Кто зажег огонь на олимпиаде 1980. Тяжелый огонь олимпиады. Привет из космоса

Путешествие Олимпийского огня в Советском союзе организовали как настоящую спортивную эстафету. 18 июня 1980 года церемония взятия огня состоялась по традиции в Олимпии, там, где огонь зажигали ещё во времена Древней Греции.


Первый отрезок пролегал через полуостров Пелопоннес и был одним из наиболее протяжённых, поскольку спортсменам пришлось обогнуть с севера Аркадское плоскогорье. Закончился этап вечером 20 июня 1980 года торжественной церемонией в Афинах на Панафинском стадионе, где эстафету встретили представители оргкомитета Олимпиады и местные жители.

Пока эстафета добиралась до границы СССР, пламя успели лицезреть жители Болгарии и Румынии. Маршрут проходил через Афины, Фивы, Салоники, Софию, Пловдив, Плевну и Бухарест. Не считая зигзага в Болгарии, линия эстафеты двигалась относительно ровно на север.


На территорию Советского Союза олимпийская эстафета ступила в Молдавии. 5 июля 1980 года олимпийский огонь был передан советским спортсменам на пограничном мосту через реку Прут. Первым факел понёс олимпийский чемпион бегун Пётр Болотников.

Из Кишинева огонь отправился на запад в город Черновцы, откуда началось путешествие по Украине. Через Житомир, Киев и Полтаву факел добрался до Харькова, после чего ступил на территорию России. Первым крупным городом, принявшим эстафету, стал Белгород. Оттуда пламя двинулось в Москву по трассе М2, в народе — по Симферопольскому шоссе.

Пройдя через Курск, Орёл и Тулу, 18 июля 1980 года эстафета вошла в Москву в районе Ясенево и двинулась к центру города на Тверскую площадь, где олимпийская чемпионка пловчиха Марина Кошевая зажгла огонь в большой церемониальной чаше, установленной в центре площади. На следующий день процессия двинулась к конечной цели – «Лужникам», которые тогда именовались Центральным стадионом имени Ленина. Последним в эстафете был баскетболист Сергей Белов, который и зажёг главное пламя Игр.


За этот месяц эстафета преодолела пять тысяч километров. В ней приняли участие пять тысяч атлетов, каждый из которых пробежал ровно по одному километру, на что тратил не более пяти минут. В память об участии в эстафете факелоносцы имели право забрать свой факел и комплект формы.

За время пути состоялось почти полторы сотни торжественных церемоний и встреч, участниками которых в общей сложности стали более 12 миллионов человек. За сутки до начала Олимпиады огонь на поезде был отослан в города, где проходила часть соревнований: Таллин, Ленинград, Киев и Минск.

К сожалению, за время путешествия из Греции не удалось избежать неприятных ситуаций, когда огонь гас. Но к таким случаям всегда были готовы.


В эскорте эстафеты ехало множество специальных автомобилей, в которых было всё необходимое на любой случай. Ключевыми были «рафики», которые перевозили запасы олимпийского огня. Это были не совсем обычные машины, а специально сконструированные для эстафеты — они могли долгое время двигаться со скоростью бегуна, что было не под силу остальным — мотор быстро перегревался.


Также в автоколонне двигались организаторы, передвижной пресс-центр, медики, техническая поддержка и, конечно, охрана.


ГАЗ-24 «Волга». Автомобиль экскорта олимпийского огня XXII летних олимпийских игр в Москве. Машина имела специальный госномер ОЛМ

Почти все машины имели специальные госномера ОЛМ. Каких-то особых неприятностей эстафете удалось избежать.

Как рассказывал начальник управления эстафеты Виктор Лукьянов, был только один случай, тянувший на скандальный, и то, к процессу движения он не имел отношения. Дело в том, что уже на церемонии открытия факелоносцы Виктор Санеев и Сергей Белов вышли не в форме официального поставщика, которым являлась японская фирма Mizumo. Но неприятный инцидент удалось замять.

