Раскраски филимоновской игрушки для детей. Филимоновская игрушка. План - конспект НОД по нетрадиционному рисованию

Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло - гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.

Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита , так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX-XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

Виды и рисунки детских филимоновских игрушек

В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:

Более поздними филимоновскими игрушками считаются:

  1. Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
  2. Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
  3. Солдат с куркой или с конем - это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
  4. Образ Чаепития, посвященный самовароварению.

Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.

Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)















Значение узоров или орнаментов

Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики . Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:

  1. Треугольник изображает землю.
  2. Елочки - живую растительность.
  3. Зигзаг - это вода.

Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

Цвета - это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл , а именно:

  1. Красный - символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
  2. Зеленый - возобновление самой жизни.
  3. Желтый - цвет величественного солнца, а также огня.

Характерная особенность филимоновской росписи - это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

Этапы создания филимоновской игрушки

По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину - синика, которую нашли в Филимоново.

Занятия по филимоновской росписи в детском садике

Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

  1. Плакат с расписанными элементами росписи
  2. Несколько глиняных свистулек
  3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
  4. Палочки ватные либо кисточки
  5. Гуашь или цветные карандаши
  6. Палитра
  7. Емкость для мытья кисточек
  8. Салфетки

Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему - изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.

Лилия Холдарова

ГБОУ СОШ №41 ДСП №3

План - конспект НОД по нетрадиционному рисованию

для второй младшей группы

«Роспись филимоновской лошадки »

Подготовила воспитатель :

Холдарова Л. М.

Москва – 2014 год

Цели и задачи :

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине и труду народных мастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Научить расписывать силуэт-шаблон лошадки филимоновской росписью , используя элементы росписи . Закрепить навыки рисования элементов филимоновской росписи (полоски, точки, кружки, линии) с помощью ватных палочек. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

Материалы :

Шаблоны-силуэты лошадок , ватные палочки, гуашевые краски двух цветов (зеленый, красный, палитра, баночка для воды, салфетки. Иллюстрации и фигурки филимоновских игрушек , плакат с элементами росписи .

Ход занятия:

(ребята сидят полукругом на ковре)

Ребята, присаживайтесь поудобнее. Расскажу я вам историю про лошадку . Жил был мастер, и слепил он из глины красивую лошадь и решил он расписать ее. Но красок у него было всего три цвета желтая, зеленая и красная. Мастер взял эти краски и расписал свою лошадку и она получилась очень яркая и красивая, вся в полосках, впереди круглое солнышко с лучиками. И назвал он эту роспись филимоновской . (показываю фигурку лошадки )

На скаку играя гривой,

Скачет быстро он, красиво.

Не догонишь, не догонишь,

Ишь, как скачет : И-го-го!

(Вдруг под музыку забегает лошадка , делает два круга, как будто он что-то ищет. Останавливается и видит перед собой ребяток и спрашивает :)

ЛОШАДЬ : Ребята, вы моих друзей не видели? Я просто очень быстро скакала и друзей своих потеряла.

ВОСП : Нет, мы не видели, но мы с ребятами можем помочь их отыскать! Поможем, ребята? Милая лошадка , расскажи нам, какие они?

ЛОШАДЬ : Они похожи на меня. Все в полосках разноцветных. На спине грива, на копытцах узоры.

ВОСП : Подожди, лошадка , вот посмотри, у нас есть иллюстрации и фигурки лошадок , не они ли это?

ЛОШАДЬ : Да, на меня похожи. И полоски есть разноцветные и лучики и солнышки и точечки. Это они!

ВОСП : Ну, тогда, мы тебе поможем с ребятами отыскать твоих друзей! Вставайте, ребята, мы отправляемся на поиски! (звучит музыка)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре, пять

Зашагали мы опять.

Вот выходим мы на луг,

Я твой друг и ты мой друг!

К солнцу дружно потянулись

Обнялись и улыбнулись!

