Из чего состоит упряжь лошади. Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение. Главные части снаряжения лошади

Упряжь для лошади – практически незаменимый аксессуар, который используется для удобства и самого хозяина, и животного. Первый с помощью такого снаряжения обозначает свой доминантный статус и получает возможность управлять конем без принуждения. Лошадь же с помощью упряжи учится исполнять возложенные на нее обязанности.

Сегодня мы подробнее рассмотрим, что же такое конская упряжь – для чего она необходима, из чего состоит, какие вариации имеет. Также мы предлагаем подробную пошаговую инструкцию, из которой можно будет понять, как грамотно запрягать лошадь.

Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.

Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.

Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.

В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.

В России лошадь издавна исполняла сразу несколько ролей: была не только боевой подругой, но и верной помощницей в хозяйстве. Поэтому русские крестьяне придумали свой вариант упряжи, приспособленный специально для плуга и телеги. А еще коней запрягали по праздникам в красивые экипажи или сани, если дело было зимой, для чего использовались декоративные элементы сбруи.

Знаменитые конные тройки с расписными дугами, бубенцами и лентами на них, с узорчатыми хомутами и красными кисточками на уздечках — это визитная карточка традиционной русской культуры и узнаваемый образ: «Русь - птица-тройка».

Особенности конской упряжи

Лошади - свободолюбивые и темпераментные животные, которых невозможно подчинить своей воле силой. Чтобы найти с ними общий язык, людям следует проявлять терпение и заботу, но также обозначать свое приоритетное положение. Нельзя использовать в обращении с лошадьми грубость и причинять им боль, поэтому человеку пришлось придумать другой способ управления - так появилась конская упряжь.

Для молодых животных облегченный вариант упряжи - это элемент воспитания, который служит для привития дисциплинарных навыков. Недаром до сих пор существует процедура «укрощения» молодняка. Коня объезжают, первый раз надевая на него уздечку и седло. После этого он признает человека своим хозяином и покоряется ему.

Управление конем осуществляется с помощью системы ремней и вспомогательных деталей, которые в особом порядке размещаются на туловище. Сбрую используют как для езды верхом, так и для передвижения в повозке.

Подобный вид снаряжения включает в себя множество элементов, которые в зависимости от конкретной ситуации, могут использоваться в разных комбинациях. Например, для того, чтобы тянуть повозку, лошадь придется обрядить по полной программе, а для вывода на смотровую дорожку на выставке достаточно только уздечки.

Чаще всего сбрую изготавливают из хорошей мягкой кожи. Ее качество играет огромную роль, потому что материал самым тесным образом соприкасается с телом животного.

Упряжь должна быть легкой, но в то же время прочной, ее размещают на крупе особым образом, чтобы конь не испытывал дискомфорта и не поранился. Если ремни случайно натрут кожу лошади, она не сможет работать, а еще такой инцидент грозит серьезными заболеваниями.

Неправильно размещенное седло, слишком туго затянутые удила, тесный повод заставят животное сбросить всадника или вызовут неконтролируемый стресс. Поэтому коневодам очень важно знать, как следует взнуздывать своих четвероногих питомцев.

Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло - для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

Элемент Описание

Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.

Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.

Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.

Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.

Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.

Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.

Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.

Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.

Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

Основные виды упряжи

Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).

Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.

  1. Одноконно-дуговая - в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
  2. Оглобельно-постромочная - в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
  3. Постромочно-дышловая - основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
  4. Постромочная - максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
  5. Тачаночная - устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади - с помощью постромок.
  6. Комбинированного типа - применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
  7. Цуговая - используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.

Как правильно запрягать лошадь?

Непосредственно перед надеванием сбруи на животное, снаряжение необходимо проверить. Все ремни и скрепляющие элементы должны быть целыми. Поврежденная упряжь может лопнуть из-за нагрузки, что опасно и для лошади, и для человека-возницы. Также нужно осмотреть коня, особое внимание уделить состоянию копыт и спины.

Животное должно быть спокойным, если оно нервничает и мечется, то сначала следует выяснить причину такого поведения, которое может быть следствием стресса либо начинающегося заболевания.

