Индийские йоги - кто они. Неизвестная Индия. Летающие йоги: кто они? Восемь шагов к богу В фильме задействованы

В классической йоге есть поза лотоса, садясь в которую, адепт попадает в поле наименьшего влияния сил притяжения Земли. В этой позе позвоночник находится в прямом состоянии, что позволяет легко балансировать энергетическим потокам внутри тела. Область пупка становится центром тяжести всего тела. Йог приводит в баланс свой ум, свободный от убеждений и мыслей, интегрирует его с центром тяжести. Опытный человек может подняться над законами физического мира. Может ли?

В шестидесятые годы прошлого столетия значительная масса, как нынче выражаются, «продвинутой» интеллигенции повально увлекалась йогой. Модное поветрие ставило в основу именно физическую сторону древней практики, низводя нравственно-философские каноны до замысловатой акробатики. Одно время йога слыла едва ли не панацеей от всех болезней, заодно и подавалась «на десерт» в качестве эликсира жизни и молодости. Затем в моду вошли умствования на философские темы, что тоже заканчивалось анекдотически и трагикомически: адепты либо скатывались в дремучую толстовщину, либо ныряли в такие дебри, что вернуть их в реальность удавалось не всегда. Стоит ли говорить, что все эти модные заморочки к собственно йоге отношения не имели практически никакого. Что ж оно такое - полумифическая йога? Патанджали, отец-основатель философии учения, даёт такое определение: «Йога есть обуздание волнений, присущих уму» (основной текст йогической школы «Йога-сутры»).

Йогу Патанджали называют раджа-йога, или йога управления умом. Ключевое определение, в свою очередь, базируется на значении трёх санскритских терминов: ниродхах, вритти и читта. Существуют и такие переводы процитированной сутры: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)», а также «Йога заключается в недозволении уму принимать различные формы». Короче, профилактика горя от ума - в чистейшем виде! Получается, что русский литератор Грибоедов прописал практическую реализацию основного постулата раджа-йоги. Остаётся только выяснить, не стоял ли Александр Сергеевич на голове по утрам да не принимал ли банные процедуры, восседая в позе лотоса - и можно смело записывать в основоположники отечественной йоги. Воистину, Россия - родина слонов!

Раджа-йога довольно широко практикуется и в настоящее время, разветвившись значительным количеством вариаций. Однако какого варианта ни придерживались бы практикующие, в основе его всё равно будет лежать система аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»). Это восемь основных принципов приближения к Изначальному Существу:

Короче говоря, суть йогических практик любой школы сводится к одному - достижению мокши-нирваны, освобождению от уз земного бытия. А, собственно, зачем? Рано или поздно все мы освободимся от бремени существования. В таком случае, есть ли смысл в трате сил и времени на достижение просветления? Что с ним делать-то, с просветлённым духом? Да и существует ли оно, пресловутое просветление?

Мало кому не известно сегодня имя Эрнста Рифгатовича Мулдашева, доктора медицинских наук, профессора, директора Всероссийского центра глазной и пластической хирургии (г. Уфа). Профессор Мулдашев прославился на весь мир не только выдающимися достижениями в области офтальмологии. Его книга “От кого мы произошли?” буквально взорвала прежние представления о происхождении и природе человека. Профессионально занимаясь «глазными» проблемами, в результате исследований, сопоставлений и поисков «универсального глаза», учёный сначала пришёл к выводу, что человечество имеет в основе так называемый «тибетский тип» глаза. Затем выяснил, что на стенах тибетских храмов и монастырей непременно присутствует изображение некоего вечнозрящего ока Сына Бога. Далее было высказано предположение, что это - эхо предыдущей, канувшей в небытие, цивилизации атлантов. Вскоре под эгидой Международной академии наук при ООН была организована трансгималайская экспедиция, в которую кроме Э. Р. Мулдашева вошли представители Индии и Непала. Традиционные учёные втихаря пальцем у виска покручивали - мол, совсем профессор… того… в детство впал, Шамбалу искать отправился, средоточие вселенских тайн. Ну-ну, дескать, чем бы дитя ни тешилось…

В процессе общения с настоятелями храмов, гуру, свами, ламами пополнялись знания участников экспедиции о функциях третьего глаза, медитациях, сомати, предыдущих цивилизациях, религии и ее роли в самореализации человека. Рисунок гипотетического атланта, предъявляемый профессором Мулдашевым, производил впечатление на религиозных деятелей, и все единогласно утверждали, что это Он - представитель цивилизации, более древней, чем атланты, лемуро-атлант в состоянии сомати. В этом состоянии тело становится каменно-неподвижным, неестественно твердым и холодным. Отвердение тела достигается за счет максимального снижения обмена веществ. Биополе и вода в организме сопряжены. Человек, умеющий эффективно медитировать, может посредством своего биополя воздействовать на воду организма и через нее - на обменные процессы. В наше время не каждый человек путем медитации может достичь состояния сомати, а тем более глубокого сомати, когда тело может сохраняться многие годы. Сомати - это высшая форма медитации.

