Болевой захват: разные варианты и их выполнение. Болевые приемы в стойке Болевой прием "рычаг руки наружу"

Когда Запад узнал о китайском кунг-фу, или ушу, — даже сами эти слова вызывали священный трепет. В представлении обывателя не было более грозного соперника, чем мастер кунг-фу. Но прошло время, и ушу уже не выглядит столь непобедимым, а порою даже кажется, что в боевых искусствах Востока не осталось никаких тайн. Но это не совсем так. Цинь-на, малоизвестное у нас и потому загадочное боевое искусство Поднебесной, позволяет мастеру превращать противника в беспомощную куклу.

Юрий Кормушин

Цинь-на в одном из переводов на русский язык означает «болевые, контролирующие захваты». Казалось бы, что в этом загадочного? Ведь многие виды борьбы и кулачного боя имеют в своем арсенале болевые приемы, броски, воздействия на суставы, связки и т. д. Однако цинь-на  - это своеобразная, даже уникальная система ведения боя. Она основана на доскональном знании особенностей анатомии человека, необычной специальной подготовке тела бойца, изощренной стратегии и тактике.

Цинь-на и ушу

Считается, что мастер цинь-на может контролировать движения человека, делать его беспомощным, неспособным двигаться  и, если необходимо, даже лишить жизни.

Приемы болевого воздействия на суставы, связки и мышцы встречаются практически в каждом стиле китайского ушу. Ведь по сути цинь-на — одно из четырех традиционных технических действий рукопашного боя, который состоит из ударов руками, ногами, бросков противника и собственно самих захватов. Поэтому неудивительно, что каждая школа ушу имеет несколько своих излюбленных приемов болевого воздействия для подавления сопротивления противника. Однако помимо этого в наши дни существует система, в которой большое количество техник цинь-на объединено и структурировано в один целостный и взаимосвязанный ряд. В цинь-на способ болевого воздействия и контроля над противником возведен в абсолют и вся подготовка, вся стратегия и тактика применения приемов подчинены идее полной власти над ситуацией в рукопашной схватке. В итоге искусство болевых захватов и контролей с определенного времени стало самостоятельной дисциплиной, которую можно изучать отдельно от всей техники ушу.


Прием из положения «рукопожатие» наглядно демонстрирует, как техника «болевых и контролирующих захватов» может быть неожиданно использована в самой обыденной ситуации. 1. Обычное рукопожатие — исходное положение для эффективного приема, направленного на болевое воздействие на суставы пальцев руки. 2. Кисть противника сильно сжимается и с помощью второй руки переводится в сторону — поперек туловища. Цель движения — вывести атакуемую часть пальцев (безымянный и мизинец) на исходную позицию для болевого воздействия. 3. Болевое воздействие на пальцы выполняется в направлении против их естественных сгибов. Основная сила контроля идет снизу вверх. Рука атакуемого выпрямляется, и противник вынужден от боли подняться на цыпочки.

Отточено веками

Истоки цинь-на, по оценкам исследователей, уходят в глубокую древность. И несмотря на то что история Востока вообще и Китая в частности изобилует мифами и легендами, которые причудливо перемешивают правду и вымысел, все же можно с уверенностью утверждать, что история этого искусства насчитывает как минимум несколько веков.

Внешне система болевых и контролирующих захватов цинь-на выглядит весьма эффектно. В ответ на атаку мастер молниеносно хватает нападающего за руку или ногу, шею или туловище и, воздействуя на уязвимые зоны и точки тела, проводит болевой залом сустава, парализует мышцы, лишает противника сознания и чаще всего опрокидывает его на землю, приводя в беспомощное состояние.

Чтобы понять, сколь грозным оружием является система цинь-на, достаточно лишь перечислить основные разделы ее технического арсенала:

— приемы выворачивания костей;

— приемы разделения мышц;

— приемы перекрытия вен и дыхания;

— приемы воздействия на жизненно важные точки тела.


В «искусстве болевых и контролирующих захватов» существуют не только захваты, но и броски. Основная цель — травмировать противника ударом головы о поверхность пола или землю. Смертельно опасная техника! 1. Суть этой атаки в цинь-на — силовое перегибание шейного отдела позвоночника назад с целью бросить противника. Для этого одна рука фиксирует поясницу и давит на нее, а вторая непосредственно отгибает подбородок назад. Главное, чтобы сила давления была направлена строго вдоль позвоночника. 2. Как только руки начали давление на подбородок и поясницу, к движению «подключается» сгибание корпуса вперед-вниз. Атакующий рывком наклоняется, прочно удерживая давление на позвоночник. 3. Если давление на позвоночник не отпускать до конца приема, противник точно «прилетит» затылком на поверхность пола или землю. Это смертельно опасно. В демонстрационном варианте этой техники давление на позвоночник прекращается приблизительно за полметра до падения — противник «приземляется» на спину.

