Кинезиология в домашних условиях упражнения. Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей. Что такое кинезиология

Краткое описание:

Психокоррекционные упражнения, которые используются кинезиологами при проведении кинезиологических коррекций из книги "Кинезиологическая гимнастика против стрессов" (Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.).

Ниже представлен раздел из книги "Кинезиологическая гимнастика против стрессов", в котором описываются отдельные психокоррекционные упражнения. Они используются кинезиологами при проведении кинезиологических коррекций. Кинезиолог согласовывает принятие этих упражнений с психикой своего клиента, поэтому их применение в процессе кинезиологического сеанса намного эффективнее, чем в обычных условиях. Но это не мешает использовать их для самокоррекции или для неспецифической коррекции.

Если приведённый материал по кинезиологическим упражнениям покажется вам малость занудным, то не надо обижаться. Развлекательных и популярных страниц на тему кинезиологии в Интернете уже полным-полно, а вот более строгое учебно-методическое описание - пожалуй, одно...

Для развлечения же на этом сайте тоже достаточно страниц, покликайте!))

Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

© Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П.

Раздел 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Назначение психофизиологических коррекционных упражнений

Представленные в данной работе психофизиологические коррекционные упражнения предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости как детей, так и взрослых. Многие наши способности в процессе обучения не раскрываются полностью. Эти способности есть у нас на самом деле, но они как бы «за­блокированы», закрыты. Предлагаемые психофизиологические упражнения способствуют раскрытию заблокированных способностей в сфере зрительного, слухового и кинестетического восприятия информации при обучении, способствуют снятию стрессов в процессе обучения. Благотворное действие психофизиологических упражнений на организм не подвергается сомнениям со стороны ученых и никем не отрицается. Доказательства благотворного действия психофизиологических упражнений на умственные способности были получены как зарубежными специалистами, так и отечественными учеными (см., например, работы В.Ф. Базарного 1995–1996 гг.). Убедились в полезном действии предлагаемых упражнений на самочувствие и авторы настоящей работы в совместных исследованиях с сотрудниками и дипломниками кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета.

Упражнения отобраны нами из системы целостного оздоровления и балансировки организма – кинезиологии (см.: Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996).

1.2. Проблема школьных стрессов и их преодоления

В последнее время после проведения целого ряда исследований по изучению состояния здоровья школьников, выявивших явное неблагополучие в этой области, все больше специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования.

Этот подход был положен в основу разработанной В.Ф. Сазоновым (1996) «Комп­лекс­ной программы оздоровления учащихся общеобразовательной школы № 53 г. Рязани «Поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами». Некоторые положения из этой работы приводятся ниже.

Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Подчеркнем лишь некоторые из них.

Первое.

Дети и подростки – наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может стать ухудшение здоровья.

Второе.

Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность должны нести родители и школа.

И, наконец, третье.

Становится общепризнанным фактом, что современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки . Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою деятельность, ни той психической устойчивости, которая складывается в старшем возрасте.

– это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека в процессе деятельности. (Можем добавить к этому, что повышение ответственности за результаты своей деятельности также резко увеличивает психическую нагрузку. Не потому ли перегруженные школьники выбирают путь безответственности и беспечности? Может быть, они просто интуитивно уберегают себя от перегрузок? – В. С.)

В современной школе психические нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков. В программе «Поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами» (Сазонов В.Ф., 1996) дается следующее определение психической перегрузки:

Психическая перегрузка это действие превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека психической нагрузки, при которой включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается состояние стресса.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Даже профессиональные дефектологи испытывают дефицит методических приемов для работы с детьми и подростками, находящимися в состоянии психоэмоционального стресса. Однако сама жизнь заставляет школьных учителей считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала. В статье «Психотерапия в валеологическом аспекте» В.В. Ендолов и В.Ф. Сазонов (1999) выдвинули положение о том, что в школах давно ведется психотерапевтическая по своей сути работа под названием педагогической или психологической коррекции. Пора подключать к этой работе психофизиологические методы коррекции психоэмоционального состояния учащихся.