Интересно, что та же компания взялась за разработку олимпийского факела, однако в конечном итоге главный атрибут эстафеты сконструировали советские инженеры. Японская модель не понравилась организаторам, но совершенствовать её Mizumo отказалась, а до начала Игр оставалось чуть более полугода. В итоге, дизайн факела был создан в Ленинграде художниками Мухинского училища, а механизм сделан на авиационном заводе. Факел был очень надёжно сконструирован и мог поддерживать пламя в любых погодных условиях. Перед поступлением в эксплуатацию он прошёл испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер. Работал такой аппарат на сжиженном газе, который поступал в горелку, основание которой находилось глубоко внутри цилиндрического верха.

Настоящая беда с факелом чуть не случилась лишь однажды. К счастью, произошло это далеко не в самый ответственный момент — на генеральной репетиции церемонии открытия. Когда Сергей Белов поднимался к чаше с поднятым факелом, он внезапно поскользнулся на ступеньке, мокрой после обильного дождя. Всю ночь дорожку набивали специальными ребрышками и на самой церемонии открытия 19 июля 1980 года Белов всё сделал правильно.


По поводу факелоносца, которому выпадет честь зажечь главную олимпийскую чашу, много спорили. Долгое время им должен был стать космонавт Алексей Леонов, но затем было решено отдать это право спортсмену. В партии предложили кандидатуру грузина Виктора Санеева, который на тот момент уже был трёхкратным олимпийским чемпионом. Но затем председатель Моссовета Владимир Промыслов заявил, что соревнования проходят в Москве и потребовал москвича. В итоге Санеев внёс факел на стадион, а олимпийскую чашу поджёг олимпийский чемпион 1972 года Сергей Белов.

Спустя более 30 лет олимпийский факел вновь пройдёт по территории России, но на этот раз остановится не в Москве, а в Сочи.

7 февраля 2014 г. какой-то человек зажгет Олимпийский факел на стадионе в Сочи и Зимнюю Олимпиаду-2014 объявят открытой.

Как всем известно, это не первые Игры у нас - с 5 июля по 3 августа 1980 г. объединяющий олимпийский огонь уже горел над нашей страной. Почему с 5, а не с 19? Дело в том, что как и в других играх, огонь добирается из Греции с помощью эстафеты, и именно 5 июля у села Леушены в Молдавии он пересек государственную границу СССР.

Эстафета Олимпийского огня Олимпиады-80 - это отдельная и очень большая тема. Огонь добирался до Москвы только по земле, из капиталистических стран посетил только саму Грецию (в этом посте мы пропустим разнообразные очень яркие и характерные подробности перемещения этого символа по стране, но обещаю к этой теме как-нибудь вернуться).

1. А на самом последнем этапе его нес и зажег в большой чаше на стадионе «Лужники» (Центральном стадионе им. Ленина) баскетболист Сергей Белов.

Происходило все вот так -

2. Пик церемонии открытия, на стадионе появляется Виктор Санеев с факелом.

Чемпион трех(!) предыдущих олимпиад и участник этой. Его кандидатура рассматривалась и для финального акта, но подкачало происхождение. Абхаз, а желателен был все же русский и москвич.

3. Поэтому по деревянным мосткам, практически по головам специальных людей, побежал Сергей Белов.

В сети ходит байка, что именно в тот момент произошел большой спонсорский скандал - одежду для эстафеты (согласно контракту) обеспечивала фирма «Мизуно», а Белов побежал в привычных кроссовках «Адидас» и потом малопонимающим в этом капиталистическом корпоративном цырке советским чиновникам вставили большой «фитиль».

При том при всем спортсмены Японии в играх даже не участвовали - они их бойкотировали. А вот корпорации плевать на эту политтрескотню хотели.

4. Последние метры по «земле»


Фото: Алексей Шуняев.