При сомати Душа как часть энергии Вселенной находится в специально очерченном пространстве и связана с телом так называемой серебряной нитью. Душа человека продолжает жить в тонком мире, оставив свое тело в как бы законсервированном состоянии.

Вот почему глубоко спящего человека нельзя будить резко, а уж прерывать сон ребёнка - вообще жуткий грех, чреватый обрывом серебряной нити. Все души являются частью Информационного Поля, которое в силу различия культурного уровня и религий называют по-разному: Высший Разум, Высшая Цивилизация - как больше понравится. Всеобщее потрясение было неописуемым, когда результатом экспедиции явилось следующее: Шамбала существует!

Причём, не исключительно в Тибете, но и в Африке, Сибири, Египте. Шамбала - это засекреченные хранилища генофонда человечества на случай катастроф вселенского масштаба, а составляют генофонд представители всех форм разумной жизни Земли, от лемуров до нас, ариев. Только арии (мы с вами) от «мирового информационного центра» отключены, за исключением отдельных, истинно достойных личностей. Нас ведь только допусти к глобальным знаниям - мигом Вселенную взорвём, разумеется, из самых лучших побуждений и в поисках универсальной Истины. Мало тому доказательств?

Ну, вот, хотя бы из последних: андронный коллайдер, которому всё же некая благая сила запуститься не позволила, или нетленный бурятский далай-лама, усыпальницу которого, несмотря на протесты верующих, вскрыли, а тело, извините, отправили на опыты. Помните, сколько времени плясали на костях святого для российских буддистов человека и учёные, и журналисты? Возможность нахождения человека в состоянии сомати, когда душа может вернуться в тело, даже не рассматривалась - мы ж материалисты, мы в такой расклад не верим. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». А Мулдашев попросту тихо рехнулся в процессе изучения йоги и религии. Вот и весь сказ. Такое уже бывало неоднократно.

Мастер Рама Кришна 1893 году в Бенгалии создал школу йоги, с помощью которой удавалось входить в состояние сомати. Однажды сам Рама Кришна вошел в состояние сомати, пригласив при этом врача. Врач осмотрел тело Рамы Кришны, нашел его мертвым и выдал медицинское заключение о смерти. После этого Рама Кришна ожил. В более позднем периоде неоднократно медицински обследовали тела людей в состоянии сомати; при этом пульс, электрокардиограмма и электроэнцефалограмма не регистрировались, температура тела падала. Описано очень много случаев, когда люди, пробыв в состоянии сомати несколько лет, возвращались к жизни. Появление этих людей удивляло и пугало окружающих.

Это отрывок из книги Э. Мулдашева, эпизод, рассказанный мастером свами (высочайший религиозный титул) Дарамом Радже Бхарти. Доверие, оказанное российскому учёному, простиралось столь глубоко, что ему открыли путь в одну из сомати-пещер, здраво рассудив, что решать, достоин ли этот человек приобщению, придётся не земным людям, а многовековым обитателям пещеры. Мулдашев с медицинской дотошностью описал свои ощущения.

Находясь в состоянии сомати, сохраняясь тысячи и миллионы лет, лучшие индивидуумы древних людей способны снова появиться и зародить на земле человечество. Кроме того, люди в сомати могут ожить и действовать в виде пророков, чтобы откорректировать направление развития существующей цивилизации в сторону прогресса. Поэтому можно предположить, что Будда, имевший необычную внешность, которая, кстати, во многом совпадает с нашими представлениями о внешности атлантов, мог быть одним из поздних атлантов, вышедшим из сомати для пророчества в этом регионе мира. Знания предыдущих цивилизаций по воздействию на психическую энергию помогали ему оказывать влияние на людей.

Делает вывод Э. Мулдашев. Индусы просто принимают на веру, потому скольжение по снегу босиком, погружение в транс, воскрешение мёртвых - всё это для них это сомнению не подлежит, не говоря уж о самоизлечении от смертельных недугов. «Просвещённые европейцы» требуют материальных доказательств.