ВОСП : А теперь, присаживаемся за столы. Давайте, ребята, мы нашей лошадке нарисуем его друзей – лошадок . Распишем их филимоновской росписью .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ : (показ воспитателя на своем шаблоне)

У всех на столах есть силуэты лошадок их нужно расписать как нашу лошадку .

В самом начале используют красный цвет. Роспись ведется по контуру желтого.

Затем, берут зеленый цвет. Роспись ведут между красными линиями. А теперь давайте попробуем вместе.

(Ребята приступают к работе, воспитатель помогает и контролирует ход работы, звучит спокойная музыка)

ВОСП : Наша работа закончена, сделаем выставку из наших лошадок . (ребята по одному выносят свою лошадку и закрепляют магнитом на доску).

ЛОШАДЬ : Какие похожие на меня и красивые получились мои друзья.

ВОСП : Мы тебе их дарим. Не теряйся больше от своих друзей.

ЛОШАДЬ : Спасибо вам большое, ребята! Ну а теперь мне пора. До свидания! (под музыку лошадка уходит с собой забирает расписных лошадок ).

Дети прощаются с лошадкой .

Уборка рабочих мест.

ПРИЛОЖЕНИЕ (Этапы росписи филимоновской игрушки , демонстрационный материал)





13 июня 2014, 00:04

Филимо́новская игру́шка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет.

Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда.

Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.

У каждой игрушки - свое значение. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.
Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать.

Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

"Курочка с петухом"

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие».

"Медведица с зеркалом"

"Признание"

"Солдат с курицей"

Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц.

Современные мастера филимоновской игрушки черпают вдохновение не только в реальном животном мире, но и в мифическом - так, например, есть игрушки-Дракончики. Изготовлены они были к Году Дракона.

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине 19 века, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Позже мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

На первом этапе росписи игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи.

На втором этапе используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью, потому что линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

На третьем этапе накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка. Роспись ведётся между красными линиями.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму, поэтому производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц, которые не бросали своего ремесла. Например, потомственная мастерица Марченкова Мария Николаевна, дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Карповой. Мария Николаевна с детства познала секреты лепки и росписи, помогая матери во всех процессах создания игрушки.

Немного работ Марии Николаевны Марченковой:

"Лиса с курицей"

"Медведь с зеркалом"

Лукьянова Евдокия Ильинична со своими работами.

Картина Журова Е.П "Филионовские мастерицы" (1996 год). На картине - Евдокимова Елена Кузьиминична и Лукьянова Евдокия Ильинична.

Работа Лукьяновой Е.И "Наседка"

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

Николай Васьевич Денисов с 1984 более семи лет за счет своих средств занимался возрождением на Одоевской земле древней Филимоновской народной игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил молодых людей, так же, как и он, влюбленных в игрушку. Старейшему ремеслу Николай Васильевич Денисов даже посвящал стихи:

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Автор статей по народному искусству На протяжении" многих лет организовывал персональные художественные выставки в поселке и проводит встречи с учащимися школ поселка и района как художник – живописец, игрушечник и поэт. В 2012 году в доме художника была открыта мастерская-музей. На фото выше - кадры из музея-мастерской.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна. Многие мастера продолжают фактически семейное дело - например, Гончарова Анна Вячеславовна.

Потомственная мастерица в пятом поколении по женской линии, праправнучка известной филимоновской мастерицы Авдотьи Григорьевны Дербеневой (Горюнова) (1881-1959), правнучка мастерицы Антонины Ильиничны Карповой (Дербенева)(1910-1983), внучка Марии Николаевны Марченковой (Карпова) (1933 г.р.), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченкова) (1961 г.р.). С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой, Орлова Елена Алексеевна, ради возрождения промысла переехала в 1984 году в Одоев.

Работа Орловой Е.А "Павлин"

Мастер Кехаиди Константин Николаевич переехал в Одоев в 1987 году. С 1987 года по настоящее время преподает изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств. Обучает детей лепке и гончарному искусству.


