Как все устроено: детский тренер. Тренер детской футбольной команды. Из личного опыта Кузнецов Александр Александрович

Принимаем решение
Итак, вы хотите, что ваш ребенок занимался футболом. От 6 до 8 лет – лучший возраст для того, чтобы попробовать. Необходимо помнить: главное на первом этапе приобщения к спорту – не отбить у ребенка охоту им заниматься. Поэтому ранее шести лет отрывать его от игрушек – смысла нет, а позже восьми – уже существует риск отстать от сверстников, а следовательно, есть опасность дискомфорта в процессе тренировок. Однако случаи бывают разные, и порой ребята, стартовавшие в футболе в 10–11 лет, в дальнейшем значительно опережают более «ранних» игроков.

С чего начать?
Во-первых, определимся с уровнем подготовки. При общеобразовательных школах и ЖЭКах существуют футбольные секции «для всех желающих», основная задача которых – организовать досуг детей и улучшить их общефизическое состояние. Если вы не видите у своего ребенка особых способностей, лучше начать заниматься именно там.

Нередко подобный «мягкий старт» помогает ребенку раскрепоститься, войти в тренировочный ритм и начать прогрессировать. Первое распространенное среди родителей заблуждение: слабый мальчик исправит свои недостатки, если будет тренироваться среди сильных. Это не так. Если парень на фоне остальных детей заведомо отстает и не справляется с предложенными тренером упражнениями, он начинает подвергаться насмешкам, становится своего рода изгоем и в итоге теряет всякое желание заниматься вообще. Поэтому подберите для начала максимально щадящий режим, «свою среду».

Другое дело, если мальчик – по-настоящему подвижный и проявляет живой интерес к мячу. Тогда имеет смысл подумать о занятиях в футбольной школе.

Как выбрать футбольную школу
Второй распространенный среди родителей миф: если рассчитывать на серьезные результаты, необходимо попасть в элитную школу с громкой вывеской – то есть в СДЮШОР при профессиональном клубе премьер-лиги.

На самом деле уровень подготовки детей определяется в первую очередь тренерским мастерством. А оно, это мастерство, даже в авторитетных школах – разное. Среди наставников ведущих детских команд встречаются действительно талантливые педагоги и интересные специалисты. Но есть и недоучки, психопаты, дельцы от детского футбола. Следует иметь в виду, что должность тренера в детской школе при хорошем профессиональном клубе – место по нынешнем временам не самое безденежное, особенно в сравнении с аналогичными позициями коллег по другим видам спорта. Поэтому нередко тренерскую ставку в элитных СДЮШОР занимают не «лучшие», а – «свои».

Еще один момент, на который стоит обратить внимание – задачи, которые решает тренер. У клуба с именем и собственная футбольная школа – с соответствующими амбициями. Показателями эффективной работы наставника команды здесь всегда являются результаты матчей. И достигаются эти результаты подчас без оглядки на психику детей, их индивидуальные особенности развития.

Прошедшие жесткий отбор ребята, получив заветное место в «самой сильной школе», попадают под мощный психологический прессинг – от них требуют не только соблюдения «недетского» тренировочного режима, но и побед во всех турнирах. Худшие, по мнению тренера, дети отчисляются из команды ежегодно. Возиться там ни кем мне будут – это точно. То, что футбольный талант проявляется у каждого ребенка в разном возрасте – фактор для подобного подхода малозначительный, и во внимание он принимается довольно редко.

Еще один сюрприз, к которому вы должны быть готовы в «раскрученных» школах: Вашему ребенку придется конкурировать в числе прочих и с переростками. К сожалению, бороться с этим явлением у нас пока не научились. Родители, мечтающие о профессиональной футбольной карьере своего ребенка, подчас готовы идти на любые уловки, чтобы достичь желанной цели, а некоторые тренеры даже оказывают им в этом содействие. Существует распространенная схема попадания ребенка в состав сильной футбольной школы: в возрасте 5–7 лет мальчику переделывают свидетельство о рождении, «омолаживая» его на год-два. Затем он приходит на отбор в младшую группу – согласно своим документам. Такой ребенок, разумеется, среди формальных сверстников будет в спортивном плане выглядеть ярче. Поэтому его шансы быть «отобранным», а в дальнейшем стать лидером команды – вырастают в разы. Согласно неофициальной статистике, в некоторых столичных школах, причисляемых к ведущим, число таких переростков достигает 30% от общего количества занимающихся.

Обычно в пользу элитных футбольных школ приводится следующий аргумент – большинство их выпускников оказывается в командах мастеров, становится профессионалами. Однако следует понять, кто именно эти выпускники. Из тех детей, которые приходят в данные школы в 6–8-летнем возрасте, до выпуска в 16–17 лет не доходит практически никто. Основу выпускников составляют ребята из регионов, приехавшие в столицу почти сформировавшимися футболистами в 14–15-летнем возрасте, а также парни из московских футбольных школ «второго эшелона» – те, кто рос постепенно, без истерик и психологического давления. Судьба же в футболе «лучших» и «отобранных» в раннем возрасте – чаще всего остается неизвестной .

Исходя из вышесказанного, лично я воздержался бы рекомендовать вашему ребенку детскую футбольную школу с громким именем. В каждом городе есть немало прекрасных ДЮСШ и клубов, где качество обучения не вступает в противоречие с естественным развитием ребенка. Но, повторю еще раз для вас, уважаемые родители: не ищите хорошую школу – ищите хорошего тренера. Не пожалейте времени – попутешествуйте по разным спортивным клубам, понаблюдайте за тем, как проходят занятия, пообщайтесь с людьми. Именно тогда вы выберете для своего ребенка достойного наставника.

Если ваш мальчик проявит себя за годы занятий как действительно способный игрок, он все равно рано или поздно окажется в сильной и перспективной команде. И за примерами далеко ходить не надо: нынешние звезды ЦСКА братья Березуцкие обучались в ДЮСШ «Смена» в Капотне, там же постигал азы футбола спартаковец Денис Бояринцев. А скажем, чемпион Европы среди юношей торпедовец Сергей Морозов до 13 лет занимался в футбольной школе «Крылатское».

Посмотрите на воспитанников нашего Клуба – все они занимались только у нас.
Подобных историй много. Постарайтесь создать свою – и непременно со счастливым финалом.

Что необходимо знать родителю юного футболиста
Во-первых, следует помнить, что занятия должны приносить ребенку радость и удовольствие – только тогда парень действительно «раскроется». Исходя из этого, постарайтесь создать своему ребенку комфортную для занятий психологическую среду.

Желательно, чтобы само место тренировок – футбольная школа или секция – не располагалось слишком далеко от дома. Утомительная дорога в два конца – испытание, которое совершенно не обязательно выдерживать, чтобы стать хорошим спортсменом. История знает немало примеров, когда будущие звезды годами ежедневно преодолевали ради тренировок изрядные расстояния – но это скорее исключения из правил, и вряд ли стоит принимать в качестве желаемой модели эдакий «спартанский» вариант воспитания футболиста.

Купите мальчику действительно удобные бутсы (обойдется примерно в полторы тысячи рублей) и хороший мяч (уложитесь в эту же сумму). Это как раз не та статья расходов, на которой следует экономить. Мяч, с которым парню желательно почаще общаться во дворе, должен быть не тяжелым и не жестким, а кроме того, иметь идеально круглую форму (чего обычно не бывает у мячей китайского производства за 200–300 рублей). Лучше всего приобрести облегченный мяч четвертого размера тренировочной серии (эту формулировку заучите как заклинание для общения с продавцами в магазинах). Ну, а если не найдете – постарайтесь взять просто хороший фирменный мяч – и прослужит дольше, и ноге мальчика будет приятнее.

Далее – сами тренировки. Дисциплина и серьезность, конечно, важны. Однако не требуйте от ребенка сразу многого. Он может быть невнимательным и слабо усваивать упражнения в сравнении с другими сверстниками – постарайтесь его не ругать, не кричать, особенно в ходе самого занятия: на то есть тренер. Лучше мягко и спокойно объясняйте ошибки после тренировки. Однако совсем спускать «на тормозах» оплошности тоже не стоит: старайтесь вне тренировочных занятий общаться с ребенком, разъяснять что-то: он должен чувствовать вашу заинтересованность в процессе. И, конечно, не забывайте его хвалить – это вообще самое важное!

И последнее: как бы вы ни хотели счастливой футбольной карьеры для парня – не «перекармливайте» его общением с мячом: это чревато потерей интереса к футболу через несколько лет. Все должно быть в удовольствие. Оптимальный режим тренировок 2–3 раза в неделю для самых маленьких, 3–4 раза – для тех, кто постарше. Вне тренировочных занятий желательно, чтобы мальчик возился с мячом не более полутора часов в день – если только он сам не испытывает жгучего желания делать это в больших объемах. И уж совсем недопустимая вещь – практикуемое некоторыми родителями параллельное обучение ребенка сразу в двух футбольных школах. Пожалейте свое дитя – количество в спорте далеко не всегда переходит в качество!