Однако, что именно считать доказательством? Видеосъёмка? Фотография? Свидетельство очевидцев? Тогда вот вам свидетельство - архивные документы: биография святой Терезы, монахини-кармелитки (дата на манускрипте - 1565 год). В свидетелях - 230 католических священников: монахиня умела летать! О способности к левитации российских святых - Василия Блаженного и Серафима Саровского, «иностранцев»-католиков - Игнация Лойолы (основателя ордена иезуитов) тоже свидетельствуют многочисленные очевидцы. Но жития святых большинством традиционно считаются «поповскими сказками».

Ладно, оставим в покое святых и праведников, обратимся к науке. Группа учёных Центра биомедицинской радиоэлектроники Российской академии наук в 2002 была приглашена в Индию с целью аппаратного исследования сверхъестественных способностей йогов. Исследования производились с помощью компьютерного термографа «ИРТИС», позволяющего получать инфракрасные изображения в режиме реального времени. На экране прибора появляется картинка, окрашенная в разные цвета - светлые соответствуют более горячим участкам обследуемого объекта, темные - тем, которые нагреты хуже. Первые десять йогов демонстрировали феномен «тум-мо», или «искусство внутреннего огня», поднимая температуру кожи на восемь градусов. И поддерживали внутренний жар несколько часов подряд. Их тела действительно нагревались - приборы зафиксировали значительную разницу температур.

Транс и локализация "третьего глаза" также оказались не мифом. Время вхождения в транс у всех было разным, но томограф фиксировал одинаковую картину: у йога резко падала температура щитовидной железы, а область лица между глаз («третий глаз»), наоборот, разогревалась. Одновременно было зафиксировано понижение энергоотдачи от всего тела и снижение температуры кожи на несколько градусов. Разумеется, никакого третьего глаза (даже в качестве рудиментарного органа) учёные в организме йогов не обнаружили, но вот тепловая область «третьего глаза» отчётливо видна на компьютерных снимках. Ну и что прикажете делать с этим пресловутым «третьим глазом»? Для европейца и звучит-то смешно, а вот индийцы знают, что именно там сосредоточена энергия мудрости Бога Шивы. А знаменитый французский ясновидец Нострадамус полагал, что люди предыдущей цивилизации, которых он назвал атлантами, с помощью "третьего глаза" могли легко переносить в пространстве огромные каменные блоки, строили из них пирамиды и другие каменные монументы. (Говоря языком современной науки, владели биоэнергетическим воздействием на гравитацию). А Мулдашев считает, что мы всё же являемся наследниками лемуров и дальними потомками атлантов, потому «третий глаз» у отдельных представителей нынешнего человечества может оказаться вовсе не рудиментом. Потому, вероятно, все результаты научных исследований заказчики вежливо, но непреклонно изъяли. И засекретили.

Окончание следует

Для начала, чтобы не быть голословным о том, что не все, кто чистится важным индийским йога-Гуру, безупречен— свежий, 2015года, список «проштрафившихся» индусов. Без комментариев и разбора свидетельств, простоте, кто был замешан взадокументированных сексуальных и\или финансовых скандалах (любопытным до подробностей— Google впомощь):

  1. Бикрам Чоудхури (основатель стиля «Бикрам-йога»);
  2. Д-р Каустуб Десикачар (правнук Т.Кришнамачарьи);
  3. Амрит Десай (друг Бикрама, стиль «Крипалу-йога»);
  4. Свами Муктананда (Сидда-йога);
  5. Свами Сатчидананда (основатель ашрама «Йогавилль» вСША);
  6. Свами Рама (основатель «Гималайского Института науки ифилософии йоги»);
  7. Парамахамса Йогананда (автор популярной книги «Автобиография йога»);
  8. Свами Криянанда (ученик П.Йогананды, основатель стиля «Ананда-Санга»);
  9. Свами Акхандананда Сарасвати (курировал ашрам Сатьянанды вАвстралии);
  10. Свами Махешварананда (основатель благотворительной организации «Йога вповседневной жизни»);
  11. Свами Шанкарананда (основатель собственного ашрама вАвстралии);
  12. Махариши Махеш Йоги («Трансцендентальная Медитация», ТМ);
  13. Джагги Васудев («Иша-йога»);
  14. Сатья Саи Баба (известный индийский святой);
  15. Баба Рам Дэв (ныне живущий, известный индийский популяризатор йоги);
  16. К. Паттабхи Джойс (Гуру Аштанга-йоги)

Ктоже остался незапятнанным из условной десятки ведущих индийских Гуру — можно спросить? Ведь Б.К.С. Айенгара (впрочем, тоже не избежавшего критики — за жестокое обращение с учениками) уже снами нет, Индры Деви — тоже.... Драхма Митра— вообще, пардон, неиндус. А общественный деятель и гуманист «Шри-Шри» Рави Шанкар (кстати, ученик Махариши Махеш-йоги изсписка выше) со своей техникой «Сударшан-крия»— все-таки, не тянет на учителя йоги как таковой.

