Картотека после сна в старшей и подготовительной группах (сентябрь-ноябрь). Проводим гимнастику пробуждения во второй младшей группе Гимнастика после сна для детей 3 4 лет в детском саду

Ирина Соболева
Гимнастика пробуждения после дневного сна для детей 3–4 лет (зима)

7. БТИ «Снег-снежок» ОДР : лежачий

Текст Выполнение

1. Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег. Исходное положение

Выполнение : наклоны головы в стороны.

2. С неба всё скользят пушинки,

Серебристые снежинки.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вперёд.

Выполнение : медленно поочерёдно опускаем руки вниз.

3. Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.

Выполнение : делаем вращательные движения руками перед грудью.

4. На проселки, на лужок

Всё снижается снежок. Исходное положение , ноги подняты вверх.

Выполнение : медленно опускаем ноги вниз.

5. Землю чистой, нежной

Застелил постелью снежной. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты на бок.

6. Вот веселье для ребят -

Всё сильнее снегопад. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : круговые движения головой.

7. Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в снежки. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : качаемся корпусом вперёд-назад.

8. Снежный ком на снежный ком.

Всё украсили снежком. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : повороты корпуса к пяточкам.

9. Словно в белый пуховик

Мы одели снеговик.

Рядом снежная фигурка.

Это – девочка Снегурка. Исходное положение : сидя, руки на поясе.

Выполнение : наклоны в стороны.

10. Что мы видим за окном?

Сразу в доме посветлело. Исходное положение

Выполнение : приседание на стопы ног.

11. Это снег лежит ковром-

Самый первый, самый белый. Исходное положение : стоя на коленях, руки на поясе.

Выполнение : разводим руки в стороны.

12. Вот о чём всю ночь свистел

За моим окошком ветер. Исходное положение : стоя на коленях, руки на поясе.

Выполнение : повороты в стороны.

13. Он про снег сказать хотел.

И про то, что зиму встретил. Исходное положение : стоя, руки вниз.

Выполнение : встаём с кроваток на пол.

14. Нет свободного местечка

Всюду снега намело. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : руки в стороны.

15. На заборе, на крылечке

Всё блестит и всё бело. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : наклон вниз, достаём руками пальцы ног.

16. Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : пружинистые приседания.

17. Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаемся на носки, руки вверх.

18. Воздух зимний свеж и чист

Ты вдыхай его малыш! Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика

8. БТИ «Заинька» ОДР : лежачий

Выполнение

1. Зайка серый тихо спит,

под кусточком лежит. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : гравитационная разгрузка.

2. Ты, зайчишка, не лежи,

Лучше шубку поищи.

Шубку белую, а не серую.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты головы в стороны.

3. Заинька проснулся,

сладко потянулся.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки в стороны.

Выполнение : тянемся руками и ногами в стороны.

4. Зайка просыпайся,

Ну-ка поднимайся.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища

Выполнение

5. Не ленись и вставай

Дружно лапки разминай.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение

6. Зайка шубку поменял

и по полю зашагал. Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : ползание вперёд.

7. Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка белый.

Под кустом, под кустом. Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : повороты головы в стороны.

8. Охотники едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : качаем корпусом вперёд-назад.

9. Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите.

Я не ваш, я ушёл. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : повороты в стороны.

10. Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка белый

Ушки жмёт, ушки жмёт. Исходное положение : сидя, руки на поясе.

Выполнение : поднимаем руки к ушкам.

11. Охотнички едут,

Едут, скачут в поле.

В мимолёт, в мимолёт. Исходное положение

Выполнение : «езда» на ягодицах.

12. – Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите!

Я не ваш, я ушёл. Исходное положение : стоя, руки вниз.

Выполнение : становимся возле кроваток.

13. Заинька, повернись.

Беленький, повернись.

Вот так, вот сяк повернись.

Вот так, вот сяк повернись. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : повороты в стороны.

14. Заинька, топни ножкой.

Беленький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : поднимаем и топаем поочерёдно ножкой.

15. Заинька, наклонись.

Беленький, наклонись.

Вот так, вот сяк наклонись.

Вот так, вот сяк наклонись. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : наклон вперёд.

16. Заинька, приседай.

Беленький, приседай.

Вот так, вот сяк приседай.

Вот так, вот сяк приседай. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : приседания.

17. Заинька, походи.

Беленький, походи.

Вот так, вот сяк походи.

Вот так, вот сяк походи. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : ходьба на месте.

18. Заинька, подбодрись.

