Разновидности гитарных боев. Как научиться играть боем на гитаре? Выучить бой на гитаре

Аннотация: Если вы еще не научились играть боем, данная статья поможет Вам! Прочитав эту статью, Вы научитесь читать и играть гитарным боем. Рекомендуется для начинающих гитаристов, и для тех, кто не знает, как читать бой.

Гитарный бой – это самый простой и распространенный способ игры на гитаре. Бой используется в огромном количестве , при этом, существует великое множество .

Гитарный бой - условные обозначения

Бой принято обозначать трема рядами символов:

  • Первый ряд и символ: I – является обозначением для действий указательного пальца правой руки. Знак ^ обозначает удар вверх, v – естественно вниз, а знак Х означает, что мы должны ударить по струнам вниз и сделать заглушку звука струн ребром ладони.
  • Второй ряд и символ: Р – обозначение действий для большого пальца правой руки. Если Вы увидите, рядом с буквой Р знак ^, то Вам необходимо сделать защип одной басовой струны (струны басс – 6,5 и иногда 4). Т.е, Вы задеваете струну, и останавливаетесь на следующей струне (более тонкой). Символ | обозначает, что Вам необходимо сделать такое действие, как скольжение большого пальца вниз по струнам, задевая несколько басовых струн.
  • Третий ряд и символ: L – Производит описание игры левой рукой. Обозначения символов: v – в момент удара правой рукой, струны должны быть сильно зажаты. x– струны отпущены (т.е пальцы просто лежат на струнах), при ударе по струнам, получается заглушенный звук. ^ - хорошенько прижимаем струны, делаем удар и после медленно отпускаем (примечание : данный знак, относится только к струнам, по которым Вы бьете (играете) указательным пальцем правой руки).

В каждом ряду, присутствует символ -, который отвечает за длительность удара.

Примеры обозначения боя:
I-^--v---v-x-v-^-v---
P-^------------^-----
L-v--v---v-x-^-v-^---

Усвоили? Если да – отлично! Если нет, то прочитайте еще раз, далее мы будем пробовать играть боем!

Обучение игре боем на гитаре

И так, берем гитару (В прошлом уроке, мы поговорили о том ). Зажимаем любой , и пробуем бой, который мы описали выше.

Первое значение букв I - ^, P - ^, L – v. Следовательно, нам необходимо хорошенько прижать струны, дернуть бас и ударить вверх. Дальше, значение I становится v, P – пустое, L – v. Т.е Мы хорошенько зажимаем струны и бьем указательным пальцем вниз. Далее I – x, P – пусто, L – x. Следовательно, нам необходимо ударить по струнам (на которых просто лежат пальцы) и заглушку ладонью руки.

Вот так, читается и играется бой. Ничего сложного в этом нет, главное натренировать пальцы рук!

Чтобы научиться играть боем на гитаре, необходимо уметь играть не только на гитаре, но и немножко на барабанах. Бой – это совокупность отдельных штрихов, которые соединены в ритмический рисунок. Во многом его характер зависит от конкретного стиля (танго, марш, регги, поп, рок, фламенко) и размера (6/8, 4/4, 2/4). Также нужно уметь различать партии ритмического аккомпанемента для гитары в инструментальном окружении (диксиленд, оркестр, группа) и одной гитары.

Ритмические рисунки

С чего же можно начать обучение игры боем? Как бы странно это не звучало, отложите гитару в сторону и ознакомьтесь с основами ритмики. Для этого проанализируйте размер и длительности в упражнении 1, а потом прохлопайте в ладоши, ритмические фигуры, которые записали. Только не пугайтесь нотной записи, если вы ее еще не знаете, то как раз пришло время разобраться.

Размер 4/4 в такте четыре доли, каждую из них отсчитывайте ударом ноги и проговаривайте 1 и … 2 и … 3 и … 4 и … В первом такте четыре четвертных ноты, это значит, что на каждый удар ноги (долю) необходимо сделать 1 хлопок. Нужно четко придерживаться ритма.

Если вы поймете рисунок первого такта, можете приступить ко второму. В нем на каждая доля такта соответствует двум восьмым нотом. Вот как это выглядит на счет: на “1″ (с ударом ноги одновременно) – первая восьмая нота, “и” (поднимите ногу) – вторая восьмая. То есть, два хлопка на каждый удар ноги.

В 3-ем такте происходит чередование двух восьмых нот и четвертой. Вот как это выглядит на практике: первая доля – “1 и” (с ударом ноги одновременно хлопок), вторая доля (восьмые) – на “1” (с ударом ноги одновременно первая восьмая), на “и” (поднимите ногу вторая восьмая). Третью долю нужно играть как первую, четвертую как вторую. Получается 1 длинный хлопок (1 и), потом 2 коротких (“2” – хлопок, “и” - хлопок) и снова длинный (3 и) и 2 коротких (4 и).