Аможет быть, стоит попробовать забыть про секс- и финансовые скандалы, и просто заниматься йогой, такой, какая нравится и подходит по состоянию здоровья и ума? Заниматься «стем, кто есть»? В том числе, тогда стоит попробовать поучиться «на родине Йоги»— в школах индийских Гуру йоги, и у живых индийских учителей! Ведь хотя люди, опозорившие имя йоги, зачастую принадлежат к той или иной известной традиции, сама-то традиция вэтом невиновата! Так что, займемся йогой. Где, с кем?

Кого мы знаем из«столпов» индийской йоги сегодня?

Шарат Рангасвами— внук Паттабхи Джойса— действующий преподаватель Аштанга-Виньяса йоги. Он руководит , где занятия ведут сертифицированные индийские учителя— и он сам! (Учтите: на курсы сШаратом необходима предварительная запись за2-4 месяца!)

Дэвид Свенсон— сам, конечно, не индус, но учился у Паттабхи Джойсаи, говорят, преподает строго в его стиле. Стоит, однако, учесть, что Аштанга-йога— правильное название «Аштанга-Виньяса-йога» — это современный синкретический авторский стиль, созданный в1948 году К.Паттабхи Джойсом. Не стоит путать его с древней и имеющей богатую философию и традицию «Аштанга-йогой» Патанджали .

Т.К.В. Десикачар— после принесения публичных извинений и сожалений , перестал называть свой стиль «Вини-йога» и вообще обещал начать новую страницу всвоей жизни . Поверим? Можно попробовать позанимать сэтим именитым индийским учителем йоги. У него ашрам «Кришнамачарья Йога Мандриам» в Индии— приезжай и учись! Сам Мастер уже немолод (1938 г.р.), но еще полон сил— и, главное, знаний.

Дочь Б.К.С. Айенгара— Гита Айенгар (автор популярной книги «Йога для женщин») — и сын— Прашант Айенгар (содиректор индийского «Института Йоги Айенгара» в Пуне, на Юге Индии— здесь проходят курсы для опытных, от 8лет практики, адептов стиля)— действующие, знающие и популярные учителя йоги Айенгара. А в столице действует «Московский Центр Йоги Айенгара» , открытый для всех.

Гид по ашрамам йоги (очень подробно, актуально, на русском языке, и с контактными данными!)

*Сексуальные скандалы затрагивают не только индийских, но и западных Гуру йоги (и не только йоги), так что тут нет никакой расовой дискриминации. Дело нев«особенностях национального характера». Недавняя история с американской суперзвездой йоги Джоном Френдом («Анусара-йога ») доказала, что секс-гуру может стать и не-индус.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука — йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название "йоги" — от санскритского слова "юг" — что значит "соединять".

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

"Наука о дыхании" часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, — восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Каждый более или менее образованный человек что-нибудь да слышал об индийских йогах . Конечно, не каждый индиец йог . Но именно в древней Индии возникло это учение.

И вот, оно наконец доступно в Харькове .

А что же в самом деле кроется под этим удивительным названием – йога ?

Обширная европейская и американская литература о йогах описывает, главным образом, феномены, достигаемые последователями этого учения.

Независимо от того, как толкуется назначение и смысл специфических упражнений, характерных для теорий йоги, почти все исследователи сходятся на том, что их основным и прямым эффектом является постепенное изменение сознания по гипнотическому типу.

Так, на одной из ступеней подготовки по методу йоги (4 ступень системы йога – пранаяма) основное время уделяется навыкам регулирования ритма дыхания с концентрацией мысли на этих движениях. Мало что так способствует вхождению в гипнотическое состояние, как монотонные ритмические раздражения и сосредоточение внимания на них. Высшая ступень – умение сосредоточить внимание до перехода в состояние «самадхи» - обнаруживает полное сходство с самыми глубокими фазами гипнотического сна. От такого автогипноза естественно ожидать проявления тех же скрытых возможностей нервной системы, которые наблюдаются при исследованиях с гипнозом, производимые «извне», от стороннего испытателя. И такие способности появляются.