С 1997 года – организатор ежегодного фестиваля народного творчества «Поляна». (на фото выше мастер за работой). Интересно, что и жена, и сын Кехаиди занимаются филимоновскими игрушками. Ниже - пара работ Константина Кехаиди.

Елена Кехаиди лепит заготовку игрушки из глины.

Современные филимоновские мастера, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.

"Чаепитие"

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории промысла, а так же изделия других центров народного творчества.

Вообще все ремесло переехало из деревни Филимоново в Одоев. А в Филимоново дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали старейшую игрушку.

Экспозиция в музее.

"Собака кормит петуха"

"Дерево жизни"

"Парочка на кресле с собакой"

"Всадник на козле"

Тарелка настенная

"Карусель большая"

"Лягушка"

"Дама с самоваром"

Надеюсь, что не утомила!)

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.


Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от , все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото


Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?
Карточки.
слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.



Воспитательная: воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

Обучающая: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи.

Развивающая: научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

1. Закрепить знания и приемы лепки филимоновской игрушки.
2. Научить правильно, передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;
3. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.
4. Научить совместной работе в коллективе, взаимопомощи.

Оборудование

а) для педагогов: образцы изделий, набор шаблонов, выставка детских работ, пособие по росписи и лепки филимоновской игрушки, схема анализа символики, вспомогательный материал для показа работ.
б) для воспитанников: краски, кисти, перышко, банка с водой, тетрадь или альбом, тряпка, палитра.

Ход занятия

1. Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Определение команд. Конкурс ”Название команды”.
4. Повторение пройденного материала.
5. Конкурс “Образы глиняной игрушки”.
6. Конкурс “Техника лепки филимоновской игрушки”.
7. Объяснение нового материала: “Приемы и особенности филимоновской игрушки”
8. Конкурс “Значение старинной символики”.
9. Конкурс “Магический узор”. Практическая работа по росписи.
10. Конкурс “Аукцион сюжетов”.
11. Подведение итогов.
12. Обобщение пройденного материала на занятии.
13. Задание на дом

Методические приемы

1. Беседа по пройденному материалу.
2. Демонстрация образцов и иллюстраций.
3. Рассказ учителя.
4. Постановка проблемы и поиск решения.
5. Объяснение, пояснение, индивидуальная работа.
6. Игровые моменты (конкурсы, викторина).
7. Самоанализ, выявление недостатков.
8. Метод поощрения (объявление команды победителя, отбор лучших работ).

1 Оргмомент

2 Сообщение темы

Учитель. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем продолжать говорить о филимоновской игрушке и промысле. Наше занятие называется “Филимоновская игрушка: образы, сюжеты, роспись”. Сегодня наше занятие пройдет в виде конкурса. Оценивать выполнение ваших заданий будет компетентное жюри (представление жюри – приглашенные на занятие учителя).

3 Конкурс “Определение команд”

Учитель. Вы разделитесь на две команды. Каждой команде необходимо выбрать капитана и определить название. А название нужно сложить из букв, которые находятся в конвертах. Итак, наш веселый конкурс объявляется открытым (ребятам даются на выбор конверты, 3 минуты на составление из букв названий команд, справившиеся с заданием поднимают руку.). Теперь у нас образовались команды с названиями “Малинка”, ”Лимонка”.

4 Повторение пройденного материала

Учитель. Сейчас мы послушаем краткую справку о возникновении промысла Филимонова (рассказ учащегося).

Учащийся. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Учитель : Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

5 Конкурс “Образы глиняной игрушки” (коллективный).

Учитель. Сейчас каждая команда возьмет по карточке (рисунок 1), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).

1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.(Жюри оценивает конкурс.)

Учитель. Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

6 Конкурс “ Техника лепки филимоновкой игрушки” (коллективная)

Учитель . Каждая команда получает лист с заданием. В течение нескольких минут надо написать и объяснить последовательность лепки (женской фигуры). Потом по схеме (рисунок 2) проверим правильность работы учащегося.

