировав некоторые виды подготовки на начальном этапе.

Главной целью на этапе начальной специализации в эстетической гимнастике является подготовка команды для участия в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях, турнирах, фестивалях и т.д.

С учетом классификационных требований по эстетической гимнастике можно определить конкретные задачи для подготовки гимнасток младшего и среднего школьного возраста, выступающих в возрастной категории 8-10 лет и 10-12 лет:

  1. Разучивание и закрепление базовых технических элементов.
  2. Разучивание и закрепление специальных средств.
  3. Развитие физических качеств.
  4. Разучивание и закрепление согласованных действий гимнасток при групповом исполнении композиции.
  5. Участие в контрольных, внутренних и официальных соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях, фестивалях и т.д.

Гимнастки 8-12 лет, занимающиеся на II этапе подготовки, отличаются высокой пластичностью организма, повышенными способностями к обучению и сенситивным периодом для развития координации и ловкости, быстроты и пассивной гибкости.

III этап - углубленной подготовки гимнасток 12·16 лет

Целью III-гo этапа углубленной подготовки гимнасток является плавный переход от спокойно текущей учебной работы к интенсивным тренировочным занятиям.

Основные задачи этапа углубленной подготовки:

1. Совершенствование специально-физической подготовленности гимнасток, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.

2. Постепенное повышение функциональной подготовленности: планомерное освоение новых тренировочных нагрузок.

3. Повышение надежности (стабильности) выполнения базовых элементов.

5. Повышение качества исполнения всех хореографических форм – классических, народных, современных в усложненных соединениях.

7. Приобретение опыта формирования предстартовой “боевой готовности”, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.

8. Углубленная тактическая и теоретическая подготовка.

9. Активная соревновательная практика

Основными средствами углубленной подготовки гимнасток 12-16 лет являются:

1. Тренировочные занятия повышающегося объема и интенсивности.

3. Специальные разминки разного характера: партерные, гимнастические, хореографические, народно-характерные, современно-танцевальные и комплексные, общие и индивидуальные.

4. Отработка соревновательных элементов и комбинаций.

5. Комплексы СФП на активную гибкость и скоростно-силовые качества.

6. Музыкально-двигательные занятия

7. Теоретические занятия по видам подготовки.

8. Комплексы на развитие пластики, вестибулярной устойчивости, выразительности

Для III-го этапа специализированной подготовки характерно увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок занятия проводятся 4-5 раз в неделю по 2,5-3 часа. Необходимо существенное увеличение соревновательной практики до 4-6 соревнований в год.

Данный этап подготовки может быть также адресован девушкам, по разным причинам завершившим карьеру в художественной гимнастике, спортивной акробатике, а так же в других видах гимнастики, и решившим применить достигнутое мастерство в групповой гимнастике.

IV этап - спортивного долголетия 16 лет и старше

Целью IV этапа - спортивного долголетия гимнасток является переход на программу мастера спорта, а также участие в соревнованиях различного ранга.

Основные задачи этапа спортивного долголетия:

1. Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности во всех аспектах.

2. Достижение оптимального уровня тренированности.

3. Достижение высокого уровня надежности (стабильности) исполнения элементов и соединений.

4. Постоянный поиск и освоение новых оригинальных движений.

5. Углубление психологических и тактических знаний и умений, достижение максимального уровня психологической и тактической готовности к соревнованиям.

6. Совершенствование музыкальности и художественности исполнения композиции.

Основные средства этапа спортивного совершенствования:

1. Специальные разминки разного характера: партерные, гимнастические, хореографические, народно-характерные, современно-танцевальные и комплексные, общие и индивидуальные.

2. Специфические упражнения эстетической гимнастики (равновесия, повороты, наклоны, прыжки, волны, взмахи, изгибы, расслабления, сжатия, скручивания, выпады, махи и др.)

3. Отработка соревновательных элементов и комбинаций.

4. Индивидуальная теоретическая, психологическая и тактическая подготовка.

Для данного возраста характерна высокая степень функционального совершенства, поэтому именно в этом возрасте можно ожидать интеллектуальную и эмоциональную зрелость, пластичность, музыкальность, более сложное в образном отношении исполнение.

Необходимость массового привлечения в гимнастику детей с раннего возраста вносит новые установки в сложившуюся систему подготовки.

В таких видах спорта, как волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание и др., для всех категорий занимающихся соревнования проводятся по единым правилам, и при этом диапазон разброса демонстрируемых результатов довольно большой. В гимнастике строго очерченные программы и требования, ориентированные на подготовку топ-спортсменок, в полной мере не соотнесены с решением ключевой задачи привлечения широких масс к регулярным занятиям.

Речь идет не о разделении гимнастики на спортивную и оздоровительную, а о решение задач оздоровления с привлечением спортивных установок – ориентации на участие в соревнованиях и устремленность к высоким результатам. Взаимное проникновение спортивного и оздоровительного направления нашло свое воплощение в эстетической гимнастике. Очевидно, чтобы повысить популярность данного вида спорта требуются особые формы организации, методы и содержание занятий, необходимые для должной мотивации спортсменок.