Детский футбол-глазами тренера

Мальчишки грезят футболом. Для них огромная радость не просто гонять мяч во дворе, а заниматься любимой игрой под руководством тренера. Вот парадокс, с которым сталкиваются тренеры детских футбольных команд. Без всяких видимых причин, без конфликтов с другими участниками футбольной команды ребята прекращают занятия. Разлюбили футбол? Чушь! Нет времени, не справляются с учебой? Тоже мало похоже на правду, ведь до этого момента все складывалось. Тогда в чем же причина таких ситуаций? Основываясь на своем опыте тренерской работы, попробую это обосновать.

На мой взгляд, в подобных случаях есть вина родителей, хотя сами-то они в этом даже самим себе не признаются. Опекая свое чадо, они хотят видеть его талантливым и преуспевающим. А в итоге такой опеки родителей, дети растут ленивыми, беспечными, что, безусловно, приводит к неустроенности в жизни. Хочу выделить несколько наиболее типичных ошибок в родительской воспитательной работе.

Родители, считающие своего ребенка самым лучшим, самым талантливым и самым умным. Любить, холить и лелеять ребенка, несомненно, правильно, но всегда и во всем должна быть мера. Очень часто, таким родителям кажется, что их сыночка или дочку недооценивают. Родители такого типа всегда недовольны, если их ребенок сидит на скамейке запасных. Не играет – значит, не оценили его способности, недоглядели, пропустили. Кто в этом виноват? Конечно, тренер. Но именно тренер всегда заинтересован в победе своей команды. А значит не в его интересах держать на замене способного игрока и не выпускать его на поле. С возрастом такие дети перестают бороться за свое место в детской футбольной команде, а, возможно, и в дальнейшей жизни. Они попросту не умеют добиваться поставленных целей, так как всегда на их пути невнимательные тренеры, учителя, работодатели. Ему это твердили и продолжают твердить собственные родители. Зачастую такие родители любят переводить ребенка из команды в команду, считая, что избавляют от сложностей. В итоге подросток воспитывает в своем характере такую черту, как уход от проблемы. И пусть в данной статье разговор о футболе, но со временем человек так же отнесется и к любой работе. Во всяком деле, в том числе и в футболе - нужна здоровая конкуренция. Именно она помогает бороться за успех.

К чему приводит воплощение в ребенке своей собственной мечты «стать спортсменом»? За малейшие промахи ребенка в тренировочном процессе или во время матчей мамы и папы «карают» свое чадо. В ход идут различные наказания от запретов на развлечения до дополнительных тренировок. Заставляя ребенка тренироваться против его воли, абсолютно не учитывая, нравится ему это или нет. В итоге спорт становится повинностью. К чему это приводит?

Во-первых, ребенок становится запуганным, у него нет собственного мнения и желания. Он замыкается в себе, и лишний раз боится ошибиться. Привыкает подчиняться воле своих родителей и принимать на веру любое мнение, кроме собственного.

Во-вторых, если ребенок обладает достаточно сильным характером, он рано или поздно вырывается из под жесткой родительской опеки. Он перестает их слушаться вовсе, для него теперь родительское мнение безразлично, в нем играет дух противоречия. А возможно, родители опускают руки перед такой строптивостью, при этом, думая, что без их опеки помощи «ничего путного из него уже не вырастет».

Футбол - это игра, в которой ее участники должны получать, прежде всего, удовольствие. Все остальные положительные стороны идут уже в комплексе. Если вы сами никогда не занимались профессионально футболом или занимались в спортивной школе, в секции лет пятнадцать- двадцать назад, то не стоит становиться учителем для ребенка. Лучше оплатить его индивидуальные тренировки. Гораздо тяжелее потом будет отучить его от приобретенных рефлексов. Тренировочный процесс в любом случае должен происходить только при желании у ребенка! Если на основные тренировки он ходит с удовольствием, а от дополнительных отказывается, поговорите с ним. Возможно, ему некомфортно с тренером наедине, например, он стесняется его. Или он боится осуждения от остальных игроков команды, не хочет показаться слабее. Всегда можно найти компромисс, помочь и подсказать, но главное - найти причину.

Если вы хотите, чтобы ребенок стал профессиональным игроком, у него есть все необходимые данные или есть возможность их развить, то тренировок с командой недостаточно. В среднем, в обычной ДЮСШ 3-4 тренировки в неделю по 1,5 -2 часа, этого очень мало, чтобы стать профессиональным футболистом. Дополнительные тренировки помогут ребенку лучше узнать себя, свои слабые и сильные стороны, хорошо развить вторые и наоборот минимизировать первые. Обязательно надо разрешать ребенку играть во дворе, т.к. там он находится в расслабленном состоянии и может делать, то, чего он еще боится или у него не получается делать в игре за команду. Если же вы уверены в том, что вы знаете, как правильно выполняются все технические приемы, то можно заниматься с ребенком самостоятельно во дворе или на арендованном поле. Важно помнить во всем должна быть мера, чтобы вовсе не отбить желание заниматься футболом.

После неудачных игр или тренировок лучше сесть в спокойной обстановке с ребенком и разобрать его ошибки. Можно с ребенком вместе подойти к тренеру и пообщаться. К сожалению, чаще всего такие родители начинают оскорблять и унижать ребенка, ничего не объясняя. После поражений как никогда необходимо, чтобы рядом нашлись люди, которые окажут поддержку.

Родители, имеющие несколько детей .

Очень часто из старшего делают няньку. Разговор не о единичных случаях, когда младшего ребенка не с кем оставить. Систематически оставляя старшего с младшим, отменяя его собственные тренировки, шантажируя или пытаясь подкупить, делают из ребенка «молодого папу». Детей не рождают по принуждению. Если вы приняли такое решение, то подумайте сразу, готовы ли вы полностью нести ответственность за всех, не ущемляя ни старшего, ни младшего. Родительская любовь и забота для обоих должна быть одинаковой. И свободного времени им надо предоставлять достаточно, в том числе и для тренировок и отдыха.

Второй вариант, оба ребенка занимаются каким-либо спортом. Плохо, когда родители отдают предпочтение кому-то одному из детей и систематически посещают лишь его тренировки, матчи, игры, выступления. Как правило, выбирают именно того, кто завоевывает медали или показывает хорошие результаты. Второй ребенок видит это и чувствует. Между детьми возникает неприязнь и ревность. Как бы успешен не был ребенок, ему всегда нужны родительская поддержка и внимание!

Лицемеры и лжецы.

Есть категория родителей, которые зачастую пишут в соцсетях или лично говорят тренеру о своей любви к данной команде и ФК. Но стоит появиться возможность уйти в более сильную лигу, как они сбегают. Именно сбегают, потому что, как правило, это происходит даже без предупреждения.

Сегодня у ФК Высшей Лиги появилась тенденция забирать в команду готовых сильных игроков, не выращивая своих собственных. Как показывает статистика, в ФК Высшей Лиги очень маленький процент игроков, занимающихся с самого юного возраста и до конца. Как только ваш ребенок ошибется или даст слабину, на его место пригласят нового, как когда-то пригласили вашего сына. Добиться больших результатов можно, выступая за ФК любого уровня. Уровень подготовки детей зависит, прежде всего, от уровня подготовки тренера, их собственного желания и данных. Хорошие тренеры есть в ФК разного уровня. В Высшей Лиге как нигде нацелены на результат, поэтому лишний раз возиться с более слабыми игроками не будут. Если уж вы решили уйти, имейте смелость предупредить об этом своего тренера. Не убегайте от серьезного разговора, этим вы, прежде всего, подаете пример своему ребенку.

Не редки случаи, когда у родителей нет возможности финансово участвовать в тренировочном процессе: нет денег на форму (если ФК не обеспечивает экипировкой), сборы и прочие необходимые расходы. Однако при этом находятся деньги на новые автомобили или роскошный отпуск. Немного несоизмеримые траты, не правда ли? Ведь при тратах на ребенка разговор идет о, куда меньших суммах. Когда вы едете путешествовать и хотите показать ребенку новые страны и города – это, несомненно, прекрасное желание. Спросите лишь ребенка, чего именно хочет он сам?! Увидеть новое или поехать вместе со своей командой и друзьями на сборы? Ответ в большинстве случаев будет совсем не такой, как вы ожидаете. Сборы – это не только тренировки и спорт, это школа жизни. Это общение, это жизнь в коллективе, это развитие. Вряд ли, повзрослев, он сможет оставить свою работу и семью и уехать на сборы. Не отбирайте у них возможность, пока она есть. Если вы хотите, чтобы юный футболист прибавлял в мастерстве, становился сильнее психологически – сборы необходимы. Еще один несомненный плюс сборов – отсутствие родителей. Это помогает становиться самостоятельнее, дает возможность посмотреть на многие вещи под иным углом.

Спортивная школа ради здоровья .