«Репетиция один-в-один как и само открытие, только без прохождения колонн спортсменов. Когда Белов, неся факел Олимпиады, побежал по "живой" дорожке (фанерные щиты над головами динамовцев), у него так скользили ноги, что можно было изучать анатомию всех мышц. 19-го к щитам прибили поперечные планки, типа ступенек».

5. Путь вверх.

6. А вот это фото сделал кто-то из «динамовцев» на трибунах.

7. Все обошлось без происшествий, забежав к гигантской чаше и подождав положенное время, Белов приложил к основанию сооружения свой факел и в чаше заплясали языки большого пламени. С этого момента игры как бы начались.

Рассказ от первого лица.

Баскетбольная сборная СССР на той Олимпиаде выступила не очень удачно, проиграла в финальной группе Италии и Югославии (второму и первому призерам), осталась бороться лишь за третье место. Которое и завоевала.

Это было расценено как неудача - в отсутствии американцев и дома побеждать было необходимо.

8. Сергей Белов в матче с Испанией.


С сайта www.pro100belov.ru

9. Билет на матч СССР-Куба в СКК «Олимпийский».

10. Штрафные броски.


С сайта www.pro100belov.ru

11. Матч с ЧССР Белов - №10.

12. Итоговая бронза.


С сайта www.pro100belov.ru

Подобные посты в этом журнале

23 октября 1974 года на сессии МОК в Вене Москва получила право называться столицей Олимпиады-80. Белокаменная вчистую обыграла Лос-Анджелес. И в 1976 году в оргкомитете "Олимпиады-80" было создано Управление эстафеты олимпийского огня Игр-1980, который работал в тесном контакте с руководством страны. Часто подготовку и проведение эстафеты ответственные за нее называли операцией "Прометей".

Лучшие советские технические умы задумались над тем, каким быть факелу. А ведь поначалу некоторые склонялись к тому, чтобы поручить всю его разработку... японцам. Для этого даже выделили немалую по тем уже далеким временам сумму в 30 тысяч долларов. Однако вариант факела в виде совсем "не нашей" палки тростника никому не понравился. И в 1978-м разработку идеи доверили Ленинградскому машиностроительному заводу имени Климова, который занимался созданием авиационных и танковых газотурбинных двигателей. На все про все спецам предприятия отвели всего месяц. Создателями олимпийского факела московской Олимпиады стали сотрудники и рабочие НПО имени Климова. Назовем их поименно: ведущий конструктор Борис Тучин, Владимир Гайдо, Яков Пинскер, Роман Кузьминский, Борис Рогачев, Евгений Сур, Эдуард Ливиненко, Валентин Любман, Виктор Жарков, Анатолий Потифоров, Борис Суворов. Через 30 дней группа представила результаты и после одобрения сверху запатентовала свое изделие как изобретение СССР под N 729414.

Согласно техническому заданию требовалось, чтобы огонь горел не менее 10 минут при высоте пламени факела от 300 до 500 мм, иначе он мог или потухнуть, или обжечь спортсмена. Вес изделия не мог превышать одного килограмма, а длина от 500 до 650 мм. Сначала хотели использовать канадскую модель поджига - факел на жидком топливе со сменяющейся головкой. Но потом изменили решение и сделали газовый факел. Греческая сторона захотела, чтобы огонь в факеле непременно имел аромат... оливкового масла. Что делать? Пришлось вмонтировать в изделия небольшие капсулы с маслом, которые при горении пламени давали ему нужный аромат и окрашивали пламя в розовый цвет. Что касается дизайна, то комиссия выбрала рисунок художника завода имени Климова Бориса Рогачева. В марте 1979 года первая партия факелов должна была быть произведена в Японии. Всего планировалось изготовить с запасом 6200 штук. Но правительство этой страны поддержало навязанный американцами бойкот Игр-80. Заодно японцы отказались и от своих обязательств по изготовлению факела. Пришлось срочно искать нужные мощности в нашей стране. Кроме завода Климова к процессу подключились еще два ленинградских предприятия - завод "Северный", где изготавливались корпуса для факелов, и завод электроавтоматики - там делали рукоятки. Сборка изделия проходила практически круглосуточно. Для того времени это было совершенно уникальное изделие.