Беленький, улыбнись.

Делай вдох и выдох два.

Не кружится голова. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика . Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз, наклон вперёд.

9. БТИ «Ножки» ОДР : лежачий

Выполнение

1. Встань, малыш, ещё разок. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаем голову вверх.

2. Сделай маленький шажок.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаем правую руку и левую ногу на 30, затем левую руку и правую ногу.

3. Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит дом.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты в стороны.

4. Мама водит взад-вперёд,

Мальчик ходит взад-вперёд.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища

Выполнение : приподнимаем голову и плечи вверх.

5. Он догонит козлика.

Топ-топ, топ-топ.

Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, руки перед грудью, согнуты в локтях.

Выполнение : ползание вперёд-назад.

6. Он обгонит ослика.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : покачивание вперёд-назад.

7. Вот окошко.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : повороты в стороны.

8. Вот порог.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : наклон вниз.

9. Путь пока, что не далёк.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : топтание на месте.

10. Будет время и малыш,

Далеко ты побежишь.

Топ-топ, топ-топ. Исходное положение : сидя, руки согнуты в локтях и прижаты к корпусу.

Выполнение : «езда» на ягодицах.

11. Становись на ножки смело.

И ходи вперёд умело. Исходное положение : стоя, руки вниз.

Выполнение : становимся возле кроваток.

12. Маленькие ножки,

Маленькие ножки.

За водой ходили. Исходное положение : стоя, руки вниз.

Выполнение : ходьба на месте.

13. Маленькие ножки,

Маленькие ножки.

И домой спешили. Исходное положение : стоя.

Выполнение : лёгкий бег на месте.

14. Маленькие ножки,

Маленькие ножки.

Дома танцевали. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : выставляем поочерёдно пяточки в стороны «каблучок» .

15. Ой, как танцевали.

Маленькие ножки.

Дружно, дружно танцевали.

И немножечко устали Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика . Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз, наклон вперёд.

16. А потом они пошли

По ровненькой дорожке. В колонне по одному идём по «релаксационной дорожке, состоящей из подушечек с косточками, шипованных ковриков, сенсорных следов (сделанных из клеёнки, меха) .

10. БТИ «Кораблик» ОДР : лежачий

Выполнение

1. Спал кораблик на причале.

Волны тихо его качали. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : гравитационная разгрузка.

2. Спали тихо паруса,

Ждали в море чудеса.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты головы в стороны.

3. Солнце в небо поднималось.

Солнце деткам улыбалось.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаем голову и плечи.

4. Здравствуй, солнце, золотое,

Здравствуй, небо, голубое.

Исходное положение

Выполнение : разводим руки встороны.

5. Просыпайся, капитан,

Отправляйся по морям! Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Выполнение : повороты на бок.

6. Все собрались дружно в порт

И отправились в поход. Исходное положение

Выполнение : покачивание на животе в стороны.

7. Плывёт, плывёт кораблик,

Кораблик золотой. Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, руки вытянуты вперёд.

Выполнение : имитация плавания.

8. Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой.

Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, опора на локти.

Выполнение : сгибание ног в коленях поочерёдно.

9. На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат. Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : топтание на месте.

10. На палубе матросы

Четырнадцать мышат. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : повороты в стороны.

11. Плывёт, плывёт кораблик.

На запад, на восток. Исходное положение : средние четвереньки Выполнение : покачивание вперёд-назад.

12. Канаты паутинки, Исходное положение : средние четвереньки Выполнение

13. А парус лепесток. Исходное положение : средние четвереньки

Выполнение

14. Соломенные вёсла

У маленьких гребцов. Исходное положение : сидя.

Выполнение : наклон вперёд, к стопам ног.

15. Везёт, везёт кораблик

Полфунта леденцов. Исходное положение : сидя.

Выполнение : «езда» на ягодицах.

16. Ведёт кораблик утка,

Испытанный моряк. Исходное положение : стоя, руки на поясе.

Выполнение : пружинистые приседания.

17. – «Земля!» - сказала утка.

Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : тянемся на носочках вверх, руки вверх.

18. «Причаливайте, кряк!» . Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика . Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз, наклон вперёд.

19. Дружно шагайте и не отставайте! Ходьба по дорожке здоровья.

11. БТИ «Воробушки» ОДР : лежачий

Выполнение

1. На дворе морозище- Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : гравитационная разгрузка.

2. Градусов под сорок.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : повороты головы в стороны.

3. Плачутся воробушки,

Что весна не скоро.

Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение : поднимаем поочередно кулачки к глазам.

4. Что в морозы лютые

Плохо греют шубки. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

Выполнение : согнуть голову, туловище, обхватить кистями согнутые в коленях ноги.

5. Принесу воробышкам

на тарелке крупки. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

Выполнение : поворот на живот.

6. Кушайте, воробушки,

Кушайте, хорошие! Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, руки, согнуты в локтях перед грудью.

Выполнение : поднимаем переднюю часть корпуса, при этом вытягиваем руки.

7. Я бы подарила б вам

Валенки с калошами. Исходное положение : лёжа на кроватках на животе, руки, согнуты в локтях перед грудью.

Выполнение : сгибание попеременно ног в коленях.

8. Но сказала мама :

«Воробей ведь маленький! Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : гравитационная разгрузка.

9. Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки». Исходное положение : низкие четвереньки.

Выполнение : топтание на месте.

10. В каждом городском дворе

Есть на радость детворе. Исходное положение : средние четвереньки.

Выполнение : наклоны головы в стороны.

11. Птичка. Ты её не бей!

Эта птичка – воробей! Исходное положение : средние четвереньки Выполнение : поочерёдно грозим пальчиком, вытянув руку вперёд.

12. Хлебных крошек не жалей Исходное положение : средние четвереньки Выполнение : наклон вниз, руки согнуть в локтях.

13. Заслужил их воробей. Исходное положение : средние четвереньки

Выполнение : поднимаем поочерёдно ногу назад, вверх.

14. Ты приладь ему кормушку. Исходное положение : сидя.

Выполнение : стучим кулачками, друг на друге.

15. Кликнет он свою подружку. Исходное положение : сидя, руки на поясе.

Выполнение : повороты в стороны.

16. И пойдёт весёлый стук.

Тук-тук-тук. Исходное положение : стоя.

Выполнение : спускаемся с кроватей, хлопаем в ладошки.

17. Воробей, шагай вперёд

Птичий ждёт тебя народ. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : ходьба на месте.

18. Вот друзья его встречают,

Чик-чириком величают. Исходное положение : стоя, руки вдоль туловища.

Выполнение : дыхательная гимнастика . Вдох – руки вверх «чик» , выдох – руки вниз, наклон вперёд «чирик» .

Бодрящая гимнастика после сна для детей младшей группы

Ход гимнастики.
Во время подъема звучит спокойная музыка, воспитатель спокойным голосом приветствует детей.
Воспит - ль:
Добрый день, ребята!
Просыпайтесь ото сна.
Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!
Поздороваться Солнышко вышло с тобой!
Посмотри, как оно улыбается! (показать на солнце)
День продолжается!
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?

Дети с воспитателем: (движения выполняются в соответствии с текстом)
Мы проснулись, улыбнулись.
Посильнее потянулись.
Первый разик на спине,
А потом на животе.
На бочок перевернулись.
И ещё раз потянулись.
Ноги вверх мы поднимаем
И тихонько отпускаем.
А теперь мы с вами, дети,
Поедем на велосипеде
Подбородком грудь достанем.
К потолку глаза подняли-
Влево вправо посмотрели
На кроватку тихо сели.
Руки в стороны подняли
Крепко так себя обняли
Наклонились- потянулись
До носочков дотянулись
А теперь пришла пора
Дружно сесть нам детвора

Самомассаж лица и шеи (комплекс выполняется в кроватях ):
Разотрем ладошки, согреем их немножко,
(Потереть ладони одну о другую.)
И теплыми ладошками
Умоемся как кошки.
(Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз.)
Грабельки сгребают все плохие мысли
(Пальцами провести от середины лба к вискам)
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро
(Пальцами легко постукивать по щекам).

Вос - ль: А сейчас, ребята, нас ждет дорожка «Здоровья». (дети идут по дорожке «Здоровья» под музыку «Дорогою Добра »)
Профилактика нарушений осанки. (выполняется на ковре)
«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
«У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)
«Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом)
«Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе).
«Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
«Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)
«Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)
«Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

Упражнения на расслабление мышц живот а.
(Положить ладони на область диафрагмы.)
Шарик надуваем,
(Вдох, живот надуть.)
Руками проверяем.
Шарик наш сдувается,
Мышцы расслабляются
(Выдох, живот втянуть.)
Дышится легко, ровно, глубоко.