После этого следует повторить рисунок в четвертом такте. Это и есть ритм боя, который рассматривается в упражнении 4. Первые 3 доли такие же, как и 2-ром такте. Восьмые – два хлопка на каждый удар ноги, 4-тая доля (4 и) – четвертная нота, 1 хлопок на удар ноги.

Учимся играть боем на гитаре - упражнение 1

Теперь выученные рисунки можно сыграть на гитаре. Каждое упражнение рассматривается на примере одного аккорда Am. Это делается для того, чтобы вы сконцентрировались на освоении приема.

В нотах, латинскими буквами указывается, какими пальцами необходимо ударять по струнам (см. рисунок с рукой). Стрелочка показывает направление удара – вверх или вниз. Вверху над каждым ударом обозначается доля такта.

Первый такт следует играть переменным штрихом четвертными, большим пальцем р удар вниз (1 и), потом указательным пальцем i удар вверх (2 и) и также третья и четвертая доля. Второй такт этим же штрихом, только теперь восьмыми на “1” удар вниз р, на “и” удар вверх i. На каждый удар ноги (долю такта) приходится 2 удара по струнам. В 3-ем такте чередуйте четвертную и восьмыми – большим пальцем вниз один длинный удар (1 и) и указательным вверх два коротких (на “2” – удар и на “и” - удар).

Учимся играть боем на гитаре - упражнение 2

Данное упражнение создано для освоения глушения струн, чем очень часто пользуются во время игры боем. В упражнении его обозначают символом Х, который стоит вместо нот. Аккорд не снимают с грифа, пальцы левой руки должны сохранять аппликатуру аккорда, в нашем случае Am, а правая приглушает струны.

Более подробно: перед ударом по струнам указательный палец (i) находится в согнутом состоянии, а когда происходит удар, выгибается в плоскости струн. И этот же момент за ударом положите ладонь на струны, пальцы выпрямите. У вас должен получиться короткий глухой звук, без посторонних призвуков.

Чтобы вам было проще освоить бой, необходимо взять его первую часть и проработать отдельно (первый такт упражнения). На первый удар ноги (долю) идет 2 удара по струнам на “1” большим пальцем вниз, а на “и” указательным вверх. На второй удар ноги (2 и) – глушение (один удар) и так далее.

Теперь полностью бой, вспомните ритмический рисунок из четвертого такта первого упражнения. 1 доля “1” – p вниз, “и” – i вверх; 2 доля – “2” –i вниз глушение, “и” – i вверх; 3 доля – сделайте 2 удара, как в первой доле; 4 доля – i вниз глушение “4 и” один удар.

Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше. Все нужно довести до автоматизма, чтобы никакая мелочь не отвлекала. Также полезно послушать, как профессиональные гитаристы играю аккомпанемент, проанализировать рисунки и в будущем применять их самому.

Бой на гитаре является одним из важнейших приемов игры на этом инструменте. Очень много песен играется именно этим приемом. Поэтому для начинающих обязательно нужно освоить бой на гитаре.
Теперь начнем разбираться как играть боем на гитаре. Как вы понимаете из названия, суть этого способа игры заключается в ударах по струнам. По струнам можно бить правой рукой (или левой, если Вы левша) или же . Хочу отметить, что большинство исполнителей рок-музыки играют именно медиатором. Да и вообще профессиональные музыканты не употребляют такого термина, как «бой на гитаре» . Это называется ритмическим рисунком, которые в свою очередь бывают разными. Будите вы играть медиатором или нет – это уже ваш выбор, но принцип игры одинаков.

Как играть боем на гитаре

Прежде чем приступить к практике нужно понимать, что самое главное в бое под гитару – это чёткость исполнения. Поэтому начнём с малого. Правильно возьмите гитару и правильно расположите руки. Если Вы не знаете точно, как это сделать, то об этом можно прочитать .
Итак, для начала из исходного положения правой руки Вы должны попробовать ударять пальцами по струнам сверху вниз как бы сгибая и разгибая пальцы. Для более чёткого исполнения этого упражнения попробуйте выполнять удары по струнам под счёт.

  • — обозначение ударов по струнам сверху вниз

Следующим этапом обучения бою на гитаре должно стать освоение ударов по струнам снизу вверх. Здесь просто выполняем вышеописанные советы снизу вверх, как бы цепляя струны. Опять же считаем при выполнении упражнения.

  • ↓ — обозначение ударов по струнам снизу вверх

Ну а теперь играем упражнения вниз-вверх несколько раз под счёт. Это будет простейшая схема боя.

Также важным моментом является глушение струн. Когда вы ударили по струнам и они звучат, нужно резко опустить руку на струны, чтобы полностью заглушить их. Попробуйте ещё бить по струнам вниз-вверх и заглушать их.