Механизм этих феноменов на сегодняшний день, учитывая уровень наших познаний в физиологии и психологии, еще не совсем ясен, но путь к его пониманию уже намечен.

Это необычное исследование началось в 1957 г. , когда двое американских ученых, М. А. Венгер из Калифорнийского Университете в Лос-Анджелесе и Р. Багкхи из Анн-Арбор (штат Мичиган), приехали в Индию изучать эффекты йогов. Действительно ли йоги способны вынести чудовищные перегрузки и обходиться без воздуха, как это приписывает им молва и санскритские тексты? Возможно ли, что благодаря концентрации внимания и оккультной практике самодисциплины человек в состоянии овладеть столь удивительными физическими и психическими силами?

Несмотря на понятный скепсис, с которым в научных кругах всегда воспринимались сообщения о чудесах индусских аскетов, исследователи решили всерьез заняться этой проблемой во всеоружии современных физиологических методик. Их инициатива встретила отклик среди индийских медиков и физиологов: в настоящее время эту работу продолжает большой коллектив сотрудников Всеиндийского института медицинских наук во главе с Б. К. Анандом и Г. Чиной.

Среди испытуемых, согласившихся принять участие в этих необычных экспериментах, было 15 учеников известного гуру Магариши Магеша-Йоги, а также несколько аскетов из Гималайских пещер и один английский учитель, ставший индусским «святым». В результате комплексных исследований, включавших рентгеноскопию, регистрацию газообмена, кожно-гальванических потенциалов, различных метаболических процессов, удалось научно удостоверить тот факт, что некоторые йоги способны осуществлять чрезвычайно эффективный волевой контроль над деятельностью своей вегетативной нервной системы. В ряде случаев наблюдалась высокая резистентность к длительному переохлаждению организма, а также способность к произвольному торможению процессов метаболизма и волевое управление такими вегетативными функциями, как терморегуляция и потоотделение. Некоторые из испытуемых могли временно останавливать пульс. Рентгеноскопия показала, что практически сердце не прекращало при этом своей работы, но она принимала характер слабых вибрирующих сокращений, не сопровождаемых заметным пульсом. Детальное изучение физиологических механизмов различных типов дыхания йогов показало, что они позволяют выработать резистентность к таким стрессовым условиям, как пониженное содержание кислорода и присутствие в атмосфере чрезвычайно высоких, смертельных концентраций углекислоты.

Эти результаты заставляют полагать, что потенциальные возможности резистентности и адаптивности человеческого организма еще далеко не изучены и, по-видимому, они значительно шире, чем это представляется в свете современных физиологических знаний.

Один из наиболее впечатляющих результатов опытов с йогами состоит в том, что они иллюстрируют исключительную степень мобильности нервной системы человека, способной в определенных обстоятельствах за сравнительно короткий срок (месяцы и годы) выработать совершенно новые типы эфферентных связей, благодаря мощному повторению психологического приказа.

Мы расскажем также о некоторых демонстрациях и экспериментах, которые характерны для йогов и представляют для нас определенный интерес.

Начнем с опыта длительного захоронения йога – процедуры, носящей в Индии характер ритуальной народной традиции. Описание заимствуется из репортажей, опубликованных в индийской газете «Хиндустан таймс» (журнал «Наука и религия», 1969, №8 с. 51-53)

25 октября 1958 года. Садху (духовное лицо в Индии), которого приветствовали жители Садраштра и столицы, демонстрирует необычные возможности йогизма. Это 52-летний Бабашри Рамдажи Джирнари. В течение 24 часов он будет находиться в состоянии «самадхи» внутри склепа, стенки которого снабжены гвоздями длиной по два с половиной дюйма, обращенными остриями внутрь.

Садху проводит сейчас 10-дневный пост, во время которого пьет только воду. Такой пост необходим ему, как объяснили ученики, перед тем, как садху переходит в состояние «самадхи».

Рамдажи сообщил, что он уже сто раз находился в этом состоянии; это будет его 101-ое погружение. Он хотел бы убедить других в возможностях, которые создает йогизм.

27 октября 1958 года. Женщины из числа посвященных стояли со сложенными ладонями, в товремя как на территории Новой высшей школы в Нью-Дели Бабашри Рамдажи Джирнари входил в склеп.

Садху предполагает находиться в этом воздухонепроницаемом склепе в течение 24 часов.