Занятия в спортивной школа, особенно в командных видах – это, прежде всего, большая, ответственная работа для тренеров. Для укрепления здоровья достаточно отправить ребенка в школьный кружок, так сказать, в секцию «для всех желающих». А в спортивной школе частые тренировки, соревнования и возможные травмы. А самое главное – ответственность перед всей командой! Здесь действует золотое правило: «Один за всех и все за одного». Родители, отправляющие сюда своего ребенка ради укрепления здоровья, как правило, относятся к команде не всерьез. Такие дети чаще всего пропускают тренировки без причин, не приезжают на матчи, родители не отправляют их на сборы и не оплачивают участие в платных турнирах. Как уже говорилось выше, сборы и турниры – это школа жизни.

Народная мудрость гласит: «Конец - делу венец». Юные футболисты, занимающиеся под руководством опытных тренеров в спортивных школах, конечно же, мечтают со временем стать классными мастерами кожаного мяча. А почему нет? Ведь в таких же спортивных школах занимались звезды нынешнего российского футбола. Давайте на мгновение обратимся в будущее. Идет трансляция футбольного мяча. Молодой человек, сидящий у голубого экрана, с интересом наблюдает за игрой и видит знакомые лица, которым сейчас восторженно аплодирует стадион. С этими людьми они когда-то занимались в спортшколе вместе. Они достигли славы. А он… Кто виноват в том, что в юном возрасте была прервана его возможная футбольная карьера? И что почувствуют его родители, взглянув сейчас в лицо своего любимого сына?

Ошибки, которые допускают все родители, любого типа:

1- Почему-то родители всегда с удовольствием ездят на игры детей, на любые соревнования любого уровня, когда ребенку от 5 до 12 лет. А, начиная с 12 лет родители все реже и реже ездят на соревнования поддерживать своего ребенка. Возникает вопрос: «ПОЧЕМУ???»

Ребенок с 12 лет становится чужим? Или, может, вы его уже не любите, или ему не нужна поддержка? К 18 годам на игры приезжают максимум родители 3-х детей. Уважаемые родители, вам ведь не обязательно ехать с ним в транспорте или везти его на машине, конечно, ему хочется ехать со своими ребятами и общаться с ними на их общие темы, но это не значит, что им не хочется, чтобы родители смотрели на выступление. Это дополнительный стимул для ребенка лучше выступать. Даже если ваш ребенок сидит на скамейке запасных, это не значит, что вам не надо ездить на игры и поддерживать его, наоборот, вам надо ездить на все игры и ждать, когда вашему ребенку дадут шанс и поддержать его в этот сложный момент. Если ваш ребенок сидит на замене, а вы ездите и поддерживаете его, у него появляется стимул работать на тренировках, чтобы его родители приезжали не просто так, а смотрели за его игрой, а если вы не будете ездить, то он может спокойно сидеть на замене и развивать слабохарактерность.

2- Есть небольшой процент родителей, которые перед играми в социальных сетях или по телефону задают интересный вопрос в разных интерпретациях: «Есть ли смысл ехать моему ребенку на игру, будет ли он играть?» Как тренер может знать, появится ли у него возможность выпустить данного ребенка. Может, его команда будет выигрывать 5-0, и он сможет выпустить всех, а может, будет 0-0, и надо будет делать только точечные замены. На это родители говорят, что ребенок очень расстраивается, когда не выходит на поле. Это тоже очень странный ответ. Уважаемые родители, а вы не расстраиваетесь, когда у вас на работе появляются проблемы или сложности или, вы тоже не идете на работу, когда там появляются трудности? И вы не ждете повышения? И не работаете ради этого? Вот и ребенку надо объяснять, что нужно ждать своего шанса и воспользоваться им, а если он не играет - еще усерднее работать на тренировках.

3- Родители, когда ребенку исполняется от 14 до 18, и он не играет в хорошей команде, начинают внушать ребенку, а иногда и в жесткой или ультимативной форме говорить, что, может, пора закончить с футболом и все силы направить на учебу. Это очень большое заблуждение, что спорт мешает учебе. Ребенок может мало внимания уделять учебе, а больше спорту в связи, с чем получится отставание по программе, но это не вина спорта, а вина родителей и ребенка, которые не контролировали его учебу или не воспитали самостоятельное, ответственное отношение к учебе и заметили это только к 9-11 классу, когда решили задуматься о будущем своего ребенка. Учеными давно доказано, что если ребенок занимается чем-то кроме учебы, то у него остается мало свободного времени, и это заставляет его более грамотно его распределять. Но этому вначале должны помочь родители. А у родителей все наоборот: они сначала не следят за ребенком или не развивают самостоятельность, а потом к 9-11 классу находят замечательную причину плохой успеваемости - спорт! Надо искать не виновных, а причину…

4- Родители с детства учат детей безответственному отношению к делу и к людям (команде). Это проявляется в том, что родители записывают к врачам, репетиторам и на другие кружки во время проведения тренировок, тем самым в будущем у ребенка развивая безответственность: пропуская одну тренировку, он пропускает или новый материал, или совершенствование старого материала, как и в школе. И потом во время игр это скажется на его выступлении, следовательно, и на результате команды, т.к. это командный вид спорта и при ошибке одного могут проиграть все. Ведь чаще всего тренировки проходят у обычных команд 3-4 раза в неделю, и они занимают всего 1,5 – 2 часа, и можно, если захотеть, найти выход. А что получается потом? В 16-18 лет ребенок не понимает, почему ругает тренер, когда он пропускает тренировки из-за репетиров или по другим причинам.

5- Многих детей родители не отпускают на тренировки при плохой погоде или при небольшом насморке. Все врачи в один голос и все тренеры постоянно объясняют, что ребенок заболевает не во время тренировки, а после нее, когда сами родители не следят или не приучают детей правильно одеваться в различную погоду. Дети не могут заболеть во время тренировки т.к. они находятся постоянно в движении и организму тепло, а после тренировки, если, не высушить голову, не поменять мокрые гетры на сухие носки или поехать домой в том, в чем тренировался, тогда и развиваются простуды, ОРВи, ОРЗ и т.д.

6- Существуют родители, которые постоянно возят своих детей на машине на тренировки. Это неплохо, но потом часто получаются две ситуации:

Первая. Родителям через какое-то время надоедает возить свое чадо, или меняется работа, или возникают разные другие причины, и эти родители не отпускают ребенка на тренировку, боясь, что с ним что-нибудь случится по дороге. Родители, вспомните свое детство! Вы пропадали во дворах с утра и до вечера, и не надо говорить, что сейчас время не то. Раньше тоже можно было нарваться на воров, вас могли посадить в машину и увезти или просто так избить. Это было всегда и так будет, от этого никто не застрахован, даже если вы будете рядом.

Вторая. Также родители через какое-то время перестают возить ребенка, а в этой ситуации уже ребенок отказывается ездить без папы или мамы, потому что вы его приучили к хорошей жизни к тому, что ему можно только сесть в машину и ножки вытянуть. И не надо будет топать до метро, а еще делать пересадки, чтобы добраться до тренировки и до дома.

7 – Постоянно родители, видя, как их ребенок ведет себя агрессивно, лениво, нецелеустремленно и т.д., говорят: «А что мы можем сделать? Он таким родился.» Родители, агрессия, злость, не доброжелательность, лень, не целеустремленность, хамство - это приобретенные черты характера, а не врожденные. Всем этим качествам ребенок учится у вас, у близких людей, в школе, на улице. Но всех этих качеств у него может и не быть, если вы будете уделять внимание ребенку, объяснять ему, что хорошо, что плохо и почему нельзя так делать и в первую очередь будете следить за собой. Чаще всего все плохие качества дети берут у вас, смотря, как вы поступаете в разных ситуациях: на улице, дома, на работе. Даже когда вы плохо поступаете и говорите после этого ребенку, который это видит: «Не делай так, а если сделаешь, я тебя накажу!» – это не работает. Ребенок всегда берет пример в первую очередь с родителей. Не позволяйте себе совершать неправильные действия, и тогда ваши дети не будут делать того же.

8- Во время соревнований есть много родителей, которые пытаются учить детей, что им нужно делать. Это проблема не только родителей, но и тренеров, которые позволяют родителям подсказывать детям, что надо делать. Что, тренеры не должны позволять родителям руководить детьми на соревнованиях, потому чаще всего родители неправильно подсказывают, что может повлиять на исход соревнования, или подсказывают наперекор тренерским указаниям, и тогда ребенок не знает, что ему делать. Родители должны болеть за своего ребенка и за команду, если это командный вид спорта, и только поддерживать, и тогда ребенок будет только благодарен. А многие дети, наоборот, не хотят, чтобы на соревнованиях были их родители, потому что будут стоять и подсказывать или даже оскорблять. Дайте ребенку возможность получать удовольствие от того, что он делает, а не мучиться, и тогда будет результат. Ребенку вполне достаточно подсказок тренера.