Считается, что основоположниками этого направления в гимнастике являются финны и эстонцы. Угадав желание женщин, разработав более облегченные правила и требования, они способствовали перерождению простых гимнастических зрелищ в соревнования.

Однако вся система соревнований на всех, начиная со школьного, уровнях направлена на выявление потенциальных чемпионов и рекордсменов.

Успех международных соревнований по эстетической гимнастике в последующие годы привел к идее проведения чемпионатов мира. Россия не просто принимает участие в международных турнирах, но является признанным лидером.

Ориентация на высокие спортивные результаты, дальнейшее усложнение техники, и как следствие увеличение объема и интенсивности нагрузок, в дальнейшем может перевести эстетическую гимнастику из разряда доступных видов спорта в разряд элитарных, потеряв свое первоначальное предназначение - вид спорта для гармоничного развития женщин.

Между тем преимущество эстетической гимнастики состоит именно в том, что она располагает богатейшим арсеналом упражнений от элементарных, доступных практически любому по возрасту и даже по состоянию здоровья континенту занимающихся, до самых сложных.

На наш взгляд нужны новые приоритеты, иная структура и программа соревнований, а не старые шаблоны – “озолочение”, победа любой ценой.

Задача тренера вводить в мир гимнастики сотни детей, а не заботится о выявлении талантов, способных победить даже на непристижных соревнованиях.

Необходимо вернуться к старым моделям, которые уже были в гимнастике. В 1984 г. на всесоюзной конференции предлагалось разделение гимнастики на программу категории “А” – олимпийское направление, и категорию “Б” – массовую гимнастику, приемлемую для всех желающих заниматься “от мала до велика” и использующую разнообразные доступные средства воздействия на организм, а также различные формы проведения занятий. Программа категории “Б” была составлена таким образом, чтобы создать максимум возможностей для занятий, исключить ненужные условности в организации и проведении соревнований, сделать более достижимым выполнение разрядных нормативов. Она подразделялась на программу для детей и программу для взрослых. Для детей предлагалась программа, состоящая из III, II, I разрядов с индивидуальными обязательными и произвольными (в I разряде) упражнениями повышенной сложности, построенными на базовых и профилирующих элементах и соединениях (6 видов упражнений в каждом разряде). Для взрослых девушек вводились III, II, I разряды по групповым упражнениям (III разряд – 4 вида, II – 5 видов, I – 6 видов). Программа для кандидатов и мастеров спорта предполагалась единой для юных и взрослых спортсменок. Считалось, что такая классификационная программа более доступна для большинства занимающихся.

В эстетической гимнастике для разделения на “жесткую” и “мягкую” модель есть все основания.

Во-первых, эстетическая гимнастика адресована девушкам, по разным причинам, завершившим карьеру в художественной гимнастике, спортивной акробатике, а также в других видах гимнастики, и решившим применить достигнутое мастерство в групповой гимнастике.

Во-вторых, как показали результаты исследований, большинство релевантных с позиции качественного спортивного отбора индивидуальных показателей испытуемых, а именно – около 40%, могут быть отнесены к низкому уровню развития, неперспективному для последующего достижения высоких спортивных результатов, около 38% – к среднему уровню, и лишь около 22% – к высокому.

Такую неоднородность контингента следует учитывать при комплектовании групп. Заведомо понятно, что результаты будут несопоставимы.

Конечно, эволюция в гимнастике – объективный и неизбежный процесс, ведущий к усложнению спортивной техники, но, с другой стороны, благодаря мощной общественной потребности она должна развиваться и по принципу “доступно-эффективно-эмоционально”.

Нами сделана попытка разработать два уровня сложности программ по эстетической гимнастике, которая представлена в таблице 2. Это только один из вариантов, ни в коем случае не истина в последней инстанции, скорее информация к размышлению, способ найти единомышленников.

До 12 лет они выступают по программе РФЭГ (Российская федерация эстетической гимнастики), с 12 лет – по программе ИФАГ (международная федерация эстетической гимнастики).

Мягкая модель или категория “Б” оппозиционна. Ведущими факторами, на которые тренеру следует опираться, являются: увлеченность детей, интерес и желание заниматься, стремление к подражанию. Стремление победить любой ценой исключается. С этой целью введена более мягкая система оценок и выявление победителей и призеров, которых может быть несколько. Упрощена программа РФЭГ и ИФАГ.

В зависимости от организационных возможностей они могут проводиться в один или несколько дней. Например, в первый день проводятся спортивные состязания, а во второй – конкурс номеров в свободном стиле. Такие соревнования скорее можно отнести к фестивальному типу.

На наш взгляд, сохраняя соревновательные принципы, учитывая их плюсы, можно смягчить соревнования, придав соперничеству более гуманную форму, не доводя до его крайностей, позволяющую отказаться от жестких, а порой и жестоких проявлений.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то