Дыхательная гимнастика
Вос – ль: А сейчас, ребята, подуем на ладошку - ветерок приятный теплый легкий добрый (дети ласково дуют на свои ладони). А сейчас прилетел сильный, холодный злой ветер (активно дуют) и опят прилетел тихий ветерок.
Вос – ль: Ребята, по утрам и вечерам открывается в ванной кран

Обширное умыва ние
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течет водица –
Я хочу умыться!
Моем шею, моем уши,
Вытираем их посуше.
Полотенчиком махровым,
Полотенцем чистым, новым
Вытру руки, плечи, шею.
Чувствую себя бодрее!
(Дети выполняют обширное умывание лица и рук до локтя теплой и водой комнатной температуры).
Вос-ль: Вот как чисто умылись наши дети. Молодцы! А теперь нам нужно прополоскать горлышко. (Дети полощут горло кипяченой водой)

Волшебная водица,
Полощи зубки,
Полощи щечки,
И микробов уводи.

Вос-ль: Молодцы друзья! Теперь вы стали сильнее и здоровее. Спасибо вам!


СЕНТЯБРЬ

Карточка №1. «Мы проснулись»

1. «Потягивание»

и.п. – выдох

(4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

вернуться в и.п.

(4-6 раз)

3. «Велосипед»

и.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

4. «Музыканты»

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

СЕНТЯБРЬ

Карточка №2. «Колобок»

1. Разминка в постели, само массаж

Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений обще развивающего воздействия.

Поворот головы вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.

Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

2. «Веселые ножки»

Выше ножки! Топ, топ!

Веселее! Гоп, гоп!

Колокольчик, дон, дон!

Громче, громче, звон, звон!

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

Тпру – ру – у, лошадка:

Стоп, стоп!

ОКТЯБРЬ

Карточка №3. «В гостях у солнышка»

(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и само массажа)

Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко.

Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.

В-ль: Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.

А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянул солнечный зайчик, он заглянул вам в глазки.

Закрывайте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.

(Дети встают на коврик рядом с с кроваткой)

1. «Улыбнись солнышку». И. п. - стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный.

Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

2.«Играем с солнышком». И. п. - сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

Указание: при повороте руками не помогать.

3.«Играем с солнечными лучами». И. п. - сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;

темп быстрый.

Указание: ноги в коленях не сгибать.

4. «Отдыхаем на солнышке». И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.

(переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)

ОКТЯБРЬ

Карточка №4. «Просыпающиеся котята»

(с элементами самомассажа)

Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. Витлина, ел. Н. Найденовой.

В-ль. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

В-ль. Правильно, киска. Давайте поиграем, сегодня с вами - маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить,

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели. Выполняют движения по тексту

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

(Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Ребята «котята» ложатся на живот и «точат» свои «коготки», Тихо «мяукают». Отдыхают. Воспитатель подходит к каждому ребенку и гладит его. Дети встают, выполняют закаливающие процедуры)

НОЯБРЬ

Карточка №5. «Веселый зоопарк»

В-ль: Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котенок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.

1.«Звери проснулись». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.

В-ль. Отгадайте загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк! Это серый... (волк)

2.«Приветствие волчат». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

3.«Филин». И. п. - лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

4.«Ловкие обезьянки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

5. Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.

В-ль: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. (дети выполняют закаливающие процедуры)

НОЯБРЬ

Карточка №6. «Прятки»

(с элементами дыхательной гимнастики)

В-ль:

Птичка села на окошко,

Во дворе мяучит кошка -

Разбудить решили нас.

Все! Окончен тихий час!

Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.

(Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка.)

Наши сонные ладошки

Просыпались понемножку,

В прятки весело играли -

Пальцы в кулачок сжимали.

Пальчики на наших ножках

выполняют движения по тексту

Знают в парке все дорожки.

Проверяют - где там пятки,

И играют с нами в прятки.

Мы почти уже проснулись,

Наши ручки потянулись,

Помахали над простынкой,

Дружно спрятались за спинку.

Сцепим ручки мы в «замочек»

У себя над головой.

Правый, левый локоточек

Мы сведем перед собой.

Не хотят коленки спать,

Им давно пора вставать.

Мы коленки выставляли,

Быстро ножки выпрямляли.

Наши ротики - молчок,

Тренируем язычок:

Его спрячем и покажем.

«Добрый день!» - мы звонко скажем.

Будем глубоко дышать,

С шумом воздух выдувать.

Наши носики проснулись,

Мы друг другу улыбнулись!

(встают на коврики рядом с кроваткой)

«Вырастем большими». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки - вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х». Повторить четыре-пять раз.