Четыре ступени совершенства

Приемы четырех вышеперечисленных категорий — это своеобразные ступени совершенствования в «искусстве болевых захватов и контролей». Например, техника «выворачивания костей» - первая ступень в овладении цинь-на. Данный тип приемов предусматривает воздействие на суставы человеческого тела с целью нарушения их физиологического функционирования.

«Разделение мышц» — уже более сложная техника. Суть ее в том, чтобы, воздействуя на разные мышцы противника, хитроумными приемами привести их в неработающее состояние, то есть парализовать. На этом этапе от практикующего цинь-на требуется уже более совершенная физическая и техническая подготовка.

Приемы «перекрытия вен и дыхания» — еще более сложная ступень. Смысл этой техники понятен уже из самого ее названия: для победы над противником необходимо перекрыть ему доступ кислорода в легкие или на какое-то время остановить течение крови в венах и артериях. На этой ступени уже изучаются приемы со смертельным исходом, а знаний, навыков, практики для овладения этим уровнем нужно гораздо больше, чем для двух предыдущих.


И наконец, четвертая ступень  - «воздействие на жизненно важные точки тела». Эта техника связана со знанием акупунктуры и традиционной восточной медицины. Ее приемы основаны на точечном воздействии на определенные зоны человеческого тела. Причем, согласно учению китайских мастеров, некоторые виды воздействия могут выполняться лишь в строго определенное время, непосредственно связанное с биоритмами человека, временем суток и т. д. Эта ступень — высший уровень в цинь-на, которого достигают единицы.

Практически все приемы цинь-на сопровождаются сильной болью. Болевые захваты и контроли служат только одной цели — победить в рукопашной схватке за минимально короткое время. И, как правило, последствия такой победы для противника — это повреждение связок и суставов, потеря сознания, а в отдельных случаях — летальный исход. Приемы цинь-на очень опасны, и с этим нельзя не считаться.


Секрет не для всех

Однако оружием техника «искусства болевых и контролирующих захватов» становится только при определенных условиях. И эти условия естественным образом преграждают путь к овладению смертельно опасными приемами цинь-на людям с преступными намерениями. Во‑первых, сами приемы требуют «правильных ключей» к пониманию техники, и без них хитроумный арсенал «искусства болевых контролей и захватов» не работает. «Ключи» к правильной технике есть далеко не у всех, кто берется преподавать цинь-на. Это первое препятствие, преграждающие путь к овладению боевым искусством случайным людям.

Вторая преграда связана с тем, что для эффективного применения техники «болевых контролей и захватов» необходимо потратить огромное количество времени ради приобретения определенных навыков и специальной физической подготовки.



Шаг 4. В результате быстрого и резкого болевого воздействия на суставы пальцев и запястья противник вынужден упасть вниз. Иначе повреждений не избежать.

Практикующий цинь-на должен хорошо знать анатомические и физиологические особенности строения тела человека, владеть правильной техникой приемов, подразумевающих строгую геометрию движений для правильного приложения силы. Но и этого недостаточно. Помимо всего прочего, у мастера должна быть абсолютно невероятная сила захвата, большая цепкость пальцев и особым образом укрепленные запястья и предплечья. Без этого приемы цинь-на не работают, а достичь правильного состояния очень непросто, особенно при отсутствии корректных методик подготовки.

В итоге цинь-на невозможно изучить за короткое время, а тратить годы жизни на постепенное овладение всеми секретами этого боевого искусства согласен не каждый. Особенно это не по вкусу тем, кто стремится к быстрому проявлению власти над людьми, или людям с преступными намерениями.

Для тех же, кто избрал для себя изучение боевых искусств как образ жизни, цинь-на подходит идеально, потому что предполагает постепенное, неуклонное самосовершенствование, которое в конце концов дает вам в руки грозное оружие, способное защитить человека в опасной ситуации.

Разберём теперь несколько других защит по системе: разноименная рука снаружи; изнутри первой атакующий руки исполнителя.


Клип 1. Атакующее движение рукой. «Соперник» защищается. Теперь мы посмотрим, что можно сделать с рукой.
Убрать, продолжить атаку.
Убрать, воздействовать на пальцы.
Убрать, воздействовать на локоть.
Придержать, атаковать внизу и выйти на какой то другой приём, например, рычаг локтя на плече.
Увести, продолжить атаку ударом и далее, через понижения центра тяжести, выйти на узел руки наружу.


Клип 2. Теперь тоже самое изнутри, был посыл, рука изнутри.
Если она обращена ладонью ко мне, возникает ситуация при которой я могу воздействовать на кисть, выволакивая за собой тело противника к низу.


Клип 3. Одно движение следует за другим и всё время исполнитель как бы плывёт за сопротивляющимся противником, используя его усилия в любом движении, ни в коем случае не вступая с ним в открытую физическую борьбу. Спортивный вид мышления, наоборот, предполагает борьбу с противником на пике всех возможных усилий организма.


