Что говорит федор емельяненко о вере. Федор Емельяненко: «Моя самая большая радость – то, что я православный верующий. Фото1 — Владимир Ештокин

29 октября Федор Емельяненко пришел в МГИМО, чтобы поговорить со студентами о борьбе физической и духовной. Аудитория битком, полтора часа разговора и, естественно, десятки селфи с чемпионом по окончании. О чем говорили? «Фома» публикует самые интересные отрывки беседы.

Представьте себе, что пройдет лет 100-150 и кто-нибудь из наследников наших молодых студентов откроет энциклопедию на букву Е, там будет написано: Емельяненко Федор, дальше тире - что бы Вам хотелось, чтобы после этого было написано? Кем Вы хотите, чтобы Вас вспоминали потомки?

Емельяненко: Если лет через 100, я хотел бы, чтобы меня знали только как православного христианина, в принципе все регалии, все термины, они… не то чтобы не стоят, но… они стоят многого, больших усилий, трудов, но не так это важно в нашей жизни. Я бы хотел, чтобы меня запомнили только как православного христианина.

Как стать чемпионом?

Емельяненко: Чемпионом в любом деле можно стать через большой труд. Конечно, мало одного нашего стремления, одного желания. Я сейчас столкнулся с такой проблемой, что у наших молодых людей есть большое желание, но оно не подкреплено трудолюбием. То есть это желание куда-то улетучивается, когда приходят какие-то нагрузки, приходится преодолевать себя, уставать, где-то перерабатывать. Поэтому нужно полюбить труд, нужно полюбить свое дело и понимать к чему ты идешь. Ставить посильные такие ступеньки для достижения своей цели. Ну и чтобы стать чемпионом – надо тренироваться, слушать внимательно тренера, выполнять его наказы, или преподавателя, старшего советника. Ну и, конечно, самое главное – это включать свою голову.

Возможна ли такая ситуация, при которой Вы бы не стали бороться со своим противником из-за разногласий, например, политических, или для спорта это не важно?

Емельяненко: Наверное, политические разногласия здесь ни при чем. Я никогда не хотел, в принципе, биться с россиянами, с нашими братскими народами – украинцами, белоруссами, сербами… И, был момент, когда могла состояться встреча на ринге с Сергеем Харитоновым, но я, честно сказать, всячески ее избегал. Потому что мы долгое время дружили с Сергеем, он жил, тренировался у меня, и когда возникла возможность нашей встречи я просил менеджера, чтобы нас развели. Так получилось, что мы участвовали в одном турнире, и Сергей не дошел до меня. Я думаю, что спорт вне политики, у нас спорт всегда был объединяющий, несущий сближение. Хотя, читая те же отзывы в интернете, форумы, понимаешь, что сейчас все может перевернуться с ног на голову. Неприятно то, что есть люди, которые стараются разрушить прежние ценности. Вместо какого-то дружеского поединка или матча начинается противостояние каких-то наций, причем с озлоблением – это неправильно.

Вы стали олицетворением силы духа, силы жизненной, силы воли для молодежи, и не только для молодежи. Вот только честно скажите, когда-нибудь охватывала ярость Ваш разум во время боя? И что Вы с этим делали, если такое было?

Ф.Емельяненко: Я думаю, что нужно все-таки удивляться величию духа наших святых мучеников и равняться на них, на людей, которые уже прошли свой жизненный путь и действительно доказали своим подвигом силу духа. Что касается меня, ярости не было, в бою не было, никогда. И я считаю, что человек, который перед боем искусственно разозлил себя, который идет на поединок с какой-то яростью, он только затуманивает свою голову ненужными эмоциями. Я стараюсь выйти на бой с чистой головой, чтобы моему мыслительному процессу ничего не мешало, никакие лишние эмоции.

Какая самая частая мысль, которая к Вам утром приходит, когда Вы глаза открываете? И второй вопрос: просьба рассказать про самый первый в жизни бой в детстве.

Ф.Емельяненко: Вы знаете, это слишком личное, но я стараюсь засыпать и просыпаться с именем Господним. А первое, что я прошу утром, первые слова: Господи, благослови!

А в детстве я дрался много, совсем в детстве, до того, как занялся спортом. Не помню точно, по какому поводу, но не просто так, не ради бравады какой-то. Бывали какие-то конфликты, но не было злобы, не было обид. Мы могли поконфликтовать, пометелить друг друга и позже буквально через полчаса уже идти в обнимку. Но это было в самом раннем детстве. А когда я занялся спортом, у меня, слава Богу, не было конфликтных ситуаций. Разве что немножко пригодились мои знания в армии, но тоже без последствий: в суровом мужском коллективе возникали небольшие конфликты, когда кто-то из моего же призыва пытался установить свои порядки, но они быстро разрешались.