Сегодня исполняется 30 лет со дня открытия Московской Олимпиады

19 июля 1980 года состоялось открытие летних Олимпийских игр в Москве.
Эти соревнования изменили не только облик Москвы, но и лицо страны.

Открыв окно в Европу и остальной мир, мы не смогли его закрыть. Вскоре «железный занавес» рухнул, и мы теперь живем в другой стране.

За это время было рассекречено много документов о том, как страна готовилась к грандиозному мероприятию. И выяснилось, что мы, как водится, знали о Московской Олимпиаде далеко не все.

Брежнев хотел отказаться от Олимпиады

Право стать хозяйкой Олимпиады-80 Москва получила в 1974 году на сессии МОК в Вене.
Но уже через год генсек Леонид Брежнев написал записку своему будущему преемнику Константину Черненко: «Как-то сложилось, что нами принято решение провести Олимпиаду в СССР.

Стоит это мероприятие колоссальных денег. Возможно, нам стоит пересмотреть этот вопрос и отказаться от проведения Олимпиады…

Знаю, что это вызовет много кривотолков… но на первый план выдвигаются вопросы о стоимости мероприятия. Некоторые товарищи подсказали, что есть возможность отказаться… уплатив какой-то небольшой взнос в виде штрафа. Кроме колоссальных расходов… могут быть разного рода скандалы, которые могут очернить Советский Союз… По этому поводу я хотел бы знать твое мнение».


Сергей Белов

Зажечь олимпийский огонь доверили герою Мюнхена-1972 баскетболисту Сергею Белову.

Первым на Олимпийском стадионе появился трёхкратный олимпийский чемпион Виктор Санеев, который внёс на стадион факел с олимпийским огнём. Сделав круг по дорожке стадиона, он передал факел советскому баскетболисту, олимпийскому чемпиону-1972 Сергею Белову. Над рядами Восточной трибуны возникла импровизированная дорожка из белоснежных щитов. Белов пробежал по ней, подняв пылающий факел высоко над головой. Со строны могло показаться, что Белов бежит непосредственно по спинам зрителей на трибунах.

Олимпийский чемпион Сергей Белов (справа) принимает факел с олимпийским огнем из рук трехкратного олимпийского чемпиона Виктора Санеева (слева).

Из Москвы делали идеальный город

В июле 1979 года под грифом «Совершенно секретно» был принят документ с длинным названием «О введении временных ограничений на въезд в г. Москву в период Олимпиады-80 и направление граждан г. Москвы и Московской области в строительные отряды, спортивные и пионерские лагеря и другие места отдыха летом 1980 года».

— В те времена в официальных документах использовался эзопов язык, когда вещи не назывались напрямую, но все понимали, о чем идет разговор, — говорит главный специалист Российского государственного архива новейшей истории Тимур Джалилов. — На самом деле там шла речь не только об отдыхе москвичей, но и о высылке из Москвы нежелательных элементов. За 101-й километр отправляли проституток, фарцовщиков, нищих, уголовников, алкоголиков.

Был закрыт въезд в Москву и для неорганизованных туристов из других городов СССР — лишние рты были не нужны, продовольственный кризис давал о себе знать.

Первая банка Кока-Колы

Такой увидел советский потребитель первую банку кока-колы.

Советских атлетов одел "Адидас"

Вместе с Олимпиадой из-за «железного занавеса» в страну попало и затем укоренилось множество предметов, как тогда говорили, буржуазного быта. Неизбалованный советский потребитель открыл для себя, что такое кока-кола, кетчуп, жевательная резинка, одноразовая пластиковая посуда и кроссовки.