Клип 4. Боевое мышление предполагает избегание всяческой борьбы, быструю и эффективную победу. Опять посыл, рука приходила отсюда, но в этот момент она находится ладонью к противнику, который применил защиту.
Отсюда удобно выходить на болевое воздействие на кисть наружу, эти воздействия сочетаются с такими техниками, которые уже были показаны.
Обязательно вспомогательным воздействием является выламывание пальцев как рычагами, так и узлами. Это должно происходить как только появляются пальцы. Если рука, по какой то причине сжата ещё в кулак, воздействие производится всё равно на весь комплекс кисти, и пальцы всё равно распрямляются.


Клип 5. При возникновении какого то напряжения вход идут вспомогательные техники. В частности, соперник нарочито напряг руку, я выполняю удар-тычок в точку на шее
и чувствую как рука расслабилась.
Эта же точка великолепно используется при освобождении от захватов.
Например, меня захватили за ту часть тела, которая достаточно ранима и легко уязвима.
Со стороны руки любой свободной конечностью, из любого положения я должен добраться тычком до этой точки. Место захвата придерживаю таким образом, чтобы противник не нанёс мне увечий. Я наоборот прижимаю руку противника к месту захвата. Более того, мои пальцы пытаются проникнуть между его пальцев, тем самым контролируя и ослабевая силу захвата. И далее тычок, одновременно снимаю захват.

Отсюда отдельной темой энциклопедии боевых захватов будет умение освободиться от того или иного захвата.


Клип 6. Так, например, мне проводят захват руки наружу и я, использую усилие противника, переключаясь на похожую технику.
Та же самая техника. Другой ракурс.
Если я продолжаю встречать достаточное сопротивление, то завершаю приём не болевым на кисть, а переламыванием пальцев. После чего могу с эффективностью переключится на вторую конечность.
Человек пытающийся защитить вторую конечность, как правило, хватается за руки. Тем самым, предоставляя мне великолепную возможность, придержав его руки, выполнить укус.
Это исключительно болезненная вещь, в боевой ситуации можно откусить эту часть кисти либо надкусить.


Клип 7. Для проведения правильного укуса необходимо в первую очередь защитить губы от воздействия зубов. Для этого вы немного оттягиваете губы по краям обнажая зубы и после этого происходит укус, начиная с клыка. То есть не напрямую, а под углом. Человек, не обученный укусу, может попасть в неприятную ситуацию, когда у него может быть легко выломана челюсть мощным движением - поворотом прихваченной руки.
Необходимо чётко знать места, куда можно проводить укусы и как это делают.
Например, при столкновении вплотную, защитившись от удара головой, я могу выйти на укус уха, и это даёт мне преимущество, когда противник дёрнется, расслабится, отклонит голову, потому что тут же последует захват горла и глаза, одно помогает другому. Входя в глаз, я раздавливаю область горла, при этом я защищён от ударов.

Основы реального боя. 1-й том. ООО Научно-Информационный Производственно-Коммерческий Центр «Восход-А», ООО «ВИПв»

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ

Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и жесткое применение болевого приема вызывает болевой шок или серьезную травму и выводит противника из боевого состояния. Это дает возможность освободиться от захвата, задержать противника, а возможно и конвоировать.

Прежде чем приступить к описанию техники болевых приемов мы хотим напомнить нашим читателям, что болевой прием, как правило, эффективно применяется после точно нанесенного удара, когда противник находится в шоковом состоянии или его внимание рассеяно.

Болевые приемы на фаланги пальцев показаны на рис. 37. По своей сути эти приемы простые. Главное, что необходимо помнить при их применении, это жесткий захват и резкое перегибание (скручивание) суставов (сухожилий).

Болевые приемы на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.

В различных школах единоборств (айки-до, самбо, джи-у-джитсу и др.) болевых приемов на указанные суставы достаточно много. В данной брошюре мы приводим лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее доступные и эффективные. Как правило, большинство из этих приемов комплексного воздействия на несколько из указанных суставов.

Болевой прием "рычаг руки наверху". Этот прием может применяться как вариант защиты от удара рукой, палкой или ножом.

Основные элементы техники - это блок-захват атакующей руки в области запястья и захват этой руки изнутри и снизу над локтевым сгибом (рис. 38а).

Резким рывком правой руки на себя и толчком левой от себя (в случае, если удар наносится противником правой рукой), травмировать руку противника в локтевом суставе. Этим приемом можно бросить противника на спину, после чего нанести удар ногой или рукой (рис. 38б).

Болевой прием на лучезапястный сустав (рис. 39).

Жесткое выполнение этого приема позволяет конвоировать противника.

Болевой прием "рычаг руки наружу".

Благоприятной ситуацией для перехода на этот прием является момент, когда вы захватили одной рукой руку противника за кисть снаружи. Захватить эту же кисть своей второй рукой так, чтобы большие пальцы рук упирались в тыльную поверхность руки противника (рис. 40а).