Вы довольны тем, как средства массовой информации освещают спорт?

Ф.Емельяненко: Нет, не доволен. Вы знаете, мне иногда очень обидно становится. Вот наши ребята выступили на Олимпиаде, у кого-то не получилось стать чемпионом, не получилось стать медалистом в силу каких-то обстоятельств, но это лучший представитель нашей страны в этом виде спорта, который поехал защищать честь России, нашего флага. И когда у него что-то не сложилось, тут же начинается если не травля, но крайне неприятные высказывания в его адрес и додумки корреспондентов, которые выдвигают свои мысли, гипотезы, подчас оскорбительные. Они часто не знают жизнь человека, не знают, как спортсмен шел к этому результату, сколько лет понадобилось, чтобы он попал вообще в сборную России, попал на Олимпиаду. Вы знаете, это очень тяжелый труд, очень-очень тяжелый труд, во время которого проливается огромное количество пота, подчас и слез, и крови. Мне кажется, что люди, которые пишут о спорте, сами должны немножко заниматься спортом, переживать какие-то нагрузки. У меня есть тренер голландец, который со мной всегда рядом тренируется, помимо того, что он меня тренирует, он всегда бежит со мной кросс, всегда ускоряется. Он со мной даже в храм ходит, стоит все службы от начала до конца. Я говорю: зачем ты это делаешь? Он говорит: «Я должен чувствовать, что ты чувствуешь». А у нас получается так, что люди, которые не знают, что проживает спортсмен, начинают их критиковать, мягко говоря, говорить неправду.

А еще я бы хотел, чтобы у нас показывали не только результаты наших матчей, спортивных поединков, чемпионатов мира, Европы, где мы выступаем, а больше освещали жизнь спортсмена, отношения в командах, отношения с тренером, отношения с родителями. То есть, показывали больше жизнь. Тогда и люди выберут своих героев. Они будут знать своих героев, они будут видеть, чем живет этот спортсмен. Посмотрите, у нас прошла Олимпиада, а мы больше с тех пор ничего не видели и не слышали о наших олимпийцах. Ну да, позвали, ну да, полгода награждали, видели то в Кремле, то в Министерстве, то еще где-то… и всё, забыли.

Вы с детства знали, что хотите спортом конкретно заниматься и больше ничем, с детства хотели стать чемпионом? Или у Вас все-таки на жизненном пути было распутье, когда Вы знали, что у Вас есть талант, но вы хотели заниматься чем-то другим? И почему Вы выбрали это?

Емельяненко: Вы знаете, в детстве я был настолько неодаренный в плане спорта… Врачи ставили мне бронхиты с астматическими компонентами. Были проблемы со здоровьем. Когда тренер давал нагрузки, у меня появлялась одышка. Я все это очень переживал - до слез. Но знаете, наверное, было еще и упорство, и сильное желание доказать, что я справлюсь…

У нас были действительно талантливые ребята, они прилагали минимум усилий, но выезжали на соревнования, их брали везде, они побеждали. Тренер, добиваясь дисциплины, всегда говорил, что будет ездить на соревнования тот, кто не пропустил ни одной тренировки. Я думал: все, точно я поеду. Но почему-то опять не ехал, оставался дома, а ехали те, кто давал результат. Но постепенно это начало сглаживаться, я стал более ярким, они начали отставать. Я приходил на тренировку раньше всех и после тренировки еще оставался, занимался с железом. У нас была стеклянная стенка между коридором и спортзалом, я в с спортзале, например, жал штангу, а ребята уходили и крутили пальцем у виска: совсем ненормальный! Слава Богу, все постепенно выровнялось.

Результатов до армии особо не было, я боролся где-то на уровне мастера спорта, но мастером я так и не стал. А когда отслужил в армии, вернулся, у меня начал появляться видимый результат. Ребята, которые были в сборной России, говорили: «Откуда ты свалился на нашу голову?», - меня тебя не видели, не слышали, и тут сразу вошел в сборную России по самбо, чуть позже - в сборную по дзюдо.

Что касается учебы, я всегда старался учиться хорошо. Даже выезжая на соревнования, я никогда не отставал, я любил учиться. Я понимал: спорт спортом, но профессия необходима. Я отучился в лицее, получил профессию электромонтера, повышенного пятого разряда, позже поступил в Белгородский государственный университет, закончил его. То есть всегда было понимание, что необходима профессия, неизвестно как все пойдет: мужик, жить дальше надо! Но так сложилось, что мои детские мечты, в принципе, воплотились.

Вы с детства мечтали стать борцом?