1.3. Психофизиологические упражнения

для снятия школьных стрессов

Разработка методов и средств саморегуляции психоэмоционального состояния в целях профилактики стресса открывает большие возможности в предотвращении широкого спектра стрессовых состояний, не устранимых путем только реорганизации объективных условий труда, и является предметом собственно психопрофилактической работы (Леонова А.Б., Кузнецова А.С., 1993). Давно назрела необходимость вооружить школьных учителей методами профилактики и снятия психоэмоциональных стрессов. С помощью таких методов учителя смогут поддерживать оптимальное эмоциональное состояние и психическое равновесие у школьников в процессе обучения.

На кафедре анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета под руководством заведующего кафедрой профессора В.В. Ендолова сотрудниками кафедры В.Ф. Сазоновым, М.С. Муравьевой, Т.В. Селивановой и сотрудниками Психофизиологического центра Л.П. Кирилловой и О.П. Мосуновым разрабатываются методы психофизиологических коррекций для снятия психоэмоциональных стрессов у школьников. Методы были апробированы в ряде школ г. Рязани и доказали свою эффективность (см.: Ендолов В.В., Сазонов В.Ф., 1994; Ендолов В.В. и др., 1995; Сазонов В.Ф. и др., 1995; Сазонов В.Ф. и др., 1998; Психофизиологические основы…, 2000; Психофизиология процесса обучения, 2000; Сазонов В.Ф. и др., 2000). Психофизиологические коррекции обязательно включаются нами в программы развивающих занятий с одаренными детьми и с детьми, испытывающими трудности в обучении (см.: Психофизиологические основы…, 2000; Психофизиология процесса обучения, 2000; Сазонов В.Ф. и др., 2000).

Психофизиологические коррекции предназначены для улучшения эмоционального состояния и снятия психологического напряжения в игровой форме.Сотрудники Психофизиологического центра и кафедры физиологии РГПУ проводят их со всеми желающими как индивидуально, так и в группах. Эти коррекции рекомендуются для учеников, для их родителей и для учителей. Психофизиологические коррекции не связаны с принудительным изменением поведения, их нельзя считать «программированием» или «кодированием» на подсознательном уровне. При проведении коррекций не применяется гипноз или внушение, не используется внешнее «биоэнер­ге­тическое» или «экстрасенсорное» воздействие. Действие предлагаемых коррекций основано на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечного движения с психикой. Эти явления были обоснованы еще в классических трудах И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова, К.С. Станиславского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, а также в работах отечественных и зарубежных специалистов по практическому снятию стрессов.

Предлагаемые ниже психофизиологические упражнения отобраны из целого комплекса приемов, применяемых в таком своеобразном направлении оздоровления, как кинезиология (см.: La Tourelle M., Courtenay A. , 1992; Единый мозг, 1992; Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996 и др.). Подобные упражнения используются уже много лет кинезиологами разных стран для улучшения состояния школьников, в частности, в одном из направлений кинезиологии – образовательной кинезиологии (Brain Gym Handbook , 1989; La Tourelle M., Courtenay A. , 1992; Деннисон П.И., Деннисон Г.И., 1998). Согласно результатам исследований, проведенных сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета, а также под их руководством, данные упражнения способствуют улучшению памяти (слуховой кратковременной, долговременной и моторной), снижению утомляемости и облегчают переключение с одного вида деятельности на другой. Удивительно, но эти упражнения также поддерживают и усиливают у школьников позитивное восприятие мира и самого себя. Хорошие результаты дает применение этих упражнений в коррекционных классах.

Описание упражнений составлено на русском языке специально для данной работы таким образом, чтобы упражнения легко можно было выполнить самостоятельно или провести со школьниками, руководствуясь одним лишь данным описанием.

Мы рекомендуем описанные нами упражнения для проведения их учителями во время уроков в самых разных классах. Эти упражнения не заменяют тренировочных упражнений спортивной или физкультурной направленности, они дополняют их. Психофизиологические упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения не только со школьников, но и с самого учителя. Последнее обстоятельство представляется нам особенно ценным: а именно то, что учитель при проведении этих упражнений во время урока сам получает эмоциональную разрядку и улучшает свое самочувствие. Предлагаемые упражнения расширяют возможности официальных школьных 5-минутных «физкультминуток», которые обязательно должны проводиться во время уроков со школьниками с 1-го по 8-й класс включительно согласно санитарным правилам и нормам для общеобразовательных учреждений. Они хорошо дополняют те варианты упражнений, которые рекомендованы в санитарных правилах. Но особенно мы рекомендуем проведение данных упражнений для классов с повышенной психоэмоциональной и учебной нагрузкой. В частности, эти упражнения хороши для гимназических классов и для классов коррекционно-развивающего обучения, а также для старшеклассников в период особенно напряженной учебы в конце четверти и года, перед экзаменами и в период сдачи экзаменов.

Упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом по усмотрению учителя. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для учащихся, посещающих школу, нет.

1.4. ОПИСАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

(«Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»)

Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.

Выполнение:

1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «∞» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры « » как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.

5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки визуально-мануальной координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

7. Упражнение «Перекрестно-параллельная ходьба на месте»

Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

Выполнение:

1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .

2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .

3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Полезным дополнением к описанному упражнению будет следующее: при выполнении перекрестных движений коленно-ладонные соприкосновения постепенно переходят в коленно-локтевые. Такое коленно-локтевое перекрестное движение называется по-английски «кросс-кролл». Его очень широко применяют в образовательной кинезиологии (см.: Деннисон П.И., Деннисон Г.И., 1998).

© Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П., 2000.

частенько спрашивают в Клубе, а я так и не вижу, чтобы кто-то их разместил...

Упражнения образовательной кинезиологии

Самой природой человек задуман как существо гармоничное. Гармония основана на трех началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства), тело. В идеале между ними должны быть прочные связи, и каждый элемент системы должен вносить свой равноценный вклад в решение любой жизненной ситуации. Но, к сожалению, болезни, стрессы и недостаточное понимание важности взаимодействия всех этих трех начал приводят к сложностям различного рода. Вспомним, как у детей любая неудача в школе или выполнение домашнего задания приводит к стрессу. Вследствие этого возникает следующая реакция - отказ от учебы, частые эмоциональные вспышки, желание убежать. Соответственно, связь между мышлением и эмоциями и мышлением и телом пропадает.

Эмоции в этот момент преобладают самые мрачные: стыд, злость на себя и окружающих, отчаяние.

То же самое наблюдается у человека, снижающего вес. Пройдя базовый тренинг нормализации пищевого поведения, получив определенные знания и первые навыки, он самостоятельно пытается продолжить путь к своей стройности. На этом пути могут встречаться «ступеньки», болезни, снижение мотивации, уныние. Умелое управление возможностями взаимодействия своего интеллекта, эмоций и тела при помощи комплекса упражнений образовательной кинезиологии (метод Пола Деннисона) поможет сделать процесс снижения веса КАЧЕСТВЕННО лучше.

Упражнения образовательной кинезиологии для быстрого формирования рефлекторного механизма, необходимого для достижения стройности, антистрессовой поддержки организма в процессе снижения веса.

Выполняя их утром, вы настраиваете свой организм на лучшее усвоение всех навыков формирования нового пищевого поведения, а также на защиту от хронических стрессов.

  • Комплекс упражнений:
  • "Вода".
  • "Кнопки мозга".
  • "Перекрестный шаг".
  • "Крюки".

Они выполняются именно в такой последовательности. Требуя небольших затрат времени на выполнение (от 3 минут), они способствуют совладанию с 4 основными негативными последствиями стресса.

Вода

Минерализованная вода - отличный проводник электричества. Известно, что около 70% тела человека состоит из воды. Скорость и качество электрохимических реакций, составляющих основу деятельности мозга и нервной системы в целом, зависят также от концентрации содержащихся в водном растворе клеток катионов натрия, калия и других ионов. Подобно тому, как дождь падает на землю, вода лучше всего "впитывается" телом, если попадает в него регулярно и небольшими порциями.

Воздействия стрессоров разного рода на организм снижают количество воды в организме и ведут, прежде всего, к обезвоживанию клеток нервной и лимфатической систем.

Вода необходима для правильного функционирования лимфатической системы, от которой зависит клеточное "питание" и выведение шлаков из организма.

Вода в жидкостях, которые поступают в организм во время еды (с супом, соками, молочными продуктами, компотами и др.), не может удовлетворить потребности нервной и лимфатической систем, т.к. направляется на переваривание пищи. Таким образом, питьевую воду следует принимать дополнительно, за 20 минут до еды и через час после еды.