Прижимая пальцами рук кисть противника к себе вниз, а большими пальцами надавливая на нее от себя и разворачивая кисть противника наружу, травмировать лучезапястный сустав (обезоружить) (рис. 40б).

Этим приемом можно бросить противника на спину и завершить контратаку ударом ногой (рис. 40в).

Болевой прием "рычаг руки внутрь".

Это универсальный прием и существует много способов перехода на него (его выполнения) в целях самозащиты. В данной брошюре мы раскроем несколько из них применительно к различным ситуациям противоборства с противником.

Ситуация, когда противник наносит удар ребром ладони (ножом, палкой и т. п.) наотмашь. Развернув корпус в сторону от удара, встретить атакующую руку предплечьями рук (рис. 41а). Захватить левой рукой руку противника за запястье сверху, а правой - за кисть снизу.

Резко потянуть противника за руку вправо под себя, сделав шаг правой ногой в сторону, не отпуская захвата руками, перенести свой левый локоть над захваченной рукой противника и прижать ее предплечьем и плечом к своей груди. Вывести противника из равновесия, переместив его центр тяжести на правую ногу и, прижимая его руку к своему левому бедру, движением правой руки вверх и вперед от себя, травмировать ее в локтевом, плечевом и лучезапястном суставах (рис. 41б).

Второй вариант завершения этого болевого приема. Если противник значительно сильнее (или тяжелее) вас, необходимо из положения, показанного на рис. 41а, выполнить захват и протягивание руками, как описано выше, а левой ногой сделать шаг под противника и прижать его грудью к своему бедру (рис. 41в).

Если вы чувствуете, что противник может из этого положения уйти, сделать высед (сесть на заднюю поверхность левой ноги) вперед, свалить противника на грудь и, прижимая его грудью к полу, вывести захваченную руку вперед и вверх, травмировать ее (рис. 41 г).

Третий вариант этого приема показан на рис. 50а, б, в. Болевой прием "загиб руки за спину". Этот прием также является универсальным и может использоваться для конвоирования противника посредством болевого воздействия на локтевой и плечевой суставы.

Благоприятной ситуацией для выполнения данного приема является расслабленное (шоковое) состояние противника после нанесенного ему удара. В этом случае захватить левой рукой за его правую кисть спереди, а правой - за одежду над правым локтем или за плечо (рис. 42а).

Резко потянуть правой рукой на себя, а левой от себя, сгибая захваченную руку в локтевом суставе, и завести ее предплечье за спину (рис. 42б).

Не отпуская захвата правой рукой, пропустить левую руку под предплечьем захваченной руки ближе к локтевому сгибу, наложить кисть на плечо захваченной руки сверху (рис. 42бв).

Если незначительно поднять свое левое предплечье вверх, а кисть нажать вниз, это вызовет резкую боль в локтевом и плечевом суставах захваченной руки. Прилагая усилия, этим приемом можно нанести серьезную травму руки.

Для того, чтобы лишить противника возможности уйти от этого захвата кувырком вперед или другим способом, необходимо правой рукой захватить за одежду на его левом плече сверху или за волосы на голове спереди и потянуть задержанного на себя так, чтобы центр тяжести его тела переместился на правую ногу. Плотно прижать захваченную руку локтем к себе на уровне подребурья (рис. 42г, д).

Не отпуская захвата и выполняя болевое воздействие, заставить задержанного следовать в указанное направление. Вам следует идти рядом с ним, сбоку и немного сзади.

Главное - это жесткий захват и постоянное болевое воздействие.

Переход на болевой прием "загиб руки за спину" можно выполнить из различных положений и захватов. На рис. 43а, б показан вариант перехода из болевого приема "рычаг руки внутрь" в целях конвоирования или последующего связывания противника.

Изучив технику предложенных болевых приемов и усвоив принципы их действия, вы сможете, импровизируя, самостоятельно выполнять различные другие захваты на болевые приемы.

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

Глава 3. ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ РУКОПАШНОГО БОЯ Защита от нападения в рукопашном бою является более сложным процессом, чем это видно с первого взгляда. Прежде всего вы должны предвидеть вид и направление атаки противника до того, как защититься от нее. Кроме того, защищаясь, вы

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приемы на суставах пальцев Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Болевые приемы в стойке Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги автора

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

Глава IV. Захваты и ответные приемы Свободная тренировка, представляя собою схватку спортивного характера (на ковре), не создает, однако, для обучающихся реальных, специфических условий, носящих характер короткой схватки и требующих хорошего умения делать приемы сходу.