Таблица 2. Пошаговая инструкция по запряганию лошади

Иллюстрация Описание
Шаг первый: сначала в рот вставляют удила, а сверху накидывается уздечка.
Шаг второй: правой же рукой поднимите уздечку и проденьте ее между ушей, располагая на своих местах залобный и налобный ремни.
Шаг третий: расправьте конструкцию, затем затяните ремень под нижней челюстью, но не сильно, чтобы не придушить животное - в зазор должен проходить кулак. Все ремни должны лежать ровно, без перекручиваний.
Шаг пятый: наденьте на шею хомут, клещами вниз.
Шаг четвертый: далее положите на переднюю часть спины лошади седелку и затяните снизу подпругу. Фиксировать этот элемент нужно в меру туго, чтобы не съезжал, но и не давил на живот.
Шаг шестой: теперь подойдите к животному слева, пристегните и расправьте шлею, проследите, чтобы между крупом и ремнем остался зазор толщиной с ребро ладони.
Шаг седьмой: далее возьмите в руку оглоблю и повод чересседельника - закрепите его петлей на деревянной палке, перекиньте через спину коня и повторите процедуру с другой стороны.
Шаг восьмой: наденьте седельник и хорошо затяните подпругу.
Шаг девятый: подровняйте оглобли до одинаковой длины, установите вертикально дугу, соедините ее с оглоблями и затяните гуж узлом. То же самое проделайте с другой стороны.
Шаг десятый: возьмите ремень чересседельника, пропустите его под оглоблей и плотно примотайте к ней.
Шаг одиннадцатый: перейдите к голове лошади, расправьте вожжи и протяните их через кольца удил, сначала слева, потом справа.
Завершение: еще раз проверьте все узлы и натяжение подбрюшного ремня и шлеи.

Видео — Процесс запрягания лошади

Как распрягают лошадь?

После тяжелой работы или долгой поездки животное сильно устает, поэтому снимать с него сбрую нужно быстро, но аккуратно. Сначала избавляются от повозки и ослабляют подруги, давая лошади отдохнуть около десяти минут. Ей необходимо успокоиться, иначе она может лягнуть или укусить человека в приступе раздражения.

После того, как конь придет в благодушное настроение, с него снимают вожжи, подбрюшник и чересседельник, далее избавляются от хомута и седелки. Теперь животное необходимо тщательно протереть от пота, а если в конюшне холодно, то укрыть сверху попоной.

Уход за конной упряжью

После снятия амуницию следует тщательно осмотреть на предмет возможных повреждений. Упряжь контактирует с кожей животного, а потому пропитывается потом, еще на ней оседают дорожные пыль и грязь. Все загрязнения тщательно стирают влажной губкой, а затем сбрую просушивают, после чего намазывают специальным воском.

Раз в две недели все ремни промазывают седельным маслом, иначе они начнут трескаться. Не использующуюся упряжь развешивают на специальных стойках в хорошо проветриваемой комнате и тщательно расправляют, чтобы не образовывалось заломов.

Заключение

Для управления лошадью используется специальная конструкция, называемая конной упряжью. Она представляет собой систему ремней и вспомогательных элементов, которые закрепляются на теле животного особым образом. Запрягать лошадь следует по определенному алгоритму. Непосредственно перед процедурой следует убедиться, что животное не нервничает и не испытывает проблем со здоровьем.

Снаряжение тоже тщательно проверяют на предмет целостности. После того, как упряжь будет снята, ее нужно почистить и просушить, а затем развесить на стойках для хранения.

Видео — Как сделать уздечку

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом. Нужна она также и для впрягания лошадей в сани или повозку. Несмотря на то что лошадиная упряжка продолжает оставаться неотъемлемой частью коневодства, многие не знают, как сделать ее, из чего упряжка состоит, как ее надевать на лошадь.

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом.

Сбруя для лошадей — это снаряжение, которое состоит из следующих элементов:

  • седло;
  • сбруя;
  • хомут.

Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов. Скупиться на упряжь не принято. Конная упряжь делалась во все времена только под заказ. Учитывались такие параметры, как:

  • масть и порода лошади;
  • физические характеристики;
  • высота коня.

Часть конской сбруи или всю ее можно купить в специализированных магазинах.

Подбор по размеру трензеля и уздечки(видео)

Составляющие элементы

Сбруя состоит из таких элементов:

  • хомут;
  • дуга;
  • уздечка;
  • вожжи;
  • шлея;
  • подбрюшник.

Хомут — это часть упряжки, ее обязательная составляющая. Функционально отвечает за то, что передает тягловую силу на повозку, которую конь тянет. Хомут как часть упряжи нужно надевать так, чтобы животное могло дышать свободно, передвигаться, выполнять другие обязанности. В том случае, если хомут будет слишком длинным или широким, животное будет сильно страдать. На теле от такой упряжи появляются ссадины и раны.

Шлея — это часть сбруи, которая изготавливается из кожи исходя из индивидуальных показателей лошади. Для каждого коня существует свой размер, и прежде чем покупать снаряжение, необходимо его замерять, чтобы узда была подобрана правильно. Просто так купить шлею нельзя, она должна быть индивидуальной для каждого вида лошади. Шлея подбирается только в магазине, по интернету сделать это нельзя. Узда состоит из таких элементов, как удила, поводья и недоуздка.


Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов.

Часть упряжи, которая называется подбрюшником, является самой важной и помогает фиксировать снаряжение. Для этого используются оглобли, дуга крепится к ним с помощью хомута, и вся эта конструкция удерживается гужами. Дугу используют и для амортизации, чтобы смягчать движения лошади и транспорта во время езды. Важно, чтобы дуга была прочной и крепкой, не позволяла оглоблям кататься туда-сюда. Тогда эта часть сбруи будет выполнять свои функции и не станет стеснять движения животных.

Конструкция упряжи — основные и вспомогательные предметы. Запряжку можно проводить для одной лошади или двойки-тройки этих животных. В первом случае не применяется дуга, зато есть хомут, ременные горты, применяющиеся вместо гужей, оглобли. Хомут как часть сбруи оборудован гужевыми мочками, которые нужны для крепления постромков.


Пароконная упряжь состоит из других элементов: хомуты, которые можно заменить шорками, постромки, шлея, вожжи, уздечки, удила, ремни для груди. К дополнительным предметам, которые как часть упряжи, помогают защитить разные части тела лошади, относятся:

  1. Ногавки, предназначенные для того, чтобы защищать копыта и ноги лошади от различных повреждений. Существуют рабочие ногавки — для тренировок и соревнований, и транспортировочные — для перевозки лошади на различные расстояния.
  2. Попона. Выглядит как покрывало и предназначена, чтобы защищать животное. Сеточные виды попоны применяются, чтобы отгонять от лошади мух и других назойливых насекомых. Зимние виды — это неотъемлемая часть упряжи, поскольку помогают защитить коня от простуды. Поэтому попоны изготавливаются из теплых материалов. Это может быть флис, шесть или синтепон. Летний вариант подобных накидок делаются из хлопка. Существуют и большие попоны, которые имеют капоры, чтобы закрывать шею.
  3. Вальтрап. Чтобы седло не терло и не вредило лошади, была придумана эта конская упряжь, которая представляет из себя специальное покрывало под седло, чтобы спина не натиралась во время езды.
  4. Подпруга для лошади как элемент упряжи выглядит как широкий, довольно прочный ремень. Его функцией является удержание седла и наездника.
  5. Недоуздок — это уздечка без удил, которая помогает удерживать животное на привязи.
  6. Чумбур — это своеобразный конный аксессуар, часть сбруи, помогающая держать лошадь на привязи, когда на ней надет недоузок. Изготавливаются из тесьмы, цепи и веревки.
  7. Хакамора — это вид уздечки, которая не делается из железа. Для изготовления применяется кожа, которая обшивается мехом. Вспомогательным ремнем в сбруе является шпрунт, который имеет длину около 3 м. Один конец шпрунта крепится к подпруге, а второй — к уздечке, где есть пристяжной ремень. Нужен для того, чтобы лошадь не могла задирать голову, если управление становится невозможным.