Спортивную форму для советской команды делала знаменитая немецкая фирма «Адидас». Однако партийное руководство запретило наносить на костюмы атлетов лейблы капиталистической компании. В итоге вместо традиционных трех полосок на лампасах ограничились одной красной. А в оформлении кроссовок стороны достигли компромисса. Так, по бокам три полоски сохранились, но по расположению они напоминали букву «М», подчеркивая, что Олимпиада проходит в Москве. И, хотя название фирмы не фигурировало на одежде, кроссовки и спортивные костюмы «Адидас» стали пользоваться в стране бешеной популярностью.

За билеты с иностранцев брали втридорога

За билеты с иностранцев брали втридорога. При определении цены ориентировались на опыт Игр в Мюнхене-72 и Монреале-76. Там билеты стоили от 2 до 30 инвалютных рублей. У нас решено было сделать вилку от 2 до 25 рублей (ненамного, но дешевле, чем у капиталистов).

Однако для граждан СССР была установлена 70-процентная скидка на билеты.

Так, если иностранец за билет на церемонию открытия и закрытия платил в зависимости от сектора от 6 до 25 рублей, то советский болельщик самые дешевые места мог приобрести за 1,80 и самые дорогие — за 7,50 рубля.

Благодарим за помощь в подготовке материала Федеральное архивное агентство и лично Тимура Джалилова. На фото: Билеты на футбол пользовались огромным спросом. Болельщики ждали, что турнир выиграет сборная СССР.

Бойкот игр

Вследствие пика политического противостояния стран Варшавского договора и государств НАТО, вызванного вводом советских войск на территорию Афганистана, некоторые страны объявили бойкот Играм. Участие в Играх не приняли спортсмены из 64 государств, включая США, Канаду, Турцию, Южную Корею, Японию, ФРГ, чьи спортсмены традиционно сильны в летних олимпийских видах спорта. Некоторые спортсмены из Великобритании, Франции и Греции приехали на Игры в индивидуальном порядке, но команды Великобритании и Франции были намного меньше, чем обычно. По этой причине крупнейшей командой Западной Европы стала команда Италии, хотя спортсмены-военнослужащие не приехали и из Италии. На церемонии открытия и закрытия Олимпиады 16 команд (Австралия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Пуэрто-Рико, Сан-Марино, Франция и Швейцария) шли не под национальными флагами, а под флагом МОК.

Открытие Олимпиады

По просьбе Оргкомитета Игр XXII Олимпиады Всесоюзный научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации изучил результаты наблюдений московской погоды почти за 100 лет. И был сделан вывод, что самая тёплая и ясная погода летом в Москве бывает во второй половине июля — начале августа, и именно в эти сроки было решено провести олимпийские соревнования. Открытие Игр XXII Олимпиады состоялось 19 июля 1980 г.

В греческой Олимпии, где некогда проводились Олимпийские игры древности, зажжен огонь XXII зимней Олимпиады, которая пройдет в Сочи в 2014 г. Торжественная церемония прошла на месте античного стадиона. Олимпийский огонь был зажжен с помощью сфокусированных параболическим зеркалом солнечных лучей (это символизировало получение олимпийского огня от греческого бога солнца Аполлона).


О нынешней церемонии подробно напишут все главные СМИ, мы же вспомним другую олимпиаду, олимпиаду 1980 года.

К долгожданной олимпиаде 1980 года страна готовилась долго и тщательно. Не был забыт и вопрос олимпийского огня. Начиная с 1928 г. (первая Олимпиада в Амстердаме) священный огонь неизменно совершает долгий путь из Греции в страну-хозяйку Олимпиады в руках бегунов-факелоносцев.