9- Почему-то, чем старше становится ребенок, тем меньше родители готовы оплачивать его соревнования, поездки и сборы. Возникает вопрос: «Почему?» В большинстве своем, родители, становясь старше, занимают более высокие должности, но желание вкладывать деньги в детей почему-то уменьшается. И самое главное, что, когда тренеры говорят об этом на родительских собраниях, когда дети еще маленькие, все родители показывают тренеру, что они уж точно не будут такими, но, как показывает практика, все равно родители становятся такими.

10- Когда дети еще маленькие и родители часто посещают тренировки и игры и интересуются своими детьми, часто происходит вот какая ситуация. Если ребенка обидели или ударили, а такое часто случается - это спорт, и здесь часто происходят эмоциональные всплески у детей. Когда это происходит, родители ребенка, которого обидели, начинают выяснять отношения с ребенком, который обидел их драгоценное чадо, которое никто не имеет право трогать. И ребенок, которого обидели, начинает жаловаться своим родителя на всякие пустяки, внутрикомандные разборки, понимая, что родители всегда будут его защищать и ругать, того, кто его обидел. Но уже давно доказано, что не бывает в конфликте одного виноватого, всегда виноваты оба, кто-то что-то показал или сказал, а другой ответил. И, в конце концов, этот ребенок, который привык жаловаться, не сможет решать конфликтные ситуации в коллективе самостоятельно и будет всю жизнь участником различных конфликтов. А ваша задача, родители, когда такое происходит, во-первых, все точно выяснять, а не сразу обвинять другого ребенка, а во-вторых, учить ребенка вести себя в конфликтных ситуациях. И правильно не самим выяснять отношения с другим ребенком, а воспользоваться помощью тренера. В этом ничего зазорного нет.

11-Родители, которые отстраняют детей от тренировок из-за плохой успеваемости в школе. Это самый частый способ наказания детей в спорте. Почему родители так делают? Потому что чаще всего это родители, которые или потеряли контроль над ребенком, или теряют его, или хотят потерять. Отстраняют от спорта, потому что у ребенка это самое любимое занятие. В итоге, не посещая тренировки ребенок, через какое-то время приходит и видит, что он стал слабым спортсменом и хорошо, если у него сильный характер и он будет добиваться того, чтобы вернуть свою прошлую форму, а очень много случаев, когда он бросает спорт и обвиняет в этом родителей. Спорт - это школа, на каждой тренировке дети проходят или новый материал, или совершенствуют старый, следовательно, также, как и в школе, если ученик постоянно пропускает занятия, он начинает отставать от программы. Спорт ни в чем не виноват, ребенок плохо учится из-за каких-то других причин, которые надо искать и решать их. Один или два раза на не долгий срок это возможно поможет, но потом будет такая же плохая учеба, но без спорта. А есть случаи, когда родители отстраняют детей от спорта, и ребенок скрыто посещает тренировки, что приводит к обману, а когда все это вскрывается, получается серьезный конфликт, который в итоге испортит отношения между родителями и ребенком.

12- В старшем возрасте из-за недостатка собственных средств, ребенок начинает искать себе работу и трудиться, естественно из-за этого он пропускает тренировки. В этом тоже нельзя винить детей, в этом виноваты родители, потому что они родили этого ребенка и должны его обеспечивать средствами на необходимые нужды. Да, бывают какие-то жизненные проблемы, когда нет возможности обеспечить ребенка, но чаще всего у родителей есть возможность, но нет желания.. Зачем раньше времени заставлять ребенка работать, от этого у него не появится правильного отношения к жизни, вы просто лишаете ребенка детства и возможности заниматься тем, чем он хочет, работать он еще будет всю оставшуюся жизнь, поэтому пока, старайтесь отгородить ребенка от данного вида деятельности, а лучше поддерживайте его стремление учиться и заниматься спортом.

13-Бывают случаи, когда родители обсуждают, по их мнению, неправильные действия тренера при своих детях. Вообще, в принципе, если вы считаете, что тренер, что-то неправильно делает, можно подойти к нему и обсудить этот вопрос, конечно, не факт, что он примет вашу точку зрения, но это возможно. А может, тренер сможет вас убедить, что вы не правильно оцениваете ситуацию. А так получается другая ситуация, что ребенок начинает сомневаться в компетентности и профессионализме своего тренера. И тренеру будет тяжело изменить его мнение, т.к. мнение родителей чаще всего важнее. А вообще очень просто сидеть на трибуне или смотреть телевизор и рассуждать. Вы видите детей только на играх, а тренер их видит на тренировка, играх и общается в раздевалке, и родители должны доверять решению тренера, иначе и дети перестанут уважать тренера, а будут всегда думать, что он что-то делает не так.

14-Стало очень популярно отдавать детей в частные футбольные клубы. Только возникает вопрос: «Зачем?»

Во-первых: они платные, а дорого не значит хорошо!

Во-вторых: в них чаще всего работают те же самые тренера, что в обычных ДЮСШ и СДЮШОРах. А надписи на сайтах, что тренера прошли обучение за рубежом, в 90% случаев полная липа.

В-третьих: частные футбольные клубы существуют максимум до 12 лет, а потом эти дети распускаются и хорошо, если тренер их пристроит по различным клубам, участвующим в первенстве города, но не все так поступают, и родители сами начинаю искать варианты.

В-четвертых: даже если вас пристроили или вы сами нашли, куда перевести ребенка, то ребенку приходится привыкать к новому тренеру, привыкать к новым требованиям и самое главное найти общий язык в новом коллективе, что является самым трудным.

И спрашивается для чего он тратил время в частном футбольном клубе, если в итоге все равно оказался в ДЮСШ или СДЮШОРе. Если вы думаете, что в частных клубах учат лучше, то вы ошибаетесь, это не всегда так. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок лучше играл, лучше отдавайте его сразу в ДЮСШ и найдите тренера, который с ним будет заниматься индивидуально, это гораздо полезнее.

15-В большинстве спортивных школ летом идет один месяц тренировок, один месяц отдыха и один в лагере. И очень много родителей в месяц, когда проходит тренировочный процесс не в лагере, везут свое чадо «к бабушка на пирожки». В итоге ребенок пропускает целый месяц тренировок и приезжает в лагерь, а иногда, если родители не отправили в лагерь, то осенью, в состоянии новичка, т.к. отдых больше месяца накладывает отпечаток на технические и тактические знания, умения и навыки ребенка. И во время так называемого отпуска, нельзя начинать откармливать ребенка, т.к. потом во время начала тренировочного процесса ребенку будет в два раза тяжелее, потому что ему нужно будет сначала сбросить лишнее, а потом только набирать спортивную форму, а все остальные дети сразу начинает набирать спортивную форму.

16-Очень много родителей пытаются «запихнуть» ребенка в как можно больше секций, чем вредят своему ребенку. В принципе у ребенка должно быть детство и поэтому у него должно быть врем погулять во дворе, покататься на велосипеде и т.д. В дошкольном возрасте и в начальной школе ребенок еще сможет совмещать несколько секций, но чем старше ребенок становится, тем больше у него будет тренировок и они будут тяжелее. Ребенку уже физически будет не выдержать нагрузок. И в итоге у него может случиться психологический срыв и тогда он не захочет вообще ничем заниматься.

И в конце хочется подвести итог. Ребенок, как пластилин, что родители, тренер и учителя из него вылепят, таким он и станет. Но большая ответственность лежит на родителях, т.к. они чаще с ребенком контактируют и ребенок, если родители не потеряли авторитет, больше будет слушать родителей, чем кого-либо. Ребенок может быть, активным или пассивным, усидчивым или не усидчивым, рассудительным или принимать быстрые решения, т.е. иметь только какой-то определенный темперамент, а все остальные качества, которые обсуждались в данной статье, они не условные, а приобретенные и какой будет ваш ребенок зависит исключительно от вас. И никогда не поздно заняться своим ребенком 5 лет ему или 14. Лучше поздно, чем никогда.


Команда Центра подготовки детских тренеров имени Константина Бескова состоит из зарекомендовавших себя специалистов в сфере подготовки юных футболистов.

ТРЕНЕРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

Старцев Александр Анатольевич

Генеральный директор АНО ДПО «Центр по подготовке детско-юношеских тренеров по футболу им. К.И. Бескова»

Визе Вадим Анатольевич

Заместитель директора Центра имени К.И. Бескова

Образование: Омский Государственный Университет Физической Культуры (1990 г. тренерский факультет, кафедра футбола)

Алтайский Государственный Педагогический Институт (1998 г., психологический факультет).

Тренер по футболу, лицензия «С», спортивный психолог.

Киселев Николай Иванович

Чемпион и обладатель Кубка СССР, четырежды включался в список 33-х лучших игроков СССР. Мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР.

Инструктор-преподаватель Академии тренерского мастерства российского футбольного Союза. Преподаватель курсов повышения квалификации Москомспорта для тренеров по футболу.

Кочешков Николай Анатольевич

Тренер юношеской сборной России 1996 г.р. (2010-2015).

Тренер молодежной сборной России U21 (2015).

Образование: Лицензия «В » УЕФА, Академия тренерского мастерства РФС, г. Москва (2013).