Гирлянды цветов и шаль были сняты с йогина , и пятно из киновари удалено с его лба. В короткой рубахе, с шафрановым платком в руках он спустился в кабину глубиной в четыре с половиной фута. Веки его были закрыты. Острия пяти тысяч гвоздей выступали из досок, которыми обили стены кабины. Йогин спокойно сел на них. Затем деревянными досками склеп закрыли. Снаружи их залили цементом, чтобы сделать верх склепа непроницаемым для воздуха.В латунной кружке йогина было немного воды. . .

28 октября 1958 года. Около 5000 человек собралось у помещения Новой высшей школы Нью-Дели, когда в 16-30 склеп вскрыли. Йогин находился еще в состоянии «самадхи», длившемся в течение 24 часов. Он пришел в сознание через некоторое время после вскрытия склепа. Его ученики долго растирали ему голову, используя при этом большое количество творога, пахтанья (продукт отхода при перебивании сливок на масло) и льда, прежде чем его естественное состояние полностью нормализовалось. На протяжении короткого времени, последовавшего за раскрытием склепа, йогина можно было видеть сидящим на корточках со сложенными руками, как бы находящегося в состоянии глубокой сосредоточенности. Через некоторое время Йогин принял стакан лимонного сока и чашку молока.

За восемь лет до описанного «захоронения» английский журнал «Ланцет» подробно рассказал о подобном эксперименте того же Рамдажи.

На глазах большой толпы он вошел в склеп, вырытый в земле. Его объем 5*4*8 футов, из пола и стен торчали острия гвоздей. Склеп залили сверху цементом. Но уже через 56 часов в потолке склепа пробили дыру и с помощью пожарного шланга ввели туда 5 300 л воды. Отверстие снова запечатали. Спустя шесть часов крышку склепа удалили, и садху извлекли из воды, в которую он был полностью погружен.

Автор статьи доктор Вейкл, очевидец всего происходящего, подверг йога медицинскому обследованию. Рамдажи находился в полубессознательном состоянии, пульс его был замедлен, но регулярен, как и дыхание, тоже замедленное (8-10 в минуту). Его состояние нормализовалось очень быстро, и ничего не говорило о том,что он только что провел 56 часов в невероятно тяжелых,а 6 –в совершенно непригодных для жизни условиях.

Способность йогов обходиться при подобного рода захоронениях крайне малым количеством кислорода стала ныне предметом детального изучения в нескольких научно-исследовательских институтах Индии, в частности во Всеиндийскоминституте медицинских наук. Подземные склепы, залитые цементом, сменились специально оборудованными герметическими камерами со множеством измерительных приборов, а изумленно молчащая толпа – коллективом физиологов. Полученные данные содержат пока лишь материал, свидетельствующий о полной достоверности описанных выше захоронений, но до понимания механизма явления еще далеко. Количества кислорода в воздухе, которым мог дышать йог в течении шести часов эксперимента было бы безусловно недостаточно для поддержания жизни обычного, неподготовленного человека.

34-летний йогин Рамананда, находящийся под наблюдением Всеиндийского института медицинских наук, вновь поставил озадачивающую биологическую проблему. Эксперимент с ограничением потребления воздуха, которому он подвергался, входит в серию исследований, организованных научными сотрудниками для того, чтобы пробиться за «барьер» йогизма.

Рамананда был помещен в герметически закрытое стеклянное помещение в8 часов утра и оставался в нем до 16 часов дня. Он не находился в состоянии «самадхи» и поэтому мог следить за движениями врачей и даже помогал им с помощью жестов. Красный свет на панели управления, указывающий, что содержание кислорода в воздухе, которым дышал Рамананда, упало до уровня, недостаточного для поддержания жизни человека, зажегся в 11 часов утра. Врачи были обеспокоены, но йогин дал им знак продолжать эксперимент. Каждые 30 минут из закрытого помещения, в котором находился Рамананда, брали пробу воздуха для определения количества оставшегося в нем кислорода. Во время опыта с помощью электронных приборов регистрировали дыхание, сердечную деятельность и электрическую активность мозга обследуемого.