Продукты, которые содержат естественную воду (фрукты, овощи) также помогают обеспечить организм водой. Их очищающее действие помогает абсорбции воды через стенки кишечника.

Термически обработанная пища, также как и кофе (против существующего убеждения о его "стимулирующем воздействии на мышление"), черный чай, лимонад и другие сладкие напитки, ведет к ускоренному обезвоживанию организма из-за наличия в своем химическом составе соответствующих стимуляторов.

Работа с электронной техникой (компьютер, телевизор) также усиливают дегидратацию организма. Традиционный путь обеспечения тела водой - это прием от 25 мл питьевой воды на килограмм веса тела каждый день вне зависимости от приема пищи, особенно при хроническом стрессе.

Человеку трудно "прописать дозу" воды, но при наличии соответствующей информации он сам может определить необходимое ему количество.

  • Вода активизирует мозг для :
  • электрохимически надежного функционирования всей нервной системы;
  • надежного накопления, "оживления" и воспроизведения информации.
  • Формирование любых навыков (в том числе, и нового пищевого поведения) улучшается с приемом воды;
  • воду необходимо принимать перед ответственной работой или во время возможных стрессов. Связь потребления воды с поведением и самочувствием позволяет :
  • улучшить концентрацию внимания, снижает умственное утомление;
  • повысить активность и двигательные способности;
  • улучшить умственную и физическую координацию, снимая многие трудности, которые относятся к нейрофизиологическому функционированию;
  • снизить негативные следствия стресса, улучшая качество коммуникации и других социальных навыков.

Поднести плачущему стакан воды для утешения - старый, как мир, прием.

Кнопки мозга

Выполняется стоя или сидя.

  • 1. Ноги стоят удобно, параллельно друг другу. Если вы стоите, то колени расслаблены. Одна рука кладется на пупок, а другой рукой нужно легко массировать кругообразными движениями по- и против часовой стрелки так называемые "Кнопки мозга" - углубления в зоне под ключицами ("подключичных впадинах"), слева и справа от грудины, таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний на другой. Рука на пупке просто спокойно лежит. Она позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.
  • 2. Меняем руки и повторяем упражнение.

    Внимание! Стимулируйте" Кнопки мозга" на протяжении 20-30 секунд или до тех пор, пока не исчезнет избыточное психологическое напряжение. Дышим в обычном темпе.

    "Кнопки мозга" в начале выполнения могут быть болезненными, через несколько дней или неделю это ощущение исчезает. Порой одно лишь прикосновение к этим точкам стимулирует их.

    Важно менять руки, чтобы активизировать оба полушария.

    Массируйте точки по левую и правую сторону от грудины, а к пупку лишь прикасайтесь. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации. А массаж точек под ключицей стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. При выполнении этого упражнения детям говорят, что "мозг просыпается".

    Варианты упражнения:

    Включите в процесс выполнения упражнения прослеживание глазами по горизонтали (например, проследите за горизонтальной линией пола или потолка).

    Это упражнение активизирует мозг для:
    • того, чтобы передавать информацию от правого полушария к левой половине тела и обратно;
    • получения большего объема кислорода за счет ускорения тока крови;
    • стимуляции каротидных артерий, чтобы увеличить поток крови к мозгу.
    Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:
    • письмо, работу с техникой, просмотр телевизора;
    • баланс левой и правой сторон тела;
    • уровень энергии в организме;
    • одновременной работы глаз (снижение визуального стресса);
    • расслабление плеч и мышц шеи.

История движения

"Кнопки мозга" расположены вблизи артерий, снабжающих кровью головной мозг. Стимуляция этих зон способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг. Мозг, хотя и составляет 1/50 часть веса тела, использует 1/5 часть всего кислорода, поступающего в тело. Когда человек кладет руку на пупок, он переформировывает связи, влияющие на центр гравитации тела, балансирует сигналы, идущие в полукружные каналы уха (центры равновесия в среднем ухе) и исходящие от них.

Учебные трудности, связанные с неправильным направлением информации, как известно из прикладной кинесиологии, могут иметь причиной зрительное невовлечение. "Кнопки Мозга" формируют кинестетическую базу для зрительных навыков и для развития способности человека пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.

Перекрестные шаги

Выполняется стоя или сидя.