  • х — глушение струн

Теперь приведу несколько схем боя на гитаре с глушением струн и без. Для наглядности и лучшего понимания привожу длительность нот, которые соответствуют каждому удару. Если Вы забыли нотную грамоту, то освежить её в памяти можно вот . Темп выбираете сами. Конечно, нужно начинать с медленного темпа.

Схема боя на гитаре №1

Стрелки — это удары по струнам. Сверху соответственно длительность нот

Схема боя на гитаре №2


Схема боя на гитаре №3

Крестиками обозначено глушение струн.

Итак, Вы наконец стали счастливым обладателем шестиструнной гитары? Поздравляем Вас! Впереди долгие удивительные вечера знакомства с музыкой, а также непрекращающегося исполнительского и творческого удовольствия! Осталось дело за малым – начать играть! Возможно, Вы даже успели «с головой» обложиться схемами в самоучителях и освоить основные аккорды, после чего перешли к тренировке пальцев, чтобы правильно зажимать разученные аккорды на грифе гитары. Но очень скоро Вы вдруг убедитесь, что даже очень проворная смена аккордов сама собой не складывается в песню – чего-то по-прежнему не хватает... Но чего? Конечно же – гитарного боя!

О чем идет речь? Давайте разбираться. Бой – один из главных приемов аккомпанемента на гитаре, при котором Ваша правая кисть вскользь, но достаточно резко ударяет по отдельным струнам либо по всем сразу, что приводит к звукоизвлечению. Этот прием имеет большое число отличающихся друг от друга вариантов. Некоторые из них весьма просты, и Вы их быстро разучите; другие, им в противовес – имеют высокую степень сложности, и чтобы овладеть соответствующей техникой, придется хорошенько потрудиться.

Со стороны все порой кажется на удивление просто: рука исполнителя движется то вверх, то вниз, ударяя по струнам и заставляя их звучать. Но когда начинающий гитарист приступает к первым попыткам самостоятельного воспроизведения музыки на гитаре, то зачастую сталкивается с рядом проблем. Например, концентрируя внимание на бое, забывает про своевременную смену аккордов. Либо – при неплохом контроле за аккордами, сбивается с ритма и ударяет по струнам невпопад.

Несмотря на то, что правая и левая рука гитариста выполняют разные функции – их действия должны быть согласованы. Не начинайте обучение со сложного боя. Как гласит русская народная пословица: «Простота – залог успеха». Некоторые новички учатся очень быстро – что называется, все схватывают на лету. Другим начинающим потребуется пройти путь обучения длиною в недели, а то даже и месяцы. Но в итоге, если Вы действительно всей душой хотите научиться играть на гитаре – эту науку Вы обязательно осилите.

Практика показывает, что научиться (и, кстати, довольно неплохо!) играть на гитаре могут даже те, у кого нет слуха. Да, такие люди вряд ли смогут идеально настроить гитару или подобрать любую мелодию на слух, но добиться добротной техники игры им ничто не помешает, будьте уверены. Необходимо лишь желание.

А теперь вернемся к вопросу гитарного боя. Не стремитесь сразу же, буквально с наскока, изучить какой-то замысловатый бой. Двигайтесь от простого к сложному постепенно – набирайтесь опыта не торопясь. Начинающим рекомендуется вообще начинать с простейшего «вниз – вверх». Проигрывайте это упражнение четное число раз на каждом аккорде. Будет замечательно, если при этом Вы будете вести счет. Рука скользит по струнам вниз – счет «раз»! Возвращается, касаясь струн, вверх – счет не меняется. Рука снова уходит вниз – счет «два»! Возвращается вверх – счет не меняется.

Не так уж сложно, не правда ли? Вскоре Вам захочется сделать свой бой более красивым. Пожалуйста. Для этого попробуйте не касаться струн при возвращении руки вверх (когда счет не меняется). Вам придется всего лишь отводить руку на небольшое расстояние от струн, не сбивая при этом привычного счета.

Ну что ж. Основы заложены. Желание и усердие – и вскоре Вы обязательно добьетесь ощутимого прогресса в игре на шестиструнной гитаре! Ваша цель – максимально синхронизировать действия обеих рук при игре на инструменте. Однако в данном обзоре, посвященном гитарному бою, действия правой руки нас интересуют в первую очередь.

Четверка (4)


Самый легкий и распространенный гитарный бой, при помощи которого исполняется, вероятно, вообще около 50% всех существующих песен. Его также называют «блатным» боем. Играется он по следующей схеме: большим пальцем вниз – указательным вверх – с заглушкой большим пальцем вниз – указательным вверх.