Йогину предложили прекратить эксперимент в 4 часа дня. Рамананда вышел из своей кабины без посторонней помощи, свежий, несмотря на 8-часовое испытание. Он выпил кофе – единственное дополнение к половине стакана воды, выпитой во время опыта. «Я часто подвергался захоронениям на 28 дней под землей, - сообщил Рамананда.– Я мог бы оставаться в кабине, в которой производился опыт, по крайней мере 24 часа, но участки кожи, на которых были фиксированы регистрирующие приборы, стали болеть». И он показал подтеки на лбу, ногах и кистях рук. «Как чувствует себя йогин во время транса? Какие переживания он испытывает?» -«Возникают образы, проносящиеся через сознание, за которым следует ослепительный поток света». – «А что затем?». Он не может ничего добавить. «Я ведь еще только начинающий в изучении йогизма», - говорит Рамананда скромно, не считая достаточным 17 лет своей практики. . . –Я могу показать кое-что другое». Он вынул из ящика магнитофон. «Послушайте как бьется мое сердце». Прозвучала серия звуковых ударов, которые постепенно становились все слабее и слабее, пока не наступила полная тишина. «Это остановилось мое сердце»,- сказал йог. Эта запись была сделана во время одного из экспериментов в медицинском колледже Визакхапатанама.

Возникает естественный вопрос: как относится к демонстрациям йогов наука, признает ли она их?

Именно стремление «пробиться за барьер йогизма» движет сегодня учеными, знающими, что никаких мистических загадок в сверх-способностях йогов нет. Есть убедительные доказательства всевластия мозга и нервной системы над организмом с его огромными резервами. Но выяснение деталей этого всевластия находится пока на стадии обнаружения феноменов и выдвижения гипотез. Что же мы знаем уже сегодня?

Пытаясь объяснить «захоронения», специалисты чаще всего употребляют слово «анабиоз». Это состояние значительного ослабления, снижения интенсивности обмена веществ в тяжелых жизненных условиях. Анабиоз – удел многих насекомых, червей и низших организмов; значительно выше интенсивность обмена веществ у животных, впадающих в зимнюю спячку (сусликов, летучих мышей и других). Однако и такое снижение жизнедеятельности можно условно назвать анабиозоподобным.

Большинство исследователей склоняются к мысли, что состояние йогов в период «захоронения» - явление того же рода. Мы пока не знаем, каким образом в длительном анабиотическом состоянии с отчетливым прекращением дыхания, то есть с предельно низким (а то и отсутствующим вовсе) потреблением кислорода, не погибают наиболее хрупкие структуры организма, в первую очередь нервные клетки. Ведь казалось бы, разрывается одно из самых существенных звеньев обмена веществ: не поступает кислород, и не выводится углекислый газ, в больших количествах становящийся опасным ядом. Предполагают, что происходит использование кислорода, находящегося непосредственно в тканях организма, или что клетки живой ткани перестраиваются на какой-то особый, сверхэкономный режим обмена веществ. Но ни та, ни другая гипотезы не подкреплены пока серьезными научными данными.

Тот факт, что йоги способны к значительному снижению основных жизненных функций – подавлению дыхания и сердечной деятельности, даже вмешательству в теплообмен, - не подвергается никакому сомнению. Исследование этих способностей проводились на современном научном уровне, с применением специальной аппаратуры, на пределе экспериментальных возможностей наших дней.

Итак, способность человека регулировать, казалось бы не зависящие от его воли функции своего организма – факт, хотя и не разгаданный пока наукой, но достаточно установленный. Такой же факт – волевое сжатие периферических кровеносных сосудов, включая мелкие артерии, способное остановить кровотечение порой даже довольно серьезных ран.

Время от времени в европейских цирках появляются люди, демонстрирующие свою нечувствительность к боли.

Австрийский артист То-Рама, выступавший в 20-е годы с программой, которая характерна для определенных человеческих состояний. (Произвольно вызываемая нечувствительность к боли – отключение самого важного из сигналов опасности), отсутствие кровотечения из ран, способность резко – до иллюзии смерти или летаргического сна – понижать интенсивность основных жизненных показателей: дыхания и работы сердца, сказал:

- «Власть над собой – самое важное в жизни. Многие стараются развить свою энергию и силу воли. Но через некоторое время, замечая, что не продвигаются, прекращают тренировку, считая ее бесцельной. Но эти люди ошибаются. Первое условие для достижения сильной воли – это самодисциплина, самовоспитание. Отсутствие этого – большой недостаток, и вша энергия никогда не усилится, пока вы не будете относиться строже к самим себе, не прекратите находить оправдания своим неправильным поступкам и не поставите самодисциплину на первое место.

Рассказ То-Рамы – вдумчивое и подробное изложение пути, ведущего к использованию способностей, заключенных в нервной системе человека.