Перекрестные шаги – это перекрестно – латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем поднимающегося навстречу левого колена, а затем наоборот, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий. Они способствуют сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Перекрестные Шаги выполняются медленно. В этом случае упражнение вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Это упражнение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли.

Это идеальное "разогревающее" упражнение для последующего развития всех навыков, требующих пересечения срединной латеральной линии тела.

Для активизации кинестетических ощущений важно поочередно дотрагиваться ладонями до противоположных колен, движущихся навстречу рукам.

Выполняя это упражнение, почувствуйте, как "работают" мышцы живота. Если этого ощущения нет, значит, упражнение выполняется неправильно: либо слишком низко наклоняете локоть, либо слишком высоко поднимаете колено. "Встреча" должна происходить посередине. Продолжительность выполнения – по ощущению.

Варианты упражнения:

Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.

Прикасайтесь руками к противоположным ногам в разных направлениях.

Прикасайтесь руками к ступням" противоположных" ног за спиной.

Делайте перекрестный шаг медленно - противоположные руку и ногу ведите навстречу друг другу до полного соединения.

Для улучшения навыков равновесия делайте перекрестные шаги с закрытыми глазами или представляя, что вы плаваете.

Выполнение этих упражнений активизирует мозг для:

  • улучшения пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;
  • улучшения движения глаз слева направо;
  • улучшения бинокулярного зрения. Упражнение улучшает следующие учебные навыки:
  • слушание и восприятие;
  • чтение и понимание;
  • творческие виды деятельности. Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:
  • координацию движений левой и правой сторон тела;
  • укрепляет дыхание и повышает жизненные силы;
  • развивает координацию и осознание пространства;
  • улучшает слух и зрение.

История движения

В процессе роста тела человека это движение естественно связывает работу его противоположных сторон во время ползания, ходьбы, бега. В течение последнего столетия ползание использовалось человеком как нейрологическая схема для максимального повышения возможностей учения. Эксперты пришли к выводу о том, что перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга.

Крюки

В упражнении" Крюки" как бы замыкается цепь энергетических процессов в теле и, таким образом, активизируется и концентрируется внимание, преодолевается дезорганизация и инфантильное состояние сознания - состояние "жертвы". Мозг и тело избавляются от избыточного напряжения, как только энергия начинает циркулировать через зоны, блокированные под влиянием чрезмерно сокращенных мышц.

В этом упражнении поза тела - "скрученные" руки и перекрещенные ноги, способствует свободному течению энергии по телу (часть 1). Прикосновение кончиков пальцев друг к другу балансирует и объединяет работу обоих полушарий, что создает прекрасные условия для осуществления планирования, целеполагания, процесса выбора и т.п. (часть 2).

Поза "Крюков" способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Часть 1:

Сядьте удобно, отбросив вес тела на спинку стула и положив левую лодыжку поверх правой. Кисти рук разверните ладонями в стороны (тыльной стороной друг к другу; "заведите" их в центре друг за друга, чтобы соприкоснулись ладони, переплетите пальцы в замок и удобно выверните его снизу вверх на уровне груди, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами при вдохе и расслабьте его при выдохе; глаза закатываются вверх. Дышите глубоко: вдох на 2 счета, выдох - на 4, пауза - на 2 счета. Можно закрыть глаза.

Посидите в этой позе в течение минуты, расслабившись и устанавливая определенный ритм дыхания.

Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестный Шаг. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Часть 2

Разомкните ноги, расплетите руки. Прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук друг к другу, "бросив" их вниз между ног. Продолжайте дышать глубоко на протяжении еще одной минуты, но измените ритм дыхания: вдох - на 4 счета, задержка - на 2 счета, выдох - на 2 счета. В это время оптимально думать о планах, ставить цель или совершать выбор.

Варианты упражнения:

"Крюки" можно делать стоя.

"Крюки Кука"

Часть 1:

Сядьте, положив левую лодыжку на правое колено, правой рукой обхватите левую лодыжку, а левой - середину левой стопы. Дышите глубоко. Посидите в этой позе в течение минуты, затем перейдите ко второй части упражнения, описанной выше.

В первой части упражнения можно обратиться к любому варианту, описанному выше, и выполнить его, положив правую лодыжку поверх левой или на левое колено.