Инструктор Академии тренерского мастерства РФС. Преподаватель курсов повышения квалификации Москомспорта для тренеров по футболу. Инструктор-методист «Программы подготовки футболистов 10-14 лет» РФС.

Кузнецов Александр Александрович

Заслуженный тренер России. Консультант Центра им. К.И. Бескова.

С1980 года работал со сборными юношескими и юниорскими командами СССР

С1982-1986 гг. тренер юношейской сборной команды СССР

В1998 г. - главный тренер юношеской сборной России

2003 г. главный тренер ФК «Витязь» (г.Подольск)

2004-2006 гг. тренер селекционер ФК «Москва» (г.Москва)

2007-2009 гг. тренер селекционер ФК «Локомотив» (г.Москва)

С 2012 г. инструктор-преподаватель Академии тренерского мастерства Российского футбольного Союза

Шагов Александр Анатольевич

Заслуженный тренер России

Пискарёв Александр Михайлович

Консультант Центра им. К.И. Бескова

советский футболист, нападающий; советский и российский футбольный тренер. Мастер спорта СССР. Заслуженный тренер РСФСР (1987)

Возглавлял юношеские, юниорские и молодёжные сборные СССР, СНГ и России (1984-1997). Под его руководством юношеская (до 17) сборная СССР заняла второе место на чемпионате Европы (1987) и первое на чемпионате мира (1987).

Цокаев Сайдамин Шамаевич

Кандидат педагогических наук

Лепешкина Светлана Викторовна

Кандидат педагогических наук, Доцент

Декан факультета дневной формы обучения МГАФК

Тренер из питерской футбольной школы рассказал, почему в России все так плохо с подготовкой молодых игроков.

В Европе такого понятия, как взрослый тренер, вообще не существует. Профессия давно углубилась в сферу организации, и там тренеров называют менеджерами. Работа менеджеров отошла от тренировочного процесса: менеджеры управляют группами помощников, которые отвечают за спортивную часть. Развитие качеств спортсменов закладывается на ранних стадиях – вот этим как раз и занимаются детские тренеры. Когда ты работаешь со взрослыми футболистами, ты просто пользуешься результатами труда тех, кто готовил их раньше. Если ты работаешь со взрослыми, тебе достаточно отыграть 15 лет, пройти курсы и получить лицензию, поработать ассистентом пару сезонов и возглавить команду. У взрослых мужиков организм сформировавшийся, и как-то его испортить или загубить – нереально. В детском футболе такое недопустимо. Дети приходят в футбол очень рано, в 5-6 лет, поэтому педагогические знания тренеров, знания детской психологии и физиологии выходят на первый план. Если у тренера нет практики – он будет не развивать ребенка, а гробить его. Так сейчас и происходит.

В детском футболе у нас нет никаких наработок. Если вы возьмете фигурное катание или художественную гимнастику – у нас в этих видах спорта профессия передается из поколения в поколение. Тренер работает со спортсменом персонально, досконально изучает его организм. В футболе такого никогда не было. Да, есть несколько книжек в спортивных институтах. Но они раскрывают подготовку только с физической стороны – это важно для циклических видов спорта: для бегунов или лыжников. Но как работает детский организм в футболе – никто не изучает. Цель У детских тренеров есть мотивация прогрессировать, добиться повышения. Но это только вредит. В том-то и дело, что детские тренеры должны удовлетворять амбиции, развивая игроков. Энергия должна быть направлена на создание семейной атмосферы и на общение с детьми. Но когда тебе хочется занять высокое место, твоя работа делает упор на тактику и физическую подготовку. То есть, на основы взрослого футбола. Техникой во взрослом футболе никто не занимается – там сформировавшиеся игроки.

В детский футбол приходят люди без опыта и знаний. Приходят, чтобы добиться результата, а это совсем не то, что нужно. Если во взрослом футболе люди работают на командный результат, то в детском футболе результат должен быть не на первом, а на десятом месте. В Европе уже отказались от турниров для детей маленьких возрастов. На первом месте должно стоять развитие, которое закладывается в яслях, в детском саду, в семье. Тренер должен анализировать каждую минуту жизни организма ребенка. Потому что это сложнейший механизм, который функционирует по своим законам. Когда ты приходишь из взрослого футбола, то навязываешь детям такие тренировки, которые они не в силах потянуть. Нагрузка не соответствует возможностям, а ведь есть еще коллектив, внутри которого тоже нужно выстроить отношения. И эти отношения, как вы понимаете, более тонкие, в отличие от взрослых. Идеального детского тренера можно сравнить с потомственным садовником. Старший садовник передает знания сыну, который накапливает опыт и понимает, когда и как лучше поливать яблони. А дети – как маленькие саженцы. Еще садовник должен разбираться в селекции. В детском футболе необходимы тренеры, которые не только тренируют, но и отбирают детей. У нас в этом вообще никто ничего не понимает. Все делается на глазок, без аналитического подхода. Деньги Тренер практически бесплатно работает. Если брать среднестатистическую футбольную школу – тебе дают зарплату 10-15 тысяч за одну команду. Тогда берешь несколько групп. Одну здесь, вторую – в другой школе, набираешь платную группу. Это работа уже не на развитие детей, а на деньги. Сейчас эту нишу занимают люди, которые ищут возможность заработать на малышах. В Европе – в частности, в Испании – пришли к выводу: чтобы работа тренера была продуктивной, он не должен получать за нее денег. Тренеру дают ставку в клубе, днем он работает в офисе и зарабатывает этим. Вечером занимается с группами детей. А на время турниров и чемпионатов его освобождают от основной работы. Допустим, завтра найдется богатый спонсор, который будет финансировать работу тренеров. Но кому платить? Эти тренеры, которые сейчас работают, сами в футбол не играли и процесс обучения не прошли. Поэтому нужно сначала подготовить специалистов, а потом уже оплачивать их труд. Александр Низелик стал тренером академии «Зенита» Монополия «Зенита» В «Зените» говорят, что мы же не можем весь питерский футбол поднимать. А кто будет этим заниматься? Кто конкретно? Никто не знает. Академия «Зенита» собирает лучших игроков региона, но в этом нет никакой пользы. Каждый год в академию приходят условные пять игроков. Во-первых, это значит, что пятерых надо выгнать. Это уже изломанные судьбы – я знаю таких ребят. Дома трагедия, они чуть ли не с ума сходят.

Второй момент: эти пять новеньких перестают прогрессировать. Потому что там они были лидерами, на них играли, у них было много мяча, они брали ответственность на себя. А в академии другие лидеры, мяча у новеньких мало, и в итоге ребята садятся на скамейку. Хорошо, если в конечном счете от них избавляются. Но их продолжают держать до конца. Так они благополучно заканчивают карьеру. Третий момент: командам академии «Зенита» приходится всю жизнь играть с ребятами намного слабее себя. В турнирах нет противоборства, соревнование неестественно. Духа нет. И когда они переходят во взрослый футбол, их характер оказывается не приспособлен к борьбе. Характер не закаляется, потому что тяжелых моментов в жизни не возникало. Особенно это касается игроков обороны и вратарей – они простаивают без работы. Когда школа искусственно выделяется на фоне других, это плохо. Они имеют преимущество в экипировке, в условиях для тренировок, и это накладывает на детей чувство превосходства над остальными. Совершенно не заслуженное. Они еще ничего не добились, а у них уже и то, и это, и пятое, и десятое. Ребята ходят и поплевывают на всех сверху. Психика развивается неправильно. Разговаривать с такими детьми зачастую невозможно – их накрывает звездная болезнь, и вы видите, что из этого получается. Взрослые команды рассчитывают на приток голодных и полных сил ребят. А приходят самоудовлетворенные игроки, которые думают: «Сейчас со мной контракт подпишут, и ничего уже не надо делать будет. Всего добился».

В Англии схожая проблема. Молодые люди выпускаются из академий, заключают большие контракты и перестают выкладываться. Сбивается мотивация. Поэтому важно определить спортивный характер футболиста на ранней стадии – этим должны заниматься селекционеры. Когда игрок будет обеспечен материально, он должен сохранить спортивный интерес к игре. Взросление В период взросления мальчика с ним происходят невероятные вещи, которые вообще психику ломают. Дети сидят на раскаленных углях и боятся, что не сегодня, так завтра их выгонят. И их чаще всего выгоняют, потому что футболистами становятся единицы. Поэтому нужно проводить анализ, чтобы понимать, где сейчас находятся дети, которые заканчивали школы. И чем они занимаются. Есть много негативных результатов, связанных с пьянством и наркоманией. Зачастую неоправданная надежда ведет к падению. Стоит только начать. Свое горе надо успокоить, и такое горе чаще всего заливается спиртным. Помните команду Колыванова? Что с ними сейчас стало, где они сейчас? А ведь это же чемпионы Европы, лучшие игроки своего поколения. В Петербурге ежегодно выпускаются по 20 человек из академии «Зенита», потом еще 20 из СДЮШОР «Зенит». Есть еще и другие школы – за пять лет получается тысяча воспитанников. Нужно подвергать анализу, понимать, на что тратились деньги. Что надо менять. Без осознания того, что происходит, мы будем топтаться на месте. Дети сидят перед экранами, на улице не гуляют. Физически они потенциально ослаблены – еще и экология ухудшилась. Да, есть открытые площадки, но они себя не оправдали. Потому что на них играют взрослые и никого не пускают. А дети идут домой играть в компьютер. Поэтому нужны крытые залы, чтобы поля не простаивали зимой. В них должны работать специально обученные люди, которые организуют соревнования. Потому что только игры и турниры стимулируют к занятию спортом. Когда за победу что-то дарят – у ребенка праздник в душе. Главное – атмосфера в спортшколе должна быть приятной. Встает ребенок в 7:30, и его должно тянуть на занятия. У нас есть такие дети, которых тянет в школу утром? А почему не тянет – потому что учителя строгие, программа непонятная, чего-то требуют, закидывают заданиями на дом. В футбольных школах то же самое. Тренировки должны проходить в радость. Для этого должны работать профессионалы – профессионалы не по контрактам, а по ответственности к делу.