В конце первой мировой войны То-Рама был тяжело ранен. В госпитале его состояние было признано безнадежным – об этом говорили врачи, и он это слышал; его переместили в палату смертников. «Тогда, - пишет в своей статье То-Рама, - во мне что-то восстало. . . Я стиснул зубы, и у меня возникла только одна мысль: «Ты должен остаться жить, ты не умрешь, ты не чувствуешь никаких болей» - и все в том же роде. Я повторял себе это бесконечное число раз, пока эта мысль не вошла настолько в мою плоть и кровь, что я окончательно перестал ощущать боль. Не знаю, как это случилось, но произошло невероятное. Врачи покачивали головой. Мое состояние стало со дня на день улучшаться. Так я остался жив только с помощью воли. Спустя два месяца в одном из венских госпиталей мне была сделана небольшая операция без общего наркоза и даже без местного обезболивания, достаточно было одного самовнушения. И когда я вполне оправился, я выработал свою систему победы над самим собой и пошел в этом отношении так далеко, что вообще не испытываю страданий, если не хочу их испытывать».

Все это показывает, что словесным внушением или самовнушением удается избирательно затормаживать те рефлекторные центры головного мозга, которые ведают болевыми ощущениями.

Люди, овладевшие искусством йоги могут по своей воле убыстрять или приостанавливать пищеварительный процесс или деятельность сердца. И знаменитый случай когда йог для чисто научных целей подвергся опасному эксперименту под строгим наблюдением медицинского факультета в Мадрасе. Он проглотил большую дозу соли цианистой кислоты и провел яд нетронутым по пищеводу и его тело не усвоило ни малейшей дозы его. Затем яд был выведен из тела естественным путем.

В заключение хочется сказать, что ничего сверхъестественного во всех экспериментах нет. И хотя современная наука пока не может дать исчерпывающего объяснения этим фактам, будем надеяться, что в скором будущем это произойдет.

Индийские йоги - кто они?
Жанр
Режиссёр

Альмар Серебреников

Автор
сценария
Длительность
Страна
Год

«Индийские йоги - кто они?» - документальный фильм режиссёра Альмара Серебреникова, снятый на Киевской киностудии научно-популярных фильмов «Киевнаучфильм» в 1970 году .

В картине, помимо оригинальных съёмок использованы кадры кинохроники и сюжеты Болгарской студии научно-популярных фильмов и Бомбейской студии документальных фильмов.

Сюжет

Фильм в популярной манере рассказывает об индийской традиционной оздоровительной гимнастике. Авторы напоминают о тысячелетней истории йоги, подчёркивают связь физических упражнений с философией и этикой древнего учения. С неодобрением говорят о людях, использующих полученные знания для организации цирковых выступлений, получающих выгоду от публичного показа своих уникальных способностей.

Съёмки проходят в научных учреждениях и клиниках Советского Союза, Болгарии и Индии. Учёные демонстрируют успехи, достигнутые при использовании лучшего из наследия йогов. Гимнастика, дыхательные упражнения и медитативная практика всё чаще оказываются в арсенале практикующих медиков и используются в борьбе с преждевременным старением, ожирением и многими другими болезнями современного человека.

В фильме задействованы

  • Василий Васильевич Бродов - индолог, доктор философских наук, профессор
  • Георгий Лозанов - доктор, руководитель центра суггестологии в Софии
  • Анатолий Николаевич Зубков - индолог, дипломированный йог высшей квалификации
  • Алексей Исидорович Коломийченко - лауреат Ленинской премии, член-корреспондент Академии наук Украины, профессор
  • Константин Тереньевич Соколов - кандидат биологических наук (Киевский НИИ медицинских проблем физической культуры)
  • Каролис Динейка - практикующий врач в Друскининкайском парке лечебной физкультуры
  • Даргомир Матеев - член-корреспондент Болгарской Академии наук
  • Юрий Сергеевич Николаев - доктор медицинских наук, профессор, руководитель клиники лечебного голодания
  • Леонид Давыдович Гиссен - кандидат медицинских наук (Всесоюзный НИИ физической культуры)
  • Юрий Гурьевич Антамонов - кандидат технических наук (Институт кибернетики АН Украины)
  • Александр Семёнович Ромен - доктор медицинских наук

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Анатолий Зубков , Альмар Серебреников
  • Авторский текст: М. Вепринский
  • Режиссёр-постановщик: Альмар Серебреников
  • Операторы-постановщики: В. Чупринин, Альмар Серебреников
  • Композитор: В. Шевченко
  • Звукооператор: М. Петренко
  • Редактор: В. Гайдай
  • Ассистент режиссёра: Г. Давиденко
  • Консультанты:
доктор философских наук, профессор Василий Бродов доктор медицинских наук, профессор И. Муравов доктор медицинских наук, профессор Ю. Николаев
  • Директор: Л. Шершер
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то