(идут выполнять закаливающие процедуры)

ДЕКАБРЬ

Карточка №7. «Лисичка»

Разминка в постели

«Вы проснулись?» - «Да»

«Улыбнулись?» - «Да»

Потянулись?» - «Да»

«С боку на бок повернулись» - повороты

«Ножками подвигаем»

вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;

то же с левой ноги;

то же – две ноги вместе.

II. «Лисичка» - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.

«Мячики» - и.п. стоя. Прыжки возле кровати.

«Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания)

ДЕКАБРЬ

Карточка №8. «Часики»

I. Элементы самомассажа

И.п. – сесть, ноги скрестить.

«Умывание» лица руками;

руки скрестно на груди, ладоши на плечах, растирание;

руки на коленях – растирание;

II. «Часики» - стоять прямо, ноги слегка расставить (машина между ног проедет) руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так» (6 – 7 раз)

III. «Цыплёнок» - мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопать по бокам кистями рук.

IV. «Воробушек» - скакать на двух ногах, потом бежать, размахивая руками, сесть на корточки.

ЯНВАРЬ

Карточка №9. «Любимые игрушки»

(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Звучит музыка

В-ль: Дети, я знаю, что вы люби играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрушку, которая очень нравится девочкам.

Может, хочешь поиграть

И меня на руки взять,

На прогулку отвести

И косички заплести?

Уложи меня в коляску,

Я тогда закрою глазки. (кукла)

1. «Кукла». И. п. - лежа на спине.

Любим мы играть и даже

Кукол вам сейчас покажем.

Ровно улеглись в постели

И направо посмотрели,

Тут же глубоко вздохнули

И головки повернули.

А теперь мы выдыхаем,

Смотрим вверх и отдыхаем,

Дышим ровно, не спешим,

То же влево повторим.

Указание: не выполнять резких движений головой.

В-ль: Совсем не нужен ей водитель,

Ключом ее вы заведите -

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится. (машина)

2. «Заводная машина». И. п. - лежа на спине. 1 - вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 1-3 - вращательные движения ногами. 4 - вернуться и. п. Повторить три раза; темп сначала умеренный, заем быстрый, в конце медленный.

В-ль: Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Все ж попался... (колобок)

3. «Колобок». И. п. - сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1-2 - согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3-4 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

В-ль: Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости (обезьяна)

4.«Забавная обезьянка». И. п.- лежа на животе. 1 - поворот на спину, 2 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

5. «Надуем воздушный шарик». И. п. - сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1-2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у].

Указание. Учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох - 6 с (закаливающие процедуры)

ЯНВАРЬ

Карточка №10. «Жучки-паучки»

(с элементами корригирующей гимнастики)

Звучит спокойная музыка.

В-ль: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все - природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами - жучки-паучки. Нам хорошо от теплого солнца.

1.«Потянулись жучки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться - руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.

2. «Проснулись глазки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.

3. «Проснулись ушки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.

4. «Проснулись лапки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.

5. «Жучки греются на солнышке». И. п. - лежа на спине, :и вдоль туловища. 1 - поворот на живот. 2 - поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.

6. «Жучки готовятся к прогулке». И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.

7. «Веселые жучки». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-3 - хлопки руками перед собой. 4 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый. (закаливающие процедуры)

ФЕВРАЛЬ

Карточка №11. «Мишка»

1. Разминка в постели. Самомассаж.

Повороты головы, вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.

Разведение и сгибание рук.

2. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает и в карман кладёт

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ

Больше я не буду шишки собирать

Сяду на машину и поеду спать.

3. «Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.

4. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам скок да скок.

ФЕВРАЛЬ

Карточка №12. «Насос»

I. 1. «Насос»

И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.

выпрямить руки вперед, вернуться в и.п.

(5 – 6 раз)

2. «Ванька – встанька»

И.п. – лежа, вдоль туловища

постепенное поднятие туловища, вслед за руками.

(4 – 6 раз)

3. «Греем ножки»

И.п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к груди.

(5 – 6 раз)

II. «Ножки»

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагали наши ножки. (ходьба)

По кочкам, по кочкам (прыжки)

В ямку бух (присели).

Воспитатель: Где мои детки?

(детки встают) – Вот они.

МАРТ

Карточка №13. «Петушок»

1. Петушок у нас горластый

По утрам кричит он «здравствуй»

На ногах его сапожки

На ушах висят сережки

На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

(движения, в соответствии с текстом)

2. Три веселых братца

Гуляли по двору

Три веселых братца

Затеяли игру

Делали головками: ник – ник – ник.