В Петербурге много талантливых детей в возрасте 8-11 лет. У них уже есть почерк, они бескорыстны, особенно в таких семьях, где не идет разговор о деньгах. Просто золото! А потом к 15 годам завершается выравнивание, и дети становятся одинаковыми, как оловянные солдатики. Все делают одно и то же, делают это не очень плохо, но и не очень хорошо. Нет работы на индивидуальное развитие, хотя изначально дети приходят очень хорошие. Родители Из-за родителей вырастает целый ком проблем – отношения тренеров с родителями, родителей с детьми, детей с тренерами. Родители перестают видеть в детях детей, а видят в них средство для заработка на пенсии. И тут отношения начинают искажаться. Если ребенок не прогрессирует, в этом сразу виновен тренер. Неподготовленные тренеры часто начинают допускать ошибки под давлением. Бывают бесцеремонные родители. Приходят после игр и тренировок, начинают права качать. На первый раз даем им предупреждение. На второй выгоняем. Бывают смышленые 5-летние мальчики. Ножки быстрые, голова светлая, любо-дорого посмотреть. И тут влезает папа, который кричит на него со стороны и не дает ему делать то, что он хочет. Тут же начинает какую-то установку давать, тренер на это все смотрит, его не выгоняет. Тренер, который все это терпит – это уже не тренер. А папа, который что-то говорит, губит своего ребенка. Как вообще можно что-то объяснять о тактике 5-летнему? Папа и себя не способен вспомнить в этом возрасте.

В Дании есть известный клуб «Брондбю», лучшая школа страны. Вот он участвует в турнире. Но родители едут туда отдельно – у них свой автобус. Селятся они тоже не с детьми, а в отдельной гостинице. Потом во время матчей они не имеют права подходить к футболистам – они вообще на другой стороне поля находятся. Если ты хочешь угостить ребенка водой или яблочком, то несешь бутылочку или фрукт не только своему сыну, но и каждому игроку. Запрещено брать с собой дорогие телефоны, дорогую экипировку. Выделяться в материальных возможностях нельзя. Так они берегут детскую психику. Ничто не должно мешать ребенку выйти и играть так, как он считает нужным. Вот он получил мяч, и решение принимает только он, а не папа с мамой. Если назойливый папа все-таки вмешался в игру – все. Сразу говорят до свидания. У нас ведь сейчас папа может прийти в школу и устроить разнос учительнице. Тем более, в футболе у нас все разбираются. Зарубежный опыт Испанцы в 80-х годах зашли в тупик. Так же, как и мы сейчас. Гнались за немцами, французами и голландцами и поняли, что догнать их не смогут никогда. Потому что не на тех смотрели. Испанская нация – маленькая, низкорослая. А тогда была тенденция – выше, мощнее, быстрее. В итоге Испания обратила внимание на Южную Америку. Там тоже невысокие ребята играют, а услугами бразильцев, аргентинцев и уругвайцев пользуется весь мир. Они изучили их опыт и разработали программу, свойственную для конкретной нации. И успехи пришли не только в футболе – в теннисе, баскетболе, гандболе. Там, где мяч, там, где нужно быстро соображать и выполнять техническое действие – там у них преимущество. И даже в Англию испанцев стали приглашать, чего раньше никогда не было. Их футбол кардинально изменился – тактически, внутренне и внешне. Сейчас весь мир работает как испанцы. Кроме, наверное, России. Мы как всегда в хвост дышим.

Тренеры в Европе – это одна семья. Они собираются, у них симпозиумы и конференции, информацию друг от друга не скрывают. Европа – это единый организм, игроки шныряют из команды в команду, а значит развиваться должны в единой системе. Переходит игрок из «МЮ» в «Барселону», а принципы игры сохраняются теми же. Не нужно заново объяснять философию – игрок уже подготовлен. А у нас даже внутри одного города проблемы. Переходит мальчик из одной школы в другую – новый тренер все объясняет по-другому. Тренировки другие, действия другие. И что можно усвоить из этого в 10 лет? Тем более, когда с тобой книжным заученным языком говорят. Академия «Зенита» посылает на европейские стажировки. В тот же «Аякс» отправляли на пару недель. Ну, посмотрели как дети работают. Привезли конспекты. Но оказалось, что тренировки, которые записали и изучили, нам ничего не дают. Эти тренировки у нас были и 30 лет назад. Мяч был и остается круглым везде. Нам нужно развивать селекцию: смотреть на игровое мышление, быстроту принятия решения. Нужно отбирать склонных к этому детей, со спортивным характером и честолюбием. Недавно в Питере проходили турниры Гранаткина и Содружества. Так вот, разница в технике и мышлении между ребятами из ЮАР и нашими – огромнейшая! Причем не в нашу пользу. ЮАР, представляете, да? Это же не какая-то супердержава. Все видят, что происходит, но продолжают прятать голову в песок как страусы. До 2018 года, видимо, надо молчать. А после 2018 может кто-нибудь что-то скажет. Например, тот, кто у нас главный в стране. Скажет: «А давайте-ка обратим внимание». Воспитание На детей орут 90% тренеров. В том числе и матом. Матерятся в основном на ребят постарше – на маленьких вряд ли. Так, чтобы еще и бить – на моей практике такого не припомню. Разве это вообще может быть нормальным? На западе за такое сразу в суд подадут. Они могут стать взрослыми полноценными людьми только тогда, когда ничего не боятся. Вот это чувство страха преследует наших спортсменов с самых маленьких лет. Посмотрите на тот же «Зенит». В какой бы ситуации Витсель не оказался – он не боится терять мяч. Данни и Халк такие же. Они могут начать обводку в любой ситуации. У них вообще чувства страха нет. Ребенок, которого ударил тренер: «Я так упал, потому что подпрыгнул» А наш игрок – Шатов или Смольников – самое лучшее, что он сделает, это ударит куда-то в трибуны, лишь бы мяч не потерять. Все это заложено в 6 лет. Если вы на ребенка крикните, даже в 10 лет, то происходит эффект ракушки. Ракушка захлопывается, и у ребенка мини-стресс на оставшуюся жизнь. Он полноценным спортсменом уже не станет. Потому что в голове всегда этот крик. Он не сможет раскрепощенно играть. Этим западные спортсмены и отличаются от наших – они все раскрепощены. Им не надо надрываться, они по природе такие. Они привыкли выражать мысли вслух, привыкли говорить с тренером откровенно, могут обнять тренера и потрепать его за ухо, погладить по шевелюре. Тренер для них такой же человек, как и они. Ты уважаешь человека и его образ мысли, но не боишься высказаться, потому что тебя за это никто не накажет. Из наших только Аршавин всегда выделялся раскованностью. Сейчас все усугубилось. Потому что весь стадион кричит, и дети теряются. У нас недавно 14-летнего мальчика дисквалифицировали на год. Он просто так взял и ударил лежачего ногой наотмашь после свистка. Повезло, что травму не нанес – у парня было подозрение на перелом позвоночника. Если бы подтвердился – пожизненная дисквалификация. Откуда такая агрессия? Все это идет от окружающей обстановки – от тренеров, партнеров, родителей.

А говорить с тренерами бесполезно. Они считают, что все правильно делают. Потому что они работают на результат. Есть конкретная игра, и нужно давить на ребенка – тогда он сделает, что просят. Сегодня это помогло, но след на будущее останется. А если говорить в глобальном масштабе, то вообще друг на друга не надо орать – ни на детей, ни на взрослых. Это просто показатель уровня воспитания и культуры. Коррупция Когда появляются деньги, то появляются проходимцы, грязь и взятки. Все знают, что в известные школы дети попадают за деньги. Заранее понятно, что из этих ребят игроков не получится, но они все равно просматриваются, отбираются, попадают в состав. Потом эти мальчики заканчивают школу и дают еще одну взятку – за контракт с профессиональной командой. Сколько это стоит – не знаю, такое происходит преимущественно в элитных академиях. Потому что в других школах просто не за что давать – уровень представительности другой. Но говорить о взятках как о факте мы не можем – нужны доказательства, а их нет. Есть только разговоры. Скажу так: мысли поддаться искушению и сыграть договорной матч в детском футболе есть. Потому что команды поставлены в такие условия, что все направлено на результат. Американцы и канадцы взяли и сделали закрытые лиги во всех видах спорта. Все проблемы решились. Когда у тебя нет страха проиграть, то и подход совсем другой. Страх проиграть матч несет за собой цепочку негативных мыслей. Если бы Премьер-лига была закрытой, то у нас бы даже слухов не было про договорняки. Но все это отражает уровень жизни в обществе, в стране.