Шестерка (6)


Такой бой мы получим, немного видоизменив четверку (4) и ускорив ее темп. Схема игры: 2 удара вниз – 2 удара вверх – 1 удар вниз – 1 удар вверх. На втором и пятом ударе можно добавить заглушку. Такой бой также называют «эстрадным», он объективно выигрывает в красоте по сравнению с четверкой (4).

Восьмерка (8) - испанский


Бой с более интересным ритмическим рисунком. Кстати, этот вариант еще известен под названием «испанский». Схема игры: 2 удара вниз, 1 вверх – 2 удара вниз, 1 вверх – 1 удар вниз, 1 вверх. При той же схеме можно использовать заглушку.

И другие, не менее популярные:


Так же в разных источниках Вы можете встретить такие варианты боя, как «рэгги», «тройка», «румба», «чеченский», «кантри», а также бои, названные по имени определенного исполнителя (Высоцкий, Розенбаум и т. д.). Но по сути, все это лишь разновидности уже известных нам боев. На портале «Гитаранск.ру» Вы можете детальнее ознакомиться с видами гитарного боя на приведенных схемах и видео. Успехов Вам!

Гитарный бой

Для того чтобы уметь играть на гитаре, недостаточно только знать расположение аккордов. Необходимо еще уметь извлекать из них звук. Для этого необходимо изучить технику боя. Бой на гитаре представляет собой своего рода сопровождение или аккомпанемент, при котором звук из гитарных струн извлекается путем удара по ним правой рукой или медиатором. Так, существует несколько его разновидностей. Здесь я попытаюсь как можно доступнее и проще объяснить принцип гитарного боя.

Простой бой на гитаре

Итак, для начала потренируйтесь ровно считать до восьми: раз-два-три-…-восемь. Очень важно, чтобы этот счет был ровный (с равными интервалами между цифрами). Итак, бой представляет собой удары по струнам по очереди вверх-вниз. На раз - вниз, на два - вверх, на три - вниз, на четыре - вверх. Повторите несколько раз, закрепите данный навык. Это основа, на которой строятся все остальные навыки боя.

Еще один простой бой на гитаре

На раз - вниз, на два - вверх, на три - пауза (то есть не играется ничего, в это время правая рука переносится вниз, но без удара по струнам), на четыре - снова вверх. Это наиболее популярный вид боя для шумных компаний и песен в стиле «Восьмиклассницы» Цоя.

Бой "шестерка" на гитаре

Это один из самых популярных видов гитарного аккомпанемента. Как несложно догадаться из названия боя, ударов по струнам здесь шесть. Играется он следующим образом: на раз - вниз, на два - пауза (перенос руки вверх без удара по струнам), на три - вниз, на четыре - вверх, на пять - пауза (переносим руку вниз), на шесть - вверх, на семь - вниз, на восемь - вверх. Всего получилось шесть ударов по струнам. Этот бой непрост. Однако научившись его играть, вы сможете сыграть почти любую песню.

Бой "восьмерка" на гитаре

Данный вид боя немного проще. Он играется так: На раз - вниз, быстрый перенос руки вверх, на два - снова вниз, на три - вверх, на четыре - вниз, далее опять быстрый перенос руки вверх, на пять - вниз, на шесть - вверх, на семь - вниз, на восемь - вверх.

Еще один интересный бой - испанский бой на гитаре

Этот вид боя довольно сложный для новичков, однако все решает практика. Главное, понять суть и принцип, а далее воспроизвести самому и повторять до тех пор, пока не будет получаться идеально. Эту технику еще называют "расгеадо", или "веер", потому что техника визуально похожа на раскрытие или закрытие веера. Итак, техника испанского боя. Пальцы собраны вместе в кулак, но не напряжены. Представьте, что вы держите в правой руке бабочку - в любой момент вы можете расправить пальцы и выпустить ее. При этом мизинец может в этом не участвовать - он не нужен. Как только вы поднесли руку к струнам, начинайте резко расправлять пальцы и ударять каждым из них по струнам. Сначала расправьте безымянный, далее - средний, затем - указательный. Вы «раскрыли веер». Повторите это в более быстром темпе, чтобы струны звенели непрерывно на протяжении всех трех ударов. В некоторых источниках указано, что можно использовать и мизинец. Это только придаст звуку полноту и громкость. Такой «веер» называется восходящим - от самой низкой струны к самой высокой (по звучанию, а не по расположению!). Есть еще одна разновидность испанского боя - нисходящий. Он выполняется боем от самой высокой струны к самой низкой. Наш «раскрытый веер» мы теперь «закрываем», ударяя сначала мизинцем, затем безымянным, средним и указательными пальцами от самой высокой струны к самой низкой. Таким образом опять же образуется непрерывный поток звука. Еще один вариант - соединение первого и второго типа испанского боя. Сначала восходящий, а затем нисходящий. Такая техника называется "кольцевым веером".

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то