Из книги автора

Глава V. Приемы специального назначения В главе «приемы специального назначения» излагаются методы и техника борьбы против лица, вооруженного огнестрельным и холодным оружием. Кроме того, в этой главе изложены приемы конвоирования, необходимые для несения службы

Из книги автора

Глава 10 Основные технические приемы Когда конечное совершенство достигнуто, тело и его органы действуют сами по себе, как им полагается, без вмешательства ума. Судзуки Тантаро, гранд-мастер каратэ Техника каратэ – это совокупность стоек, ударов и защит, применение

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

кл слова: техника, рукопашный бой, захваты

Болевые зоны и методы воздействия на них (Техники RUSSIAN MOO SOOL HAPKIDO)

1. Точка под носом- здесь проходят ветви верхнечелюстного нерва и подглазничного нерва, а также носовой хрящ срастается с черепной костью. Воздействуют ребром ладони, вторыми суставами пальцев, «вилкой»/коготь тигра/.Удар средней силы вызывает острую боль, сильный удар приводит к болевому шоку, сотрясению мозга, потере сознания.
Противник проводит захват шеи с левого бока. Свою левую кисть ребром ладони со стороны мизинца поместить под нос. И, надавливая ребром ладони под носом вверх, под углом 45градусов, опрокинуть нападающего через свою левую ногу.


2. Угол челюсти- здесь находятся поверхностношейные лимфатические узлы, нервы, которые идут к голове. Воздействуют пальцами, вводя их под угол челюсти; непосредственно на сам угол воздействуют кулаками, вторыми суставами пальцев. Воздействия средней силы вызывают острую боль, сильные- потерю сознания.
Противник пытается захватить ноги. Захват своими руками плечей противника, нанести встречный удар правым коленом. Захват пальцами правой кисти зоны под углом нижней челюсти нападающего, левым ребром ладони надавить на его затылок. Надавить, одновременно вставая на правое колено.
3. Жевательная мышца-начинается от переднего и среднего отделов нижнего края скуловой дуги (сильно сомкните зубы, при пальпации щеки жевательная мышца будет хорошо прощупываться). Воздействие вторыми суставами пальцев вызывает сильную боль.
Противник захватил правой рукой вашу левую руку. Выполнить освобождение от захвата разрывом, расположив свою руку параллельно полу ладонью вниз. Захватить своей правой рукой правую руку нападающего, дернуть его на себя. Своей левой ладонью захватить подбородок нападающего, надавить вторым суставом правого кулака на жевательную мышцу, вставая на правое колено, заставить противника упасть.

БЛОКИ И ЗАХВАТЫ

Защита от ударов холодным оружием, ногами и руками осуществляется двумя основными способами: различными уходами от ударов (шагом назад, в сторону, наклоном корпуса, нырком, приседанием, прыжком) и блокировкой.

В свою очередь, блокировка бывает двух видов.

Во-первых , это жесткая остановка атакующей конечности путем подставки на ее пути предплечий (а в некоторых случаях — ноги, корпуса либо головы).

Наиболее распространенные блоки такого рода следующие:

Двумя предплечьями, сложенными крест-накрест;

Двумя предплечьями, поставленными параллельно друг другу;

Одним предплечьем снизу-вверх,

Плечом и предплечьем снизу-вверх.

Блок двумя предплечьями, сложенными крест-накрест

Блок предплечьями, поставленными параллельно друг другу

Блок предплечьем снизу-вверх

Блок плечом и предплечьем снизу-вверх

Удар основанием кулака

Удар ребром ладони

Но независимо оттого, каким конкретным способом осуществляется блокировка, надо всегда стремиться к тому, чтобы от блоков переходить к захватам атакующих конечностей.

При этом захваты производят либо за обнаженную часть конечности (лучезапястный сустав, пальцы) либо за одежду (рукав, воротник, плечо).

Некоторые считают, что выполнив захват обнаженной части руки невозможно удержать последнюю, особенно при сильном сопротивлении. Другие считают, что тренировка на захваты только за одежду приведет к тому, что боец не сможет работать против руки с оружием (особенно с ножом).

Истина в том, что если на человека нападают с ножом, кастетом или пистолетом, то обороняющийся в первую очередь старается все же схватить вооруженную руку и тем самым обезопасить себя от угрозы оружием. А надежно захватить вооруженную руку можно только путем захвата за обнаженную ее часть, так как при захвате за одежду рука с оружием, свободная в лучезапястном или локтевом суставе, может совершать обширные движения.

Следует также помнить, что при захвате за одежду удобнее делать бросок, а при захвате за обнаженную часть руки — болевой прием.

Во-вторых, это удары основанием кулака или ребром ладони по атакующей конечности с целью отклонения ее траектории в сторону от первоначальной.
Захваты производятся одной и двумя руками накладкой сверху, снизу или сбоку; локтевым сгибом за шею, руку либо ногу; пальцами за половые органы, горло, волосы на голове.


Спецприёмы рукопашного боя [Практическое пособие] Петров Максим Николаевич

Глава 3. ЗАХВАТЫ

Глава 3. ЗАХВАТЫ

12. Захват за большой палец

Это наиболее известный и эффективный захват.