Пальчиками ловкими: чик – чик – чик.

Делали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп

Топали ножками: топ – топ, топ.

МАРТ

Карточка №14. «Потягивание»

I. 1. «Потягивание»

и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

и.п. – выдох

(4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

и.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

"Бабочка"

Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась, два - изящно покружилась,
три - нагнулась и присела, на четыре – улетела.

"Мишка"

Мишка лапки подними, мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись, а потом земли коснись.

И животик свой потри раз, два, три - раз, два, три!

«Просыпаемся и улыбаемся»
Глазки открываются, реснички поднимаются.
(Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются, друг другу улыбаются.
(Поворачивают голову вправо - влево.)
Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.
(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка - как она нам помогает,
Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.
(Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).
Крепко кулачки сжимаем, руки выше поднимаем.
(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).
Сильно - сильно потянись. Солнцу шире улыбнись!
(Вытянув руки, потягиваются)
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец - то мы проснулись!
Добрый день! Пора вставать!
Заправлять свою кровать.
«Поднимайся детвора»
Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час, свет дневной встречает нас.
Мы проснулись, потянулись. Потягивания, повороты.
Приподняли мы головку, кулачки сжимаем ловко.
Ножки начали плясать, не желаем больше спать.
Обопремся мы на ножки, приподнимемся немножко.
Все прогнулись, округлились, мостики получились.
Ну, теперь вставать пора, поднимайся, детвора!
Все по полу босиком, а потом легко бегом.
Сделай вдох и поднимайся, на носочки поднимись.
Опускайся, выдыхай и еще раз повторяй.
Стопу разминай – ходьбу выполняй.
Вот теперь совсем проснулись и к делам своим вернулись.
«Поиграем»
Ребятки, просыпайтесь! Глазки, открывайтесь!
Ножки, потянитесь! Ручки, поднимитесь!
Мы сначала пойдем очень мелким шажком.
А потом пошире шаг, вот так, вот так.
На носочки становись, вверх руками потянись.
Выше ноги поднимай и как цапелька шагай.
Самолетики на аэродроме сидели, а потом они полетели.
Долго-долго по небу летали, затем приземлились – устали.
Мячик прыгал высоко – высоко…
Покатился далеко – далеко…
Он юлою закрутился, вот уже остановился.
Ах, как бабочки летают, и танцуют, и порхают.
Вдруг замрут, не шевелятся,
На цветок они садятся.
Наконец-то мы проснулись и к делам своим вернулись.
«Бодрость»
Эй, ребята, что вы спите? Просыпайтесь, не ленитесь!
Прогоню остатки сна, одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна – помогает здорово.
Смотрим вправо, смотрим влево, наклони головку вниз.
Смотрим вправо, смотрим влево, в потолочек оглянись.
Сядем ровно, ножки вместе, руки вверх и наклонись:
Наклонитесь, подтянитесь, ножки слушайтесь, не гнитесь.
А теперь тихонько сели, друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, оглянулись и на тапочки наткнулись.
Сжали пальчики, раскрыли, много раз так повторили,
Выполняйте поскорее- станут пальчики сильнее.
Руки словно два крыла, шагом марш вокруг стола
Прямо к водным процедурам, а потом и за дела.
«Объявляется подъем!»



Объявляется подъем! Сон закончился – встаем!

Но не сразу. Сначала руки проснулись, потянулись.

Выпрямляются ножки, поплясали немножко.

На живот перевернемся, прогнемся.

А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.

Немножко поедем на велосипеде.

Голову приподнимаем, лежать больные не желаем.

Раз, два, три и точно в раз на коврик нужно нам попасть.

Этот коврик необычный, пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный. Он лечебный, он массажный.

Потопчитесь, походите и немножко пробегите.

Теперь по полу пойдем на носках, на пятках,

На внешней стороне стопы, а потом вприсядку!

Мы трусцою пробежим, потанцевать чуть-чуть хотим.

После легкого круженья фигуру сделаем на удивленье.

Грудную клетку поднимаем-опускаем,

Вдох и выдох выполняем.

Окончательно просыпаемся за дела принимаемся!

«Улетают сны в окошко"

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,

Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,

Лежа на подушке.

Потянули одеяло, прячемся в него сначала,

Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

Для того чтобы научить детей просыпаться (не все дети это любят и умеют делать спокойно), можно периодически играть с ними в прятки под одеялом. Затем садимся в кроватке и «раздвигаем» руками потолок. Чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом приговариваем: «Потягушечки - просыпушечки».