Создание факелов было поручено ленинградскому заводу им. Климова, который специализировался в области создания и обслуживания авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. Расстояние от Олимпии до Москвы составляет 5300 км и на каждый километр требовался отдельный факел — для каждого бегуна, однако заказано было на тысячу факелов больше — что называется, «на всякий случай». Техническое задание оказалось очень сложным и сопровождалось целым рядом жестких ограничений: вес изделия не должен был превышать одного килограмма (ведь бегунам предстояло нести его на вытянутой руке), высота пламени должна была быть не менее 300 и более 500 мм (чтобы не гаснуть и не обжигать спортсмена), срок горения — в пределах 8-10 мин. Кроме того, пламя не должно было гаснуть под ветром и дождем.

Изготовленные образцы факелов прошли суровые испытания: сначала — под настоящим ветродуем со скоростью 25 м/с, затем — под проливным дождем. Пламя не погасло! Так же тщательно проверяли все остальные технические характеристики будущих факелов — от качества помещенного внутрь баллончика с газом до удобства рукоятки.

Эстафета огня из Олимпии в Москву продолжалась 30 дней, а маршрут проходил по территории 4 стран: Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Он был разделен на участки по 1000 м, поэтому факел передали из рук в руки 5 тысяч раз.

Свой участок бегун преодолевал в среднем за 4-5 минут (тогда как запас «горения» составлял 8-10 мин), а на границе участка его уже ждал следующий спортсмен со своим факелом. При передаче огня факелы двух участников соприкасались, огонь перекидывался на следующий факел с заранее включенной подачей газа — и эстафета продолжалась. Она проводилась только в дневное время, а ночью олимпийский символ горел в специальных церемониальных чашах, установленных в городах по пути его следования.

Однако долгое путешествие олимпийского огня, полное всевозможных неожиданностей и накладок, потребовало проведения целого комплекса дополнительных мероприятий. Многие автомобилестроительные предприятия бывшего СССР разработали и построили для Московской олимпиады необычные транспортные средства, целью которых было участие в обширных организационных мероприятиях.

Однако особая честь выпала РАФу, и созданные им уникальные микроавтобусы участвовали в играх в качестве судейских машин, автомобилей технической поддержки велогонок и лабораторий медицинского обследования спортсменов. Полноправным участником олимпиады стал и главный герой нашего рассказа — уникальный олимпийский микроавтобус РАФ-2907, автомобиль-хранитель олимпийского огня.

Всего было изготовлено 5 таких автомобилей, но непосредственно за спортсменами постоянно двигались две машины. Ритуал сопровождения был построен следующим образом: машины сопровождения на низкой скорости двигались рядом со спортсменами-бегунами, которые несли факел с олимпийским огнем, постоянно сменяя друг друга. Уже поэтому РАФ-2907 конструктивно отличался от серийного «рафика»: его двигатель имел радиатор большего объема, нежели стандартный, а также специальный электрический вентилятор системы охлаждения. Это было необходимо для того, чтобы двигатель не перегревался из-за постоянного движения на низкой скорости.

Впрочем, конструктивные особенности олимпийского «рафика» этим не исчерпывались. В задней части кузова был оборудован специальный отсек для хранения олимпийских факелов, благодаря которому РАФ-2907 и получил почетное звание хранителя олимпийского огня. Отсек был изолирован и оснащен принудительной вентиляцией, а доступ к факелам был возможен как из салона, так и через заднюю подъемную дверь.

В отсеке постоянно горели 3 «лампы» — специально сконструированные портативные горелки, позволявшие мгновенно зажечь резервный факел в случае любых форс-мажорных обстоятельств. Еще три горелки находились в резерве. Кроме того, в факельном отсеке были установлены газовые баллоны, питавшие запасной огонь, и средства пожаротушения.

В салоне были установлены два дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер. Были предусмотрены места для сменного водителя и наблюдателя за огнем. Две машины сопровождения олимпийского огня РАФ-2907 следовали до границы СССР, а позднее автомобили от Москвы разбежались в разные стороны — к Киеву, Минску и Таллину, то есть городам, где проходили олимпийские состязания.

Сейчас автобус-хранитель олимпийского огня можно увидеть в экспозиции Рижского Моторного музея.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то