Требуется совсем небольшое усилие с вашей стороны (давление силой примерно от 3 до 4 фунтов, т. е. 1,3–1,7 кг), чтобы заставить подчиниться даже очень сильного противника. С помощью этого приема можно заставить противника двигаться в нужном вам направлении, даже если он будет сопротивляться.

Следует понимать, что этот захват является не способом атаки, а просто «подчиняющим» захватом, который применяется только после того, как вы частично обезвредили или морально подавили противника каким-то другим приемом (например, ударом по ушам).

Удар по ушам

Если на противнике нет каски или другого средства защиты, прикрывающего уши, то приведенный здесь прием является простым методом подавления противника:

Сложите ладони лодочкой и нанесите по ушам противника удар одновременно обеими руками (рис. 41).

Нанесенный достаточно резко и сильно, этот удар может разорвать одну или обе барабанные перепонки или слегка контузить противника. Его можно выполнять как спереди, так и сзади.

Захват за большой палец

Этот прием позволит вам в такой степени контролировать противника, что вы сможете использовать его в качестве щита при нападении других противников.

Движения, позволяющие осуществить этот захват, являются достаточно сложными, и это основная причина, по которой данный захват почти неизвестен где-либо за пределами Дальнего Востока.

Но те преимущества, которые получит боец, в совершенстве освоивший этот захват, с лихвой окупят время, затраченное на его отработку.

Сначала сконцентрируйтесь на том, чтобы медленно отрабатывать каждое движение. Постепенно увеличивайте скорость до тех пор, пока все действия не станут одним непрерывным движением. После тщательной отработки этого приема научитесь выполнять его из любого положения, в котором вы можете встретиться с противником.

Станьте лицом к противнику с левой стороны от него.

1. Вставьте большой палец правой руки между большим и указательным пальцем левой руки противника, причем ваши пальцы должны располагаться под ладонью его руки, а ваш большой палец - как показано на рисунке 42.

2. Захватите своей левой рукой левый локоть противника, костяшки пальцев смотрят вправо, большой палец наружу (рис. 43).

3. Сделайте шаг к противнику, в то же время повернитесь так, чтобы смотреть в одном направлении с ним, одновременно тяните его локоть своей левой рукой через свое правое предплечье по направлению вверх (рис. 44).

Отпустите захват, произведенный вашей левой рукой, как только подтянете локоть противника через свое правое предплечье, и прижмите левый локоть противника своей правой рукой к своему туловищу.

4. Продолжая удерживать верхнюю часть левой руки противника своей правой рукой, захватите пальцы его левой руки своей левой рукой. Это лишит противника возможности захватить один из пальцев вашей правой руки, а также даст вам дополнительный рычаг для применения силы следующим образом:

5. Надавите своей правой рукой на тыльную сторону его руки по направлению к своей левой руке.

Если ваш противник окажется очень сильным человеком и попытается сопротивляться, то небольшого дополнительного усилия, приложенного к его пальцам вниз влево вашей левой рукой, будет достаточно, чтобы заставить его приподняться на цыпочки и подчиниться (рис. 45).

13. Захват часового

Успешное выполнение данного способа захвата часового, основанное на идеальном воспроизведении каждого движения, полностью зависит от тщательной подготовки. Прежде всего, человек, выбранный для проведения этой операции, должен уметь скрытно подкрадываться. Подкрадываться к часовому следует ночью или в темное время суток, до этого атакующий должен достаточно длительное время наблюдать за часовым, чтобы изучить его движения и находящееся при нем оружие и снаряжение.

Теперь предположим следующую ситуацию (см. рис. 46):

Винтовка висит у часового на плече на ремне или просто опущена на землю;

На нем надета стальная каска, прикрывающая уши и тыльную часть шеи;

Сзади ниже пояса примерно на 6 дюймов (15 см) выступает противогазная сумка;

В пределах слышимости находятся другие часовые.

Примечание. У нападающего не должно быть никакого лишнего снаряжения, кроме ножа и пистолета. Его обувь должна быть матерчатой или резиновой, брюки заправляются в носки, на голову одевается вязаная шапочка, воротник куртки поднят, руки и лицо закамуфлированы, как показано на рисунке 47.

1. Приблизиться к часовому сзади на расстояние примерно 3–4 фута (0,9–1, 2 м) и занять положение, показанное на рисунке 47.

Это позволит осуществить молниеносную атаку прыжком на часового.

2. Нанесите удар по горлу противника внутренней частью левого предплечья, пальцы руки (включая большой палец) вытянуты вперед, и одновременно ударьте его кулаком своей правой руки ниже пояса или в противогазную сумку (рис 48).

После нанесения этих ударов (если они выполнены в соответствии с изложенными выше рекомендациями) противник потеряет сознание. Более того, удар по горлу перекроет ему доступ воздуха, и он не сможет криком поднять тревогу.

3. Незамедлительно после выполнения этих ударов быстрым движением правой руки закройте противнику рот и ноздри, как показано на рисунке 49.