Тренер из питерской футбольной школы рассказал Eurosport.ru, почему в России все так плохо с подготовкой молодых игроков. Дефиниции В Европе такого понятия, как взрослый...


Тренер из питерской футбольной школы рассказал Eurosport.ru, почему в России все так плохо с подготовкой молодых игроков.

Дефиниции

В Европе такого понятия, как взрослый тренер, вообще не существует. Профессия давно углубилась в сферу организации, и там тренеров называют менеджерами. Работа менеджеров отошла от тренировочного процесса: менеджеры управляют группами помощников, которые отвечают за спортивную часть. Развитие качеств спортсменов закладывается на ранних стадиях – вот этим как раз и занимаются детские тренеры. Когда ты работаешь со взрослыми футболистами, ты просто пользуешься результатами труда тех, кто готовил их раньше.

Если ты работаешь со взрослыми, тебе достаточно отыграть 15 лет, пройти курсы и получить лицензию, поработать ассистентом пару сезонов и возглавить команду. У взрослых мужиков организм сформировавшийся, и как-то его испортить или загубить – нереально. В детском футболе такое недопустимо. Дети приходят в футбол очень рано, в 5-6 лет, поэтому педагогические знания тренеров, знания детской психологии и физиологии выходят на первый план. Если у тренера нет практики – он будет не развивать ребенка, а гробить его. Так сейчас и происходит.

В детском футболе у нас нет никаких наработок. Если вы возьмете фигурное катание или художественную гимнастику – у нас в этих видах спорта профессия передается из поколения в поколение. Тренер работает со спортсменом персонально, досконально изучает его организм. В футболе такого никогда не было. Да, есть несколько книжек в спортивных институтах. Но они раскрывают подготовку только с физической стороны – это важно для циклических видов спорта: для бегунов или лыжников. Но как работает детский организм в футболе – никто не изучает.

Цель

У детских тренеров есть мотивация прогрессировать, добиться повышения. Но это только вредит. В том-то и дело, что детские тренеры должны удовлетворять амбиции, развивая игроков. Энергия должна быть направлена на создание семейной атмосферы и на общение с детьми. Но когда тебе хочется занять высокое место, твоя работа делает упор на тактику и физическую подготовку. То есть, на основы взрослого футбола. Техникой во взрослом футболе никто не занимается – там сформировавшиеся игроки.

В детский футбол приходят люди без опыта и знаний. Приходят, чтобы добиться результата, а это совсем не то, что нужно. Если во взрослом футболе люди работают на командный результат, то в детском футболе результат должен быть не на первом, а на десятом месте. В Европе уже отказались от турниров для детей маленьких возрастов.

На первом месте должно стоять развитие, которое закладывается в яслях, в детском саду, в семье. Тренер должен анализировать каждую минуту жизни организма ребенка. Потому что это сложнейший механизм, который функционирует по своим законам. Когда ты приходишь из взрослого футбола, то навязываешь детям такие тренировки, которые они не в силах потянуть. Нагрузка не соответствует возможностям, а ведь есть еще коллектив, внутри которого тоже нужно выстроить отношения. И эти отношения, как вы понимаете, более тонкие, в отличие от взрослых.

Идеального детского тренера можно сравнить с потомственным садовником. Старший садовник передает знания сыну, который накапливает опыт и понимает, когда и как лучше поливать яблони. А дети – как маленькие саженцы. Еще садовник должен разбираться в селекции. В детском футболе необходимы тренеры, которые не только тренируют, но и отбирают детей. У нас в этом вообще никто ничего не понимает. Все делается на глазок, без аналитического подхода.

Деньги

Тренер практически бесплатно работает. Если брать среднестатистическую футбольную школу – тебе дают зарплату 10-15 тысяч за одну команду. Тогда берешь несколько групп. Одну здесь, вторую – в другой школе, набираешь платную группу. Это работа уже не на развитие детей, а на деньги. Сейчас эту нишу занимают люди, которые ищут возможность заработать на малышах. В Европе – в частности, в Испании – пришли к выводу: чтобы работа тренера была продуктивной, он не должен получать за нее денег. Тренеру дают ставку в клубе, днем он работает в офисе и зарабатывает этим. Вечером занимается с группами детей. А на время турниров и чемпионатов его освобождают от основной работы.

Допустим, завтра найдется богатый спонсор, который будет финансировать работу тренеров. Но кому платить? Эти тренеры, которые сейчас работают, сами в футбол не играли и процесс обучения не прошли. Поэтому нужно сначала подготовить специалистов, а потом уже оплачивать их труд.

Монополия «Зенита»

В «Зените» говорят, что мы же не можем весь питерский футбол поднимать. А кто будет этим заниматься? Кто конкретно? Никто не знает. Академия «Зенита» собирает лучших игроков региона, но в этом нет никакой пользы. Каждый год в академию приходят условные пять игроков. Во-первых, это значит, что пятерых надо выгнать. Это уже изломанные судьбы – я знаю таких ребят. Дома трагедия, они чуть ли не с ума сходят.

Второй момент: эти пять новеньких перестают прогрессировать. Потому что там они были лидерами, на них играли, у них было много мяча, они брали ответственность на себя. А в академии другие лидеры, мяча у новеньких мало, и в итоге ребята садятся на скамейку. Хорошо, если в конечном счете от них избавляются. Но их продолжают держать до конца. Так они благополучно заканчивают карьеру.

Третий момент: командам академии «Зенита» приходится всю жизнь играть с ребятами намного слабее себя. В турнирах нет противоборства, соревнование неестественно. Духа нет. И когда они переходят во взрослый футбол, их характер оказывается не приспособлен к борьбе. Характер не закаляется, потому что тяжелых моментов в жизни не возникало. Особенно это касается игроков обороны и вратарей – они простаивают без работы.

Когда школа искусственно выделяется на фоне других, это плохо. Они имеют преимущество в экипировке, в условиях для тренировок, и это накладывает на детей чувство превосходства над остальными. Совершенно не заслуженное. Они еще ничего не добились, а у них уже и то, и это, и пятое, и десятое. Ребята ходят и поплевывают на всех сверху. Психика развивается неправильно. Разговаривать с такими детьми зачастую невозможно – их накрывает звездная болезнь, и вы видите, что из этого получается. Взрослые команды рассчитывают на приток голодных и полных сил ребят. А приходят самоудовлетворенные игроки, которые думают: «Сейчас со мной контракт подпишут, и ничего уже не надо делать будет. Всего добился».

В Англии схожая проблема. Молодые люди выпускаются из академий, заключают большие контракты и перестают выкладываться. Сбивается мотивация. Поэтому важно определить спортивный характер футболиста на ранней стадии – этим должны заниматься селекционеры. Когда игрок будет обеспечен материально, он должен сохранить спортивный интерес к игре.

Взросление

В период взросления мальчика с ним происходят невероятные вещи, которые вообще психику ломают. Дети сидят на раскаленных углях и боятся, что не сегодня, так завтра их выгонят. И их чаще всего выгоняют, потому что футболистами становятся единицы.

Поэтому нужно проводить анализ, чтобы понимать, где сейчас находятся дети, которые заканчивали школы. И чем они занимаются. Есть много негативных результатов, связанных с пьянством и наркоманией. Зачастую неоправданная надежда ведет к падению. Стоит только начать. Свое горе надо успокоить, и такое горе чаще всего заливается спиртным. Помните команду Колыванова? Что с ними сейчас стало, где они сейчас? А ведь это же чемпионы Европы, лучшие игроки своего поколения.

В Петербурге ежегодно выпускаются по 20 человек из академии «Зенита», потом еще 20 из СДЮШОР «Зенит». Есть еще и другие школы – за пять лет получается тысяча воспитанников. Нужно подвергать анализу, понимать, на что тратились деньги. Что надо менять. Без осознания того, что происходит, мы будем топтаться на месте.

Дети сидят перед экранами, на улице не гуляют. Физически они потенциально ослаблены – еще и экология ухудшилась. Да, есть открытые площадки, но они себя не оправдали. Потому что на них играют взрослые и никого не пускают. А дети идут домой играть в компьютер. Поэтому нужны крытые залы, чтобы поля не простаивали зимой. В них должны работать специально обученные люди, которые организуют соревнования. Потому что только игры и турниры стимулируют к занятию спортом. Когда за победу что-то дарят – у ребенка праздник в душе.