1-ая команды. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры. Лепится игрушка в такой последовательности:

  1. Скатаем между ладонями шар, наденем его на указательный палец (открываем на планшете первый пункт и проверяем).
  2. Затем шар вытягиваем и начинаем расширять углубление, сделанное указательным пальцем.
  3. Сплющивая между большим и указательными пальцами стенки юбки – колокола, постепенно добиваемся того, чтобы толщина их у края была примерно 5-6 мм.
  4. Теперь заготовку ставим на дощечку и приступаем к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах.
  5. Вслед за этим намечаем головной убор и приступаем к лепке рук. Их “вытягивают” из кома глины, находящегося в средней части фигуры.
  6. На следующей стадии лепки поле шляпки слегка прижимаем с двух сторон, а сверху прикрепляем так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпки.
  7. (Такие шляпки, тулья которых едва прикрывали пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.).

  8. Теперь на некоторое время фигурку “барынь” отставляем в сторону и принимаемся лепить птичку или “курицу” (как называли мастера).
  9. Когда слепили “курицу”, закрепляем в руках барыни и хорошо разглаживаем.

2 -ая команда (объясняет технику лепки животного, рисунок 3). (Жюри, оценивает конкурс).

7 Объяснение нового материала.

Учитель. Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным (рисунок 4)

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии (рисунок 5).

8 Конкурс “Значение стариной символики

Давайте вспомним древние символы. Каждой команде предлагается по одной карточке, где перепутаны символы. Надо найти ошибки и исправить. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. Каждая команда объясняет ошибки.

Ученик 1-ой команды. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. (Изображение солнце на карточке под номерами 1,3,5, на карточке под номером 2 изображена земля, под номером 4 – вода.)

Ученик 2-ой. команды. Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями. (Изображение воды на карточке под номером 1,4,5) На карточке под номером 2 изображены побеги, засеянные в землю. Под номером 3 – засеянное поле (рисунок 6).

Учитель . Правильно. Молодцы, все хорошо справились с заданием. Мы вспомнили символы, которые нам пригодятся в дальнейшей работе над росписью. В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи (показ образцов) Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

9 Конкурс “магический узор” (индивидуальный)

Практическое задание на роспись (рисунок 7, 8).

Учитель. Возьмем по игрушке, слепленной на предыдущем уроке, и попытаемся, как филимоновские мастера, раскрасить игрушку куриным перышком. Смотрим на плакат с элементами росписи (схема 4–5) и на иллюстрации игрушки. Роспись будет строиться по традиционной схеме (показ росписи на шаблоне). Дети украшают силуэт филимоновской барышни по своему усмотрению: можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать наряд. Каждая команда выставляет свои работы для оценки жюри и рассказывает о своем образе. Лучшие работы отбираются в методический фонд.

10 Конкурс “Аукцион сюжетов” (коллективный)

Каждая команда по очереди называет сюжет филимоновской игрушки. Кто назвал больше, тот выигрывает.

Ученик 1-ой команды. Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень.

Ученик 2-ой команды. Солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей, барышня.

11 Подведение итогов

Жюри подводит итоги конкурса и награждает победителя (грамотой лучшего мастера).

12 Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел филимоновской игрушки?
  2. Почему игрушка называется филимоновской?
  3. Особенности филимоновской игрушки?
  4. Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
  5. Как ласково филимоновцы называют свои цвета?
  6. Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
  7. Ход росписи в филимоновской игрушке.

Учитель . Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались.

Сегодня на занятии мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно- прикладное искусство, понять смысл филимоновских узоров и орнаментов. Научились правильно расписывать филимоновскую игрушку и самостоятельно оценивать свою и чужую работы, анализировать ошибки и достижения.

13 Задание на дом

Дома в альбоме разработать узор для филимоновского всадника.

Литература

  1. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М.: “Детская литература” ,1977.
  2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.
  3. Федотов
  4. Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: “Мол. Гвардия”, 1990.
  5. Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О.Яковлева.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то