Это лишит его возможности кричать, если удар по горлу оказался недостаточно эффективен.

Скорее всего, удары по горлу и ниже поясницы приведут к тому, что часовой выронит ружье, или же собьют каску с его головы. Если это случится, не пытайтесь предотвратить их падение на землю, просто затаитесь примерно на 10 секунд, по прошествии этого времени, продолжая удерживать противника левой рукой за шею, оттащите его назад.

Примечание. Высокую эффективность этого приема можно понять, если потренироваться на своем партнере, только будьте очень осторожны и не действуйте в полную силу.

14. Японский удушающий захват (сзади)

1. Подкрадитесь к противнику сзади.

2. Захватите его шею левой рукой, причем ваше предплечье должно лечь на кадык противника.

3. Положите свою правую руку (выше локтя) на правое плечо противника, левой кистью захватите бицепс правой руки.

4. Ладонью правой руки упритесь в тыльную часть головы противника.

5. Левым предплечьем потяните противника назад, а правой рукой наклоните его голову вперед, таким образом завершив удушение (рис. 50).

Примечание. Если противник попытается схватить вас за половые органы, то:

(а) Продолжая выполнять захват обеими руками, выпрямите пальцы (в том числе и большие пальцы) обеих рук. Ребром левой руки, находящейся на изгибе правого предплечья, надавите на правое предплечье таким образом, чтобы ребро правой ладони уперлось в основание черепа противника.

(б) Быстро сделайте шаг назад, одновременно надавливая на голову противника вперед ребром ладони правой руки и ломая ему шею (рис. 51).

(в) Если противник выше вас ростом, и вам трудно дотянуться до его правого плеча правой рукой, как показано на рисунке 50, то наклоните его назад, надавливая на шею левым предплечьем. Если необходимо, нанесите ему удар ниже поясницы, как показано на рисунке 48 и согните его вниз.

14А. Японский удушающий захват (спереди)

1. Станьте лицом к противнику.

2. Захватите его правое плечо своей левой рукой, а левое плечо - правой рукой.

3. Одновременно толкая левой рукой в правое плечо противника, удерживая захват и притягивая правой рукой его левое плечо, разверните противника (рис. 52).

Теперь ваша левая рука обвилась вокруг его шеи, а ноги противника перекрестились, что лишает его возможности защищаться.

4. Поместите свое правое предплечье (выше локтя) на его правое плечо и захватите свой правый бицепс левой рукой.

5. Положив кисть правой руки на тыльную сторону головы противника, надавите на его голову, одновременно потянув к себе предплечье левой руки, как показано на рисунке 52а.

Примечание. Хотя последняя позиция и метод удушения аналогичны приему 14, эти приемы различаются силой давления, необходимого для удушения противника. Если ноги противника перекрестились (а так происходит практически всегда, когда человека неожиданно разворачивают вокруг своей оси), то требуется применить в два раза меньшее усилие.

15. Выкручивание руки

1. Вы стоите лицом к противнику. Нырните под его правую руку и схватив запястье этой руки обеими руками, правая рука над левой, изо всей силы рваните вниз, как показано на рисунке 53.

Это приведет к сильному шоку, равному по силе нокаутирующему удару в левую часть головы.

2. Поднимите руку противника на высоту своего плеча, одновременно выворачивая ее по направлению к себе так, чтобы лишить его равновесия (рис. 54).

3. Удерживая его руку на высоте своего плеча, быстро нырните под нее, сделав шаг вперед правой ногой. (Возможно, чтобы выполнить этот прием, придется согнуть ноги в коленях). Повернитесь внутрь по направлению к противнику, рванув при этом его руку вниз, как показано на рисунке 55.

4. Заступите за спину противника левой ногой и круговым движением вверх прижмите его запястье к спине. Удерживая захват левой рукой, схватите правой рукой его правый локоть, прижимая его к спине. Затем сделайте своей левой рукой скользящее движение вокруг запястья противника, перенося свой большой палец внутрь, а остальные пальцы - на тыльную сторону его кисти, согните его кисть. Надавите обеими руками, пока правое плечо противника не наклонится к земле (рис. 56).

Примечание. Это очень полезный захват для транспортировки пленного, но только на короткие расстояния. Для доставки пленных на дальние расстояния рекомендуется применять захват большого пальца (см. рис. 45).

16. Захват согнутой руки

Примечание. Ученикам настоятельно рекомендуется в совершенстве овладеть этим захватом.

1. Противник принял боксерскую стойку или поднял правую руку, чтобы нанести удар.

2. Захватите левой рукой правое запястье противника, сгибая его руку в локте по направлению от себя (рис. 57).

Продолжайте давить на запястье до тех пор, пока его рука не окажется в положении, показанном на рисунке 58.

Примечание. Оба этих действия должны представлять собой одно быстрое непрерывное движение. Обратите внимание, что давление, оказываемое на правую руку противника по направлению от себя, лишает его равновесия, тем самым не позволяя ему атаковать вас левой рукой.