Ремонт сбруи (видео)

Виды конского снаряжения

Названные выше элементы могут дополняться или убираться. Все зависит от того, какой вид сбруи нужно надеть на лошадь. В целом упряжка делится на 3 больших группы в зависимости от того, какие функции конь будет выполнять. Это могут быть транспортный, выездной или сельскохозяйственный виды сбруи, которые, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

  1. Одноконная, которая надевается на коня с помощью дуги или без нее. Применяется только для одной лошади. Дуговая упряжь будет состоять из дуги, хомута, гужьи и других элементов сбруи, а бездуговая будет отличаться отсутствием дуги.
  2. Постромочно-дышловая часть упряжи нужна для регуляции движений коня и управления телегой. Основой акцент сделан на дышло, которое находится сбоку, шлея крепит его к голове лошади, а пристяжной ремень помогает соединить дышло с хомутом.
  3. Постромочная применяется редко из-за того, что неудобная для лошадок разных видов. Вся сила тяги ложится на постромки и хомут, и управлять вожжами становится неудобно.
  4. Комбинированная нужна в тех случаях, когда в упряжку нужно поставить от 6 до 8 коней. Выбирают такой вид сбруи исходя из роста и силы лошадей. Самых сильных ставят вперед, а остальные — сзади колоны. Наездник должен не просто уметь управлять повозкой, а быть умелым всадником, поскольку неправильно натянутые вожжи или команды могут понести такой экипаж в неизвестном направлении.

Тачаночная запряжка сейчас не применяется. Состояла из дышла и постромок, которые надевались на 4 коней. Компанию тачаночной упряжке составлял некогда цуг, который предназначался для того, чтобы упряжные лошади могли передвигаться гуськом. Надевали цуг на шесть коней, и тогда они очень медленно могли везти повозку и наездника.

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды - нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади - это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней - это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Строение и типы упряжек

В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади . По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором - шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.

Русская или дуговая одноконная упряжка

Дуговая упряжка , если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.

Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.

В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.

Итак, хомут - это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина - по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной - мочками.

Хомут с гужами состоит из:

  • Подушки;
  • Пары клещей;
  • Хомутины;
  • Супони;
  • Двух гужей;
  • Дополнительных покрышек;
  • Подкладки.

Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя - к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.

Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) - 6 см.

Главные части снаряжения лошади:

  1. Седелка - находится на спине снизу холки и равномерно распространяет тяговое усилие по площади спины. Также в задачи седелки входит амортизация совершения толчков. Подбирать следует, учитывая размер холки лошади.
  2. Чересседельник - находится рядом с сиделкой и удерживает оглобли и хомут, равномерно распределяет вес оглобель.
  3. Подбрюшник - убирает резкие колебания хомута, оглобель и дуги в процессе быстрой езды.
  4. Шлея - плотно прижимается к телу лошади и поддерживает хомут в процессе торможения либо при движении по склонам.
  5. Уздечка - применяется чаще всего простая трензельная.
  6. Вожжи на одном конце есть пряжки либо карабины для крепления к удилам (трензель). Они должны быть в обязательном порядке комфортными. Создаются из крепкой тесьмы или кожи.

Бездуговая постромочная упряжка

В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся : хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.

Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.

В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных - около 2 см.

Дышловая пароконная конструкция

В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки - передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.

В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей . В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.

У пары могут происходить и такие запряжки лошадей , как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.

Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная - это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам - пристяжные. Была и другая разновидность троек - запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.

Если есть четыре особи , то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.

На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.

Ещё один тип запряжки особей - пятерик . Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.

Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.

Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно. Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня. Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного.

Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

  • одноконную;
  • парную;
  • дуговую;
  • бездуговую.