Емельяненко: Мечтал, но это были, скажем так, радужные мечты. Тогда показывали фильмы с участием Брюса Ли, Джеки Чана, Шварценеггера. Насмотришься всего этого и бежишь в спортзал скорее. Мне казалось, что как в кино мне тоже ночью приснится мастер и расскажет волшебный секрет успеха. Но ко всему пришлось идти через большой труд. Я понимаю, что в детстве эти мечты были не обоснованные, но постепенно, потихонечку все выправилось и результат пришел.

Вы знаете, меня, наверное, Господь наделил самым главным – это стремлением к победе и все пропускать через свою голову. Я умел среди той информации, которая поступает, выделять самое необходимое. Мне лет 12-13 было, когда один из тренеров сказал, что нужно как губка все впитывать, всю информацию, которую вам дают. Вы молодые, вам надо знать и уметь все. Позже я понял, что брать можно всю информацию, но ее нужно фильтровать, оставлять то, что нужно для роста, а остальное отбрасывать. И еще мой тренер, видя мою работу, видя то, как я тренировался в зале, сказал: Федя, паши, пахота никогда не пройдет даром, все равно, рано или поздно, ты выстрелишь, результат будет. Благодаря этим напутствиями у меня, слава Богу, получилось пройти через многое.

У каждого верующего человека наступал такой момент, когда его впервые сильно потянуло в церковь. Как это было у Вас?

Емельяненко: Вы знаете, я много в своей жизни наделал ошибок, когда был неверующим человеком. Меня всегда трогал вопрос – что дальше после смерти, нашей земной смерти, что за звездами, ну что дальше, что там? Но не было человека рядом в моей семье, в моем окружении, кто бы дал ответы на мои вопросы. Плюс ко всему мне попадались книги неправильные, языческие… Я понимал, что поклоняться тем божествам вместо Творца глупо, но Творца для меня тогда еще не было…

А как-то у нас были соревнования в Нижнем Новгороде, на утро была запланирована поездка в монастырь в Дивеево. И эту поездку организовал протодиакон Андрей, который мне песни записывает для выхода на ринг. И представьте, мы с ребятами выиграли, мы радовались, гуляли всю ночь. На утро у меня голова болит, мне стучат, говорят: «Федя, пора ехать в монастырь», - я говорю: «Какой монастырь, о чем ты? Пусть едут вместо меня другие – мой тренер, мои друзья». Он говорит: «Нет, они не могут поехать, а ты должен по-любому, потому что ради тебя все это организовалось». Я понял, что все, не спрыгнуть. Сейчас я понимаю, что Господь так все устроил… Я сел в автобус, у меня болит голова, я где-то засыпал, просыпался, отец Андрей нам немножко рассказывал о том месте, куда мы едем. Ну я побывал в самом монастыре, мы пошли с экскурсией… И тут я понял, я почувствовал, что Господь здесь. Что Господь есть, во-первых, и что Господь здесь – в Православной Церкви. Я понял, что я жил не так, что мне, оказывается, надо не туда, куда я шел, а совсем в обратную сторону. У меня совесть заработала совершенно по-другому.

И уже выйдя из монастыря, я решил переменить свою жизнь. Знаете, говорят, что когда происходит первая встреча со Христом, Господь берет на руки человека и несет его. Мне стали встречаться верующие люди, мне стали попадаться книги, я узнал, что оказывается надо в храм ходить, как минимум раз в неделю. Когда я пошел на первую службу, для меня это был такой легкий шок… Я вышел, жутко гудели ноги, несмотря на всю мою физическую подготовленность, ломило спину. Но с этого момента я понял, что здесь я должен быть. И первое время, когда я начал ходить в храм, у меня была постоянная борьба с самим собой: нужно идти в храм, но начинаешь искать себе отговорки – тяжело, служба долгая, еще ничего не понимал, что происходит на службе. Но если я не шел в храм, то меня потом жутко мучила совесть. А если я шел, то выходил со спокойной совестью, но дико уставшим с непривычки. Но постепенно все пришло. Как в школе: сначала мы идем в первый класс, изучаем постепенно буквы, дальше все сложнее и сложнее, мы начинаем изучать слова, складывать цифры, потом складывать предложения. Так и здесь мы должны потихонечку, постепенно начинать… Сейчас я очень люблю ходить в церковь, просто не могу без храма. Но это, наверное, только верующий человек поймет…

Когда Вы пришли к Богу, не возникло ли конфликта с тем, что Вы делали, ведь спорт – это противоборство?

Ф.Емельяненко: Мне частенько задают этот вопрос и я тоже задался им, когда в моей жизни произошли изменения. Но я получил у священнослужителей ответ, и сам нашел его, изучая жития наших святых. Когда я выхожу на бой, я представляю страну, я выхожу на бой не с какой-то агрессией, не со злобой, не с ненавистью к своему сопернику, я выхожу на честный поединок.