3. Быстро сделайте шаг вперед правой ногой, при этом ваша правая нога и бедро должны находиться как можно ближе к бедру противника.

4. Просуньте свою правую руку под плечом правой руки противника и захватите ею запястье его правой руки над своей левой рукой.

5. Продолжая удерживать противника в захвате обеими руками, грудью надавите на его правый локоть и предплечье, рывком оказывая давление на его запястье по направлению к земле. Одновременно перемещайте предплечье своей правой руки вверх, к трицепсу его правой руки (рис. 59).

6. Если противник, находясь в этом положении, попытается ударить вас левой рукой, то распрямите пальцы своей правой руки, поместив ребро ладони поверх своего левого запястья, и рваните свое правое предплечье вверх, обращая внимание на то, чтобы локоть противника был прижат к вашей груди (рис. 60).

17. Захват головы

Подойдите к противнику спереди.

1. Плотно сжав пальцы правой руки (большой палец вытянут вдоль), нанесите ему удар в левую часть шеи внутренней частью правого предплечья (рис. 61). Этот удар повергнет противника в состояние шока либо нокдауна.

2. Сразу же после удара ваше предплечье должно замкнуться вокруг шеи противника. Одновременно сделав шаг правой ногой к ногам противника, согните его от пояса вперед, схватив левой рукой запястье своей правой руки, как показано на рисунке 62.

3. Надавите правым предплечьем на правую сторону лица противника (где-нибудь между виском и подбородком), подтягивая запястье правой руки левой рукой и надавливая вниз на левую сторону его лица всем своим телом.

Примечание. Следите за тем, чтобы внешняя часть правого предплечья находилась на вашем правом бедре, и чтобы вес тела переносился на правую ногу толчком левой ноги. Любая попытка противника схватить вас за половые органы должна немедленно пресекаться усилением давления.

В случае необходимости ослабьте захват левой рукой, слегка ее распрямите и нанесите повторный удар ребром ладони по шее противника.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

11. Захваты и освобождения от них 11.1. Общие положения Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управления его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезоруживаний, связываний и т. п. Поэтому

Из книги Тактика борьбы самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

1. ЗАХВАТЫ ДЛЯ НАПАДЕНИЯ Захваты для нападения играют решающую роль как при борьбе стоя, так и при борьбе лежа.Захваты для нападения при борьбе стояЗахваты при борьбе стоя служат для нападения как бросками, так и болевыми приемами, подготавливаемыми непосредственно из

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

Захваты 1. Борьба: удушения (контроль воздуха), захваты ног, удержания.2. Дзюдо: выкручивание суставов, удушения, тайминг (соотношение

Из книги Реальная драка [Школа улиц и подворотен] автора Иванов Алексей Алексеевич

5. Захваты за конечности Эта часть книги будет неожиданно подробной и прикладной. Дело в том, что практика преподавания показывает: попав в «замок» или захват, человек теряется и начинает бестолково вырываться, из-за чего пропускает решающий удар. А все потому, что

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

б. Захваты за корпус Захват за одежду на груди – из той же оперы, что и захват за плечо. Накрывай руку нападающего своей, а другой одновременно с шагом назад дави на его предплечье против естественного сгиба (рис.25). Противника поведет вперед, и ты сможешь ударить его ногой

Из книги Книга-оружие «Запрещенные» приемы удушения автора Травников Александр Игоревич

Захваты рук и вспомогательные приемы Захваты – очень эффективные приемы. При хорошем владении ими они позволяют быстро закончить любую реальную схватку. Возможностей для проведения захвата и победного завершения поединка в ходе последнего обычно предоставляется

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Захваты запястья Для начала уточним, что не все относящиеся к этой категории техники основаны на использовании слабых мест запястного сустава. Иногда запястье противника сгибается для того, чтобы использовать кисть его руки как рычаг для выворачивания предплечья. Боль

Из книги Самооборона и нападение без оружия автора Солоневич Иван

Захваты согнутой руки Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава.

Из книги автора

Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава. Помните, что подвижность

Из книги автора

Глава 1. Удушающие захваты и приемы в системе боевых и спортивных единоборств В ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО УДУШАЮЩЕГО ПРИЕМА ЛЕЖИТ ПРАВИЛЬНЫЙ

Из книги автора

Глава IV. Захваты и ответные приемы Свободная тренировка, представляя собою схватку спортивного характера (на ковре), не создает, однако, для обучающихся реальных, специфических условий, носящих характер короткой схватки и требующих хорошего умения делать приемы сходу.

Из книги автора автора

ЗАХВАТЫ ГОРЛА Мы начнем с самого простого - с захвата за горло одной рукой. Вытянутая рука захватывает горло противника обычным способом: большой палец с одной стороны, остальные - с другой. Как прием нападения этот захват не имеет никакого смысла, но он часто

Из книги автора
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то