Главное – атмосфера в спортшколе должна быть приятной. Встает ребенок в 7:30, и его должно тянуть на занятия. У нас есть такие дети, которых тянет в школу утром? А почему не тянет – потому что учителя строгие, программа непонятная, чего-то требуют, закидывают заданиями на дом. В футбольных школах то же самое. Тренировки должны проходить в радость. Для этого должны работать профессионалы – профессионалы не по контрактам, а по ответственности к делу.

В Петербурге много талантливых детей в возрасте 8-11 лет. У них уже есть почерк, они бескорыстны, особенно в таких семьях, где не идет разговор о деньгах. Просто золото! А потом к 15 годам завершается выравнивание, и дети становятся одинаковыми, как оловянные солдатики. Все делают одно и то же, делают это не очень плохо, но и не очень хорошо. Нет работы на индивидуальное развитие, хотя изначально дети приходят очень хорошие.

Родители

Из-за родителей вырастает целый ком проблем – отношения тренеров с родителями, родителей с детьми, детей с тренерами. Родители перестают видеть в детях детей, а видят в них средство для заработка на пенсии. И тут отношения начинают искажаться. Если ребенок не прогрессирует, в этом сразу виновен тренер. Неподготовленные тренеры часто начинают допускать ошибки под давлением. Бывают бесцеремонные родители. Приходят после игр и тренировок, начинают права качать. На первый раз даем им предупреждение. На второй выгоняем.

Бывают смышленые 5-летние мальчики. Ножки быстрые, голова светлая, любо-дорого посмотреть. И тут влезает папа, который кричит на него со стороны и не дает ему делать то, что он хочет. Тут же начинает какую-то установку давать, тренер на это все смотрит, его не выгоняет. Тренер, который все это терпит – это уже не тренер. А папа, который что-то говорит, губит своего ребенка. Как вообще можно что-то объяснять о тактике 5-летнему? Папа и себя не способен вспомнить в этом возрасте.

В Дании есть известный клуб «Брондбю», лучшая школа страны. Вот он участвует в турнире. Но родители едут туда отдельно – у них свой автобус. Селятся они тоже не с детьми, а в отдельной гостинице. Потом во время матчей они не имеют права подходить к футболистам – они вообще на другой стороне поля находятся. Если ты хочешь угостить ребенка водой или яблочком, то несешь бутылочку или фрукт не только своему сыну, но и каждому игроку. Запрещено брать с собой дорогие телефоны, дорогую экипировку. Выделяться в материальных возможностях нельзя. Так они берегут детскую психику. Ничто не должно мешать ребенку выйти и играть так, как он считает нужным. Вот он получил мяч, и решение принимает только он, а не папа с мамой.

Если назойливый папа все-таки вмешался в игру – все. Сразу говорят до свидания. У нас ведь сейчас папа может прийти в школу и устроить разнос учительнице. Тем более, в футболе у нас все разбираются.

Зарубежный опыт

Испанцы в 80-х годах зашли в тупик. Так же, как и мы сейчас. Гнались за немцами, французами и голландцами и поняли, что догнать их не смогут никогда. Потому что не на тех смотрели. Испанская нация – маленькая, низкорослая. А тогда была тенденция – выше, мощнее, быстрее. В итоге Испания обратила внимание на Южную Америку. Там тоже невысокие ребята играют, а услугами бразильцев, аргентинцев и уругвайцев пользуется весь мир. Они изучили их опыт и разработали программу, свойственную для конкретной нации. И успехи пришли не только в футболе – в теннисе, баскетболе, гандболе. Там, где мяч, там, где нужно быстро соображать и выполнять техническое действие – там у них преимущество. И даже в Англию испанцев стали приглашать, чего раньше никогда не было. Их футбол кардинально изменился – тактически, внутренне и внешне. Сейчас весь мир работает как испанцы. Кроме, наверное, России. Мы как всегда в хвост дышим.

Тренеры в Европе – это одна семья. Они собираются, у них симпозиумы и конференции, информацию друг от друга не скрывают. Европа – это единый организм, игроки шныряют из команды в команду, а значит развиваться должны в единой системе. Переходит игрок из «МЮ» в «Барселону», а принципы игры сохраняются теми же. Не нужно заново объяснять философию – игрок уже подготовлен.

А у нас даже внутри одного города проблемы. Переходит мальчик из одной школы в другую – новый тренер все объясняет по-другому. Тренировки другие, действия другие. И что можно усвоить из этого в 10 лет? Тем более, когда с тобой книжным заученным языком говорят.

Академия «Зенита» посылает на европейские стажировки. В тот же «Аякс» отправляли на пару недель. Ну, посмотрели как дети работают. Привезли конспекты. Но оказалось, что тренировки, которые записали и изучили, нам ничего не дают. Эти тренировки у нас были и 30 лет назад. Мяч был и остается круглым везде. Нам нужно развивать селекцию: смотреть на игровое мышление, быстроту принятия решения. Нужно отбирать склонных к этому детей, со спортивным характером и честолюбием.

Недавно в Питере проходили турниры Гранаткина и Содружества. Так вот, разница в технике и мышлении между ребятами из ЮАР и нашими – огромнейшая! Причем не в нашу пользу. ЮАР, представляете, да? Это же не какая-то супердержава. Все видят, что происходит, но продолжают прятать голову в песок как страусы. До 2018 года, видимо, надо молчать. А после 2018 может кто-нибудь что-то скажет. Например, тот, кто у нас главный в стране. Скажет: «А давайте-ка обратим внимание».

Воспитание

На детей орут 90% тренеров. В том числе и матом. Матерятся в основном на ребят постарше – на маленьких вряд ли. Так, чтобы еще и бить – на моей практике такого не припомню. Разве это вообще может быть нормальным? На западе за такое сразу в суд подадут. Они могут стать взрослыми полноценными людьми только тогда, когда ничего не боятся. Вот это чувство страха преследует наших спортсменов с самых маленьких лет. Посмотрите на тот же «Зенит». В какой бы ситуации Витсель не оказался – он не боится терять мяч. Данни и Халк такие же. Они могут начать обводку в любой ситуации. У них вообще чувства страха нет.

А наш игрок – Шатов или Смольников – самое лучшее, что он сделает, это ударит куда-то в трибуны, лишь бы мяч не потерять. Все это заложено в 6 лет. Если вы на ребенка крикните, даже в 10 лет, то происходит эффект ракушки. Ракушка захлопывается, и у ребенка мини-стресс на оставшуюся жизнь. Он полноценным спортсменом уже не станет. Потому что в голове всегда этот крик. Он не сможет раскрепощенно играть. Этим западные спортсмены и отличаются от наших – они все раскрепощены. Им не надо надрываться, они по природе такие. Они привыкли выражать мысли вслух, привыкли говорить с тренером откровенно, могут обнять тренера и потрепать его за ухо, погладить по шевелюре. Тренер для них такой же человек, как и они. Ты уважаешь человека и его образ мысли, но не боишься высказаться, потому что тебя за это никто не накажет. Из наших только Аршавин всегда выделялся раскованностью.

Сейчас все усугубилось. Потому что весь стадион кричит, и дети теряются. У нас недавно 14-летнего мальчика дисквалифицировали на год. Он просто так взял и ударил лежачего ногой наотмашь после свистка. Повезло, что травму не нанес – у парня было подозрение на перелом позвоночника. Если бы подтвердился – пожизненная дисквалификация. Откуда такая агрессия? Все это идет от окружающей обстановки – от тренеров, партнеров, родителей.

А говорить с тренерами бесполезно. Они считают, что все правильно делают. Потому что они работают на результат. Есть конкретная игра, и нужно давить на ребенка – тогда он сделает, что просят. Сегодня это помогло, но след на будущее останется. А если говорить в глобальном масштабе, то вообще друг на друга не надо орать – ни на детей, ни на взрослых. Это просто показатель уровня воспитания и культуры.

Коррупция

Когда появляются деньги, то появляются проходимцы, грязь и взятки. Все знают, что в известные школы дети попадают за деньги. Заранее понятно, что из этих ребят игроков не получится, но они все равно просматриваются, отбираются, попадают в состав. Потом эти мальчики заканчивают школу и дают еще одну взятку – за контракт с профессиональной командой. Сколько это стоит – не знаю, такое происходит преимущественно в элитных академиях. Потому что в других школах просто не за что давать – уровень представительности другой. Но говорить о взятках как о факте мы не можем – нужны доказательства, а их нет. Есть только разговоры.

Скажу так: мысли поддаться искушению и сыграть договорной матч в детском футболе есть. Потому что команды поставлены в такие условия, что все направлено на результат. Американцы и канадцы взяли и сделали закрытые лиги во всех видах спорта. Все проблемы решились. Когда у тебя нет страха проиграть, то и подход совсем другой. Страх проиграть матч несет за собой цепочку негативных мыслей. Если бы Премьер-лига была закрытой, то у нас бы даже слухов не было про договорняки. Но все это отражает уровень жизни в обществе, в стране.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то