Упражнение активизирует мозг для:

  • эмоциональной центрации;
  • повышения внимания (идет стимуляция ретикулярной формации);
  • свободного перераспределения энергии.

Упражнение улучшает следующие учебные и поведенческие навыки:

  • умение отвечать на вызовы судьбы;
  • работу с клавиатурой;
  • самоконтроль и ощущение границ тела;
  • баланс и координацию движений;
  • ощущение комфорта в окружающей среде (за счет снижения сверхчувствительности);
  • углубляет дыхание.

История движения

"Крюки" способствуют переносу электрической энергии из центров заднего отдела мозга, отвечающих за выживание, в причинно-обусловливающие центры среднего мозга и неокортекса. Это усиливает межполушарную интеграцию, улучшает координацию тонкой моторики и формальное причинно-следственное мышление.

Такой путь интеграции обычно устанавливается в младенчестве в процессе ползания и перекрестного движения. Прикосновение языка к твердому небу рта стимулирует лимбическую систему для обеспечения связи эмоциональных процессов с более точными, причинно-обусловливающими процессами, протекающими в лобных долях мозга.

Избыточная энергия, вследствие воздействия стрессора поступающая в перцептивный участок мозга (правое полушарие и задние отделы), может привести к депрессии, боли, утомлению или гиперактивности. Она перераспределяется в первой части упражнения в позе "восьмерки" в область левого полушария.

Доктор Пол Деннисон обнаружил, что эта поза также может быть использована для ослабления эмоционального стресса и преодоления учебных трудностей.

======================================

Жизнь человека постепенно меняется, а вместе с ней меняются и болезни, которые поражают наш организм. Современные люди все реже занимаются физическим трудом и все чаще проводят рабочий день за компьютером. В результате этого главными причинами заболеваний становятся стрессы и нервное перенапряжение. К тому же от избытка информации страдает мозг, в результате чего человек все чаще жалуется на усталость, не может сосредоточиться, сталкивается с провалами в памяти и отсутствием концентрации внимания.

Можно ли избежать подобных проблем с организмом? Современные физиотерапевты видят лишь один выход, и связан он с новой наукой под названием кинезиология. Что представляет собой эта наука и как она помогает справляться с вышеназванными заболеваниями? Давайте разбираться.

Что такое кинезиология

Кинезиология – это современная наука, которая изучает состояние мышц и четко определяет зоны, которые вызывают дисбаланс физической, энергетической и эмоциональной сферы нашего организма.

Говоря простым языком, кинезиология изучает движения наших чувств и мыслей. Когда человек подвергается стрессу, испытывает страх или испуг, сила мышечных сокращений в некоторых частях тела может меняться, провоцируя так называемые мышечные «зажимы». Они-то и вызывают самые разные заболевания, которые ухудшают как физическое здоровье, так и работу мозга. При этом сам человек может даже не подозревать об истинных причинах своего состояния, но тело будет сигнализировать об имеющихся проблемах различными позами, жестами, например, комом в горле, дрожанием рук и т.д.

Однако не стоит отчаиваться. В данной статье расскажем об универсальной гимнастике, которая позволит убрать мышечные «зажимы», а значит, не только укрепит здоровье, но и благотворно отразится на работе мозга, активизировав основные психические процессы, такие как память и внимание, мышление и сообразительность, восприятие и воображение.

9 упражнений для активации мозга на полную мощность

1. Упражнение «Крюки»

Для успокоения нервной системы, снятия напряжения и восстановления психоэмоционального равновесия просто сядьте на стул, выпрямив спину, а затем скрестите руки и ноги.

Скрещивать их следует особым способом. Лодыжку левой ноги поместите поверх лодыжки правой ноги. Запястье правой руки поместите над запястьем левой, а пальцы сплетите в замок, после чего выверните ладони наизнанку. Застыньте в таком положении на 3–5 минут, держа лицо прямо, глядя вверх и прижав к нёбу кончик языка. Это упражнение можно проводить в сидячем положении, а можно лежа или стоя, как вам будет удобнее.

По утверждению кинезиологов, скрещивая таким способом руки и ноги, человек приводит к активной работе сенсорные и моторные центры двух мозговых полушарий. При этом удается объединить мыслительные процессы, повысить концентрацию внимания и тем самым улучшить обучаемость.