Основные части конской сбруи такие:

Основные виды сбруи

Стоит рассмотреть, какие бывают разновидности конной сбруи . Специалисты выделяют по своему назначению такие виды упряжи для лошадей:

  • транспортные;
  • сельскохозяйственные;
  • выездные.

Транспортная подпруга используется для снаряжения повозок, необходимых для перемещения небольших грузов и людей. Из-за довольно маленьких нагрузок, подобные конструкции отличаются небольшой массой и выполняются в расчете на упряжки с большим количеством лошадей.

Сельскохозяйственная подпруга для животных бывает пароконной и одиночной. Строение выездной сбруи отличается большим разнообразием. Их конструкция зависит от общего числа животных, которые будут передвигать телегу. Далее, стоит рассмотреть остальные популярные виды подпруг.

Одноконная сбруя

Одноконная упряжь для животных изготавливается в бездуговом и дуговом варианте . Исходя из названия, подобные приспособления рассчитаны на одну дугу для лошади. Дуговые сбруи состоят из дуг, хомутов, вожжей, гужей, супони и других элементов. В сбруях без дуги основную массу телеги берет на себя широкая и качественная шлея. Очень часто вместе с одноконной упряжью принято использовать короткие оглобли, которые присоединяются к седелке, а не к хомуту.

Постромочная сбруя

Постромочная сбруя изготавливается довольно просто. По этой причине сделать ее своими руками очень просто. Но ее применение способно принести большой дискомфорт, потому что при движении вперед плохо контролируется передвижение телеги. Такая упряжь для животных способна обеспечить хорошую тягу из-за хомута и постромок. Эта сбруя содержит небольшое количество необходимых узлов, которые несут ответственность за стабилизацию телеги. Подобную конструкцию стоит снабдить дополнительными тормозными колодками.

Постромочно-дышловая сбруя

Она используется для пароконных и одноконных повозок . При применении подобной упряжи обеспечивается хороший контроль над перемещением телеги. В случае если смотреть детали сбруи коня этого типа то главным элементом тут является дышло. Из-за этого подобная конструкция выступает плохим вариантом для применения в сельском хозяйстве. Главным недостатком тут считается большое давление дышла на хомут, а это может вызвать дискомфорт у лошади.

Сбруя комбинированного типа

Комбинированный тип сбруи является европейской разработкой. Ее используют, чтобы снаряжать телеги, в которые запрягается большое количество животных. При этом кони располагаются в упряжке согласно размерам, росту и силе. Например, около телеги ставятся сильные кони, которые способны сдержать движение. Потом находятся лошади беговой породы, соединяющиеся с дышлом специальными постромками. Спереди ставятся самые слабые пристяжные кони, которые могут задать правильное направление движения. Пристяжные кони тоже запрягаются при помощи постромок.

Максимальная скорость движения, силовые возможности, комфортность управления и удобство животного при езде зависит от качества применяемой упряжи. Сборка и подгонка изделия под размеры коня способствует эффективной и долгой эксплуатации этого приспособления. Умный подход к приобретению конной упряжки поможет увеличить безопасность движения.









Сбруя необходима, чтобы впрячь коня (или другое тягловое животное) в повозку. Правильная экипировка позволит животному эффективно использовать силы и упростит управление человеку. Сбруя для лошадей появилась вместе с первыми повозками, около 4000 лет назад. Сегодня упряжь представляет набор конкретных элементов, способных, помимо основной задачи, дополнительно выполнять декоративные функции. Состав и конструкция сбруи также отличаются в зависимости от количества используемых лошадей и типа повозки.