Что для Вас успех?

Ф.Емельяненко: Наверное, успех – это реализация той работы, на которую я положил долгие годы. Но это не только мой успех – это успех моей жены, которая была всегда рядом, моей команды, конечно, моих тренеров, тех людей, которые меня окружали, поддерживали. Сейчас, честно сказать, я бы ушел в сторону от всего этого успеха. Сегодня моя задача, чтобы у тех ребят, которые рядом со мной, был успех. Вот тогда внутренний успех будет и у меня.

Федор Емельяненко — личность, известная благодаря своим спортивным достижениям и общественной деятельностью. Рассудительный, добрый и отзывчивый человек, открытый для контакта с публикой.

Фёдор Емельяненко имеет 41 бой в проф. карьере, потерпев поражение лишь в 4 из них. Федору заслуженно присвоены ряд государственных наград и званий.

Краткая биография: детство Федора, семья

Фёдор Емельяненко был рождён в сентябре 1976 года в городе Рубежное, находящемся в Луганской области УССР. Фёдор причисляет себя к русскому народу, однако его душа также лежит и к Украине. Через несколько лет семья Емельяненко перебралась в Белгородскую область. Семейство поселилось в небольшом городе Старый Оскол, где спортсмен проживал и ежедневно посещал тренировки даже на пике своей карьеры.

Семья Фёдора никогда не выделялась избыточным финансовым состоянием. Его отец работал сварщиком, а мать — преподавателем в ПТУ. Именно недостаток денег в будущем подтолкнёт Фёдора к участию в профессиональных соревнованиях.

Своё пристрастие к боевым секциям Фёдор проявил в 10 лет , записавшись на секции самбо и дзюдо. Фёдор не выделялся среди сверстников особыми силовыми и техническими параметрами, все его достижение — результат продолжительной и усердной работы с неизменной мотивацией. Спортсмен буквально жил тренировками, попутно приучая к спорту брата Александра.

Федор Емельяненко в детстве: фото

Пристрастие к спорту не мешало Фёдору добиться успехов в учёбе. После школы Емельяненко поступил в ПТУ на электрика, окончил с красным дипломом. Затем жизнь занесла Фёдора в российскую армию, где он не забрасывал занятие любимым делом.

После демобилизации Фёдор заслуженно получил мастера спорта России по самбо и дзюдо. Пристрастие к боевому искусству начало приносить свои плоды.

К сожалению, заработать на жизнь легальными способами спортом в 90-е годы было невозможно, поэтому Фёдор подался в профессиональную карьеру ММА. Первый его контракт был заключен с организацией «Рингс», чемпионом которой Фёдор стал в 2001 году.

В 2003 году Фёдор зачислился в Белгородский государственный университет на факультет ФФКиС, позже окончил аспирантуру этого же факультета. Учеба не мешала его спортивной карьере. После показанных результатов в «Рингс», Фёдор был приглашён в «Прайд», где и продемонстрировал лучшие бои своей текущей спортивной карьеры.

После нескольких поражений в «боях в клетках» Фёдор запланировать завершить свою спортивную карьеру, но последующие победы подняли его боевой дух. Емельяненко занимается любимым делом и по сей день.

Личная жизнь Федора Емельяненко

Фёдор Емельяненко выделяется среди многих своих соотечественников не только выдающимися спортивными достижениями, но и необычной историей своей личной жизни.

Любовная история Фёдора и его первой жены Оксаны начинается ещё со школьных лет, где он и встретился с ней на спортивных сборах. Оксана была пионервожатой в лагере и не могла представить себя в дальнейшем статусе супруги Фёдора.

С тех эту пару связывают искренние чувства, подкреплённые не только словами, но и поступками. Оксана дождалась демобилизации Фёдора и родила ему дочь — Машу. Фёдор в своих интервью никогда не раскрывал подробности личной жизни, разграничивая спортивную карьеру и личную жизнь.

Постоянные разъезды, нестандартный образ жизни, толпы фанатов и постоянные расспросы журналистов повлияли на дальнейшие отношения пары. Фёдор не озвучивал настоящую причину разрыва брака, но в 2006 году пара распадается. Фёдор ушёл к другой женщине, Марине . Никто не знает, была ли она его любовницей во время первого брака, остаётся лишь догадываться. Марина родила Фёдору двух девочек — Василису и Елизавету.

В 2009 году новоиспеченная пара заключила брак, который развалился в середине 2013 года по неизвестным причинам. Фёдор вернулся к своей любви — Оксане, обвенчавшись с ней в церкви в 2014 году.

Журналисты всячески пытались узнать подробности личной жизни Фёдора как у самого бойца, так и у его ближайшего окружение. Всё происходящее до сих пор