Тянем ручки, тянем ушки,

Ручкой облачка достали и немного выше стали!

Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить

Делаем различные покачивания, вращения.

Чтобы ручки разбудить. Хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.

Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки.

Дети делают повороты к подушке, лежащей у них за спиной, ищут «хвостик». Для поддержания интереса можно заглядывать то слева, то справа под подушку.

А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли. Сразу ножки побежали.

Раз, два. Три! Ну-ка, ножки, догони!

Дети сидя поднимают ноги и делают упражнение «Ножки бегают».

На живот перевернулись, в воду быстренько нырнули.

И поплыли, как могли! Если сможешь - догони!

Лежа на животе и приподняв голову, глядя на воспитателя, дети работают руками и ногами - спина получает прогиб назад. Одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.

А теперь мы все - собачки.

На коленочки встаем.

Воспитатель показывает детям, как стать на четвереньки (колени-ладони)

И виляем все хвостом.

Можно поворачивать таз вправо-лево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).

А теперь мы с вами - зайки: из кроватки вылезайте,

Становитесь босиком и попрыгайте легко.

Дыхательное упражнение:

Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:

Носиком вдохнули (делаем носом вдох)

Ротиком подули (3-4 раза).

Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.

Улыбку вдыхаем - «капризки» выдыхаем.

Здоровье вдыхаем - болезнь отпускаем!

"Медвежата"

Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись и в медвежонка превратись

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили!
Вот так. Вот так головой своей крутили
(повороты головой).
Вот мишутка наш идет, никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ.
(имитация ходьбы).

Мед медведь в лесу нашел – мало меду, много пчел
(махи руками).
Мишка по лесу гулял, музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом он поет под кустом.
Дыхательная гимнастика .
Глубокий вдох, на выдох: «М-М-М».
Были медвежатами, станьте же ребятами.

"Я на солнышке лежу"

Солнышко проснулось и нам всем улыбнулось
(дети улыбаются).

Вспомним солнечное лето, вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую и песок на берегу

(Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).

Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу.
Только я все лежу, и на солнышко гляжу
(лежа на животе, движения ногами).
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно
(движения руками).
Вышли на берег крутой, и отправились домой
(имитация ходьбы).

Дыхательная гимнастика:

«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)

вдох – живот втянуть (руки вперед) ,

выдох – живот выпятить (руки в стороны) . (5-6 раз).

А теперь гуськом, гуськом к умывальнику бегом.

"Дождь"

Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней, и по крыше бьет быстрей
(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки
(поднимают руки вверх, потягиваются)
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас, детей
(машут руками)

Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло
(поворачивают голову направо, налево).
А теперь на ножки встанем, и большими станем.
(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х)

"Тили-тили-тили-дон"
Тили-тили-тили-дон, что за странный перезвон.
То будильник наш звенит, просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.

С боку набок повернулись, и обратно потянулись.
И еще один разок, с боку набок повернулись,
И обратно потянулись.

Ножки мы подняли, на педали встали.
Быстрей педали я кручу, и качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают, это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно. И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору, крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал, ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки побежали по дорожке.

(Движения выполняются в соответствии со словами).

"Зайчик"

Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в зайчишку превратись.
(поворачиваются направо, затем налево).

Чтобы прыгнуть дальше всех, зайка лапки поднял вверх.
Потянулся и …. прыжок.
(тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз).
На спине лежат зайчишки, все зайчишки шалунишки:
Ножки дружно все сгибают, по коленкам ударяют.

Вот увидел он лисичку, испугался и затих
(прижать руки к груди, затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим, на носочках побежим
(лежа на спине, движение ногами, имитирующие бег).

«Добрый день!»

1.Упражнения в постели

Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.

Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.

Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.

Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.

Глазки вверх мы поднимали, и моргали, и моргали.

Глазки, глазки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой

Все погладили, ребятки, и подергали немножко!

Ушки, ушки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой,

Все погладили, ребятки, и похлопали немножко!

Щечки, щечки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –

Пальчики соединяем, а потом разъединяем.

Ручки, ручки, добрый день! Бить в ладоши нам не лень!

Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкой

Все погладили, ребятки, и потопали немножко!

Ножки, ножки, добрый день! Дружно топать нам не лень!

Значить будем просыпаться, умываться, одеваться!
2. Ходьба по дорожке со следами

На ноги встанем все - сразу подрастем.