2. Упражнение «Зеркальное рисование»

Это не только чрезвычайно полезный, но и очень интересный элемент, который немало повеселит вас. Сядьте за стол, положите перед собой чистый альбомный лист и два фломастера. Возьмите по фломастеру в каждую руку и начните одновременно рисовать зеркально-симметричные изображения, фигуры и элементы.

Упражняйтесь, не перетруждая себя, пока это приносит вам удовольствие. Со временем, когда работа обоих полушарий будет синхронной, ваши результаты станут лучше, а значит, увеличится общая мозговая активность. К тому же такая интеллектуальная гимнастика прекрасно расслабляет руки и глаза, а заодно, повышает настроение.

Кстати, кинезиотерапевты утверждают, что иногда очень полезно «менять руку». К примеру, мы привычно держим ложку во время еды в одной и той же руке, одной рукой чистим зубы или перелистываем страницы книги. А попробуйте поэкспериментировать, выполняя привычные действия рукой, которой действовать неудобно. Такая практика прекрасно активизирует нетренированные мозговые области и позволяет полушариям лучше контактировать между собой.

3. Упражнение «Ухо-нос»

Это простой, но при этом чрезвычайно эффективный элемент, который понравится и взрослым и детям. Пальцами правой руки схватите себя за нос, а левой – за правое ухо. Затем одновременно отпустите части тела, хлопните в ладоши и поменяйте руки. Выполняйте такое упражнение ежедневно по паре минут, и уже совсем скоро вы сможете выполнять его без особых трудностей. А с новым навыком у вас повысится внимательность, улучшится активность мозга и разовьется память.

4. Упражнение «Кочерга»

В положении «стоя» просто приподнимите одну ногу, выверните стопу подошвой внутрь, после чего восемь раз качните ногой взад-вперед, сгибая ее в колене. Вернитесь к исходному положению и повторите для другой ноги. Вы удивитесь, но такое элементарное упражнение отлично снимает напряжение мышц, прекрасно расслабляя тело и избавляя его от «зажимов».

5. Упражнение «Святоша»

Такой гимнастический элемент идеально подойдет для расслабления тела и мозга посла напряженного трудового дня. При этом можно стоять, сидеть или расположиться полулежа. Соедините кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой руки, будто бы удерживаете шар в руках. Держите кисти на уровне груди. Голову держите прямо, а взгляд устремите вниз. Язык во время упражнение зажмите между зубами. Замрите в такой позе на 2-3 минуты.

Данное упражнение отлично успокаивает, и в то же время активизирует работу мозга, способствуя лучшему запоминанию и повышению внимания.

Читайте также:

6. Упражнение «Лобно-затылочный захват»

В случаях, когда вы сильно волнуетесь, нервничаете или переживаете, к примеру, перед сдачей экзаменов или собеседованием, на помощь придет лобно-затылочный захват. Делается он просто: одну ладонь положите на лоб, а другой надавите на затылок. Постарайтесь расслабиться. Сделайте пару глубоких вдохов и выдохов, а затем мысленно признайтесь себе, чего именно вы боитесь. Оставайтесь в такой позе 1-2 минуты. Вскоре вы ощутите, как напряжение постепенно покидает тело, а взамен оно наполняется спокойствием.

Почему так происходит? Все очень просто! Давление на лоб вызывает приток крови к этой области, а значит и к мозгу. Именно здесь происходит анализ и осознание проблемы, а также принимается решение по выходу из ситуации.

Ближе к затылку располагается область мозга, отвечающая за зрительные образы, которые хранит наша память. Прикладывая руку к затылочной части, мы и там усиливаем кровообращение, стирая из памяти негативные образы и воспоминания. Что же касается глубокого дыхания, то благодаря этому в мозг поступает больше кислорода, а значит, воздух лучше вентилируется и организм скорее покидает негатив.

7. Упражнение «Энергетизатор»

Если вы долгое время провели за компьютером и ваши мышцы затекли, срочно необходима разминка для избавления от мышечных «зажимов». Для этой цели не вставая с кресла, скрестите руки и положите их на стол перед собой. Подбородок при этом постепенно опускайте вниз, прижимая к груди. Почувствуйте расслабление в шее, в плечевом поясе и спине. Задержитесь в конечной точке на 20 секунд, а затем сделайте глубокий вдох и, подняв голову вверх, запрокиньте ее максимально назад, расправив грудную клетку. В этот момент вы также ощутите легкую слабость в спине и груди. Повторите движения еще дважды и переходите к следующему элементу.