Состав сбруи

Основная задача конской упряжи - передать силу тяги от лошади к повозке с минимальными последствиями для тела животного. Сбруя для лошадей дополнительно является инструментом управления кучера. Базовый набор элементов упряжи включает:

  • Хомут. Главный компонент, на который передается основная часть тягловой силы, затем идущей к повозке. Хомут состоит их покрышки (верхняя наружная часть), подкладки под ней, пары клещей, скрепляемых ремнем (нижняя деталь), хомутины и горта.
  • Гужи (гужевые мочки). Кожаные ремни, соединяющие хомут с оглоблями. К гужам также крепится ободовый ремень.
  • Дугу. Удерживает гужевые ремни вокруг оглобель. Дуга присутствует не во всех наборах упряжи.
  • Уздечку. Система ремней, крепящаяся на голове лошади, к которым цепляются элементы управления: вожжи и (или) повод. Уздечки выпускаются с трензелем (металлический элемент во рту лошади) и без него. В отдельную подгруппу выделяют ковбойскую узду, отличающуюся выполнением из тонких ремешков, подходящих для ремонта за пределами конюшни. Модели без трензеля, вроде хакамора, оказывают основное давление при взнуздывании на переносицу. Воздействие достаточно болезненно для лошади, и такие системы рекомендуют опытным ездокам либо животным, имеющим проблемы с ротовой полостью.
  • Седелку. Частично переносит тяговое усилие лошади с плеч на спину. Выступает в качестве амортизатора при движении по неровной дороге. В состав элемента входит чресседельник, удерживающий оглоблю, хомут и дугу, и подпруги, которыми эта часть сбруи фиксируется на теле лошади.
  • Подбрюшник (деталь седелки). Стабилизирует хомут с оглоблями, препятствуя их резким колебаниям, способным травмировать коня.
  • Шлею. Основной элемент «тормозной системы» экипажа. Отвечает за удержание на месте хомута.
  • Вожжи и поводья. Уже упомянутые управляющие элементы. Первые обычно используют, сидя на повозке. За поводья лошадь ведут пешие сопровождающие.

Ременные конструкции традиционно выполняются из кожи (коровьей или свиной) . Вожжи представляют собой частичное исключение. Их средняя часть часто может выполняться из прочной тесьмы или веревки.

Все элементы упряжи подбираются по габаритам лошади. Несоответствие пропорциям животного уменьшит его эффективность в качестве тягловой силы и создаст риск травмы в месте контакта.

Типы конной упряжи

По внешнему виду различают обычную и декоративную (парадную) экипировку. Последнюю отличает обилие украшений. Так, к обычным элементам упряжи может добавиться плюмаж и другие элементы. Другим критерием, по которому делится лошадиная сбруя, является количество животных, используемых для запряжки. Их число варьируется от 1 до 8 особей (редко используется больше). По конструкции упряжь бывает:

  • Дуговой. Присутствуют все вышеописанные элементы. Оглобли крепятся к дуге.
  • Бездуговой (оглобельно-постромочной). Основная часть нагрузки приходится на шлею. Оглобли присоединятся к седелке.
  • Постромочной. В системе отсутствуют твердые элементы вроде оглобель или дуги. Движение происходит за счет хомута и постромок. Для удобства управления в состав сбруи могут включаться ручные тормоза.
  • Постромочно-дышловой. К ременной конструкции добавляется дышло, регулирующее движение повозки по прямой и на поворотах.
  • Комбинированной или европейской. Используется для создания больших упряжек - на 6-8 особей. Включает оглобли, дышло и постромки. Лошади для такой упряжи должны правильно расставляться по силе и росту: первой парой идут выносливые животные, последней - сильные для обеспечения торможения. Между ними располагаются пристяжные лошади, отвечающие за повороты.
  • Цугом. Конструкция была разработана в Германии - лошади впрягаются попарно, друг за другом. Цуг рассчитан на шестерку коней. Одна или две пары впрягаются в дышло. Цуг сегодня используется редко.
  • Тачаночной. Еще одно устаревшее решение, рассчитанное на четверку коней. Животные располагаются параллельно, при этом центральная пара впрягается с помощью дышла, а лошади по бокам удерживаются постромками.

Конная упряжь - необходимый «соединитель» между лошадью и повозкой. Она необходима, чтобы животное тянуло груз, а погонщик мог им управлять. Сбруя делится на несколько основных категорий, предназначенных для разных типов повозок и количества коней. Но их объединяет общее требование - удобство и соответствие габаритам лошади. Слишком большая или маленькая сбруя может травмировать животное и ухудшить качество управления экипажем.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то