На ноги встанем все и вот так пойдем.

Спинка прямо - взгляд вперед. Не стучи ногами.

Научились так ходить и покажем маме.

3. Упражнение «Зарядка»

А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли,

Дружно присели, пяточки задели.

На носочках поднялись, помахали,

Спрятали за спину их, оглянулись:

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели,
На носочках поднялись, опустили руки вниз.

(Дети выполняют движения по тексту.)

4. Дыхательное упражнение "Веселый мячик»

И.п.: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести "у-х-х-х" (5 раз).

5. Водные процедуры - обширное умывание (руки, лицо).
"Кисоньки"

Ну что, кисоньки проснулись?

Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись

А теперь нам интересно смотрим мы по сторонам.

Повернем головку в лево и посмотрим что же там?

А сейчас потянем лапки и покажем коготки.

Посчитаем, сколько пальцев, где же ваши кулачки?

Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.

Ну-ка ножки вы готовы? 1, 2, 3, 4, 5.

Чтобы не зевать от скуки встали и потерли руки

А потом ладошкой в лоб- хлоп-хлоп-хлоп

Щеки заскучали то же? Мы и их похлопать можем

Ну- ка, дружно не зевать 1, 2, 3, 4, 5.

А теперь уже, гляди добрались и до груди

Постучим по ней на славу сверху, снизу, слева, справа.

Чуть нагнулись, ровно дышим. Хлопаем как можем выше.

Молодцы мои котята, а теперь пойдем играть.

Только нужно нам сначала друг за другом строем встать.

Мы шагаем по дорожке, по дорожке не простой.

По неровной, по колючей, по шершавой - вот какой!

Мы шагаем по дорожке поднимаем выше ножки.

Мы летаем, мы летаем ветер теплый догоняем.

1, 2, 3, 4, 5- все умеем мы шагать.

Руки к солнцу поднимать. Приседать сто раз подряд.

Отдыхать умеем то же. Руки за спину положим.

Голову поднимем выше и легко, легко подышим.

«У меня спина прямая»

«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

«Я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)

« Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь»

« Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе).

« Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)

« Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)

« Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)

« Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

"Котята"

(Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)

А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

(Поворачиваются на спину

и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур!

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом!

(встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом!

(постукивание пальчиками)

Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!

(поколачивание кулачками)

"Зайцы- серые клубочки"

Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки.

Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты («лапки»).

Прыг-скок, прыг-скок Прыжки вперед-назад

Встал зайчонок на пенёк

Всех построил по порядку стал показывать зарядку

Встать прямо, руки опустить

Раз, шагают все на месте Шаг на месте

«Два!» Руками перед собой выполняют движение «ножницы»

. «Три!» Руками машут вместе.

Присели, дружно встали! Присесть. Встать.

Все за ушком почесали Почесать за ухом

На четыре потянулись Выпрямиться.

Пять! Прогнулись и нагнулись Прогнуться, наклониться вперед

Шесть! Все встали снова в ряд

Зашагали как отряд Маршируют по кругу

"Обручи"

Дети весело идут, они обручи несут.

(идти друг за другом, держа на плече обруч)

Стали обруч поднимать, стали обруч опускать

(поднять обруч вверх и опустить вниз)

Вот в окошко посмотрели, и все дружненько присели

(присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)

Дружно сделаем наклон, и все спиночку прогнём

(наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)

Вправо обруч повернём, влево обруч повернём

(повороты вправо, влево обручем)

Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем

(продеть обруч сверху вниз)

Ручками его возьмём, ножками перешагнём

(держа руки рядом, взять обруч двумя руками и

перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)

Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем

(прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна - это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.


Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) - это вид лечебной гимнастики - специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая - это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание - удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения - в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:


Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

Дата Название упражнения Описание
Сентябрь Гимнастика в кровати
«Велосипед» И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок» И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук» И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза Я прошу подняться вас - это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперёд смотри - это три.
Руки в стороны - четыре,
С силой их к плечам прижать - пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Дыхательные упражнения
«Рычание» Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс» Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
Октябрь Гимнастика в кровати
«Потягушки» И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка» И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино» И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»(6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза. Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы - серые клубочки,
Прыг - скок, прыг - скок.
Встал зайчонок на пенёк,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз - шагают все на месте.
Два - руками машут вместе.
Три - присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять - прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик» И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос» И. п. - стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?» Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
Апрел
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то