В результате выполнения этого упражнения вы разомнете мышцы шеи и плеч, поспособствовав притоку кислорода к этим тканям и активизировав работу вестибулярного аппарата. Вы обязательно почувствуете, это, так как буквально через 10 минут после выполнения упражнения пропадет усталость, а голова «станет работать» заметно лучше.

8. Упражнение «Мозговая кнопка»

А здесь мы расскажем о трех мини-упражнениях, которые будто электрический включатель, активизирует мозговую деятельность.

  • Средним и указательным пальцем левой руки начните массировать точку над губами (посередине), а также под губами (по центру). Правую же руку положите на пупок. Глазами при этом совершайте движения вверх-влево-вниз-вправо, т.е. по кругу. Выполняйте элемент в течение 30 секунд, а затем смените руки и повторите упражнение с вращением глазами в обратную сторону.
  • Указательным и средним пальцем левой руки начните массировать область под нижней губой, а пальцами правой руки одновременно с этим массируйте область копчика. Выполняйте 30 секунд, после чего смените руки и повторите упражнение.
  • Левую ладонь положите на пупок, а правой массируйте область копчика. Чрез полминуты поменяйте положение рук и выполняйте элемент еще 30 секунд.

Тройное упражнение «разбудит» организм, и активизирует его умственную активность. Выполнив все предлагаемые элементы с утра, на протяжении всего дня вы будете более сосредоточены, вам станете легче запоминать информацию. К тому же у вас улучшится координация движений.

Кинезиологические упражнения иногда называют «умными движениями». Они позволяют активизировать работу полушарий, зарядить организм энергией, а младшим школьникам — развить мелкую моторику и самоконтроль. Детям очень нравятся эти упражнения, поскольку они разбавляют порой монотонную учебную деятельность.

1.Глазодвигательные упражнения.
Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
Движения по четырём направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях

Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком

Движение глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох)
«Восьмёрка». Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдохните и откройте глаза

2.Двигательные упражнения.
Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).
Кулак-ребро-ладонь. Положить ладони на стол, затем зажать кулаки, затем поставить ладони ребром на стол, положить ладони на стол. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно.


Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно (8-10 повторений)


Замок. Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движениями языка влево, вправо (8-10 повторений)

Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений


3.Для середины урока:
Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1- 2 минуты. Дыхание произвольное.


Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперёд, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование. Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

4.Для конца урока:

Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кулачки. Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать вдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать выдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.
Свеча. Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Огонь и лёд. По команде «Огонь» интенсивные движения телом, по команде «Лёд» — замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.

Литература:
1.Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия, М.: Планета, 2013.-176 с.
2.Сиротюк А.Л.Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.

Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека.
На основании полученных выводов возникла новая система - Образовательная Кинезиология , направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики - "Гимнастика мозга" . Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Цели кинезиологических занятий:

Развитие межполушарной специализации.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие комиссур (межполушарных связей).
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие речи.
Развитие мышления.
Устранение дислексии и дисграфии.

Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях по кинезеологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

УПРАЖНЕНИЯ

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

1. «Кнопки мозга»

Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: Выполняется стоя.
Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки»

Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно.

Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

3. «Колено – локоть»

Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.


Исходное положение: Стоя.
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Сгибание пятки»

Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.


Исходное положение: Сидя.
Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.
Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

1. Сжатая в кулак ладонь.


2. Положение ладони ребром на плоскости стола.


3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.


Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

6. «Слон»

Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.


Исходное положение: Стоя.
Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.

Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки для глаз»

Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.


Исходное положение: Стоя или сидя.
Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.

8. «Ленивые восьмерки для письма»


Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру;
затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру.
Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем также обеими руками.

9. «Зеркальное рисование»


Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.


Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

10. «Энергетическая зевота»

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.


Исходное положение: Сидя.
Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.

11. «Думающая шляпа»

На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.


Исходное положение: Сидя или стоя.
Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.

Занятие подготовила и провела Тимонина О.А., учитель-логопед, школа №5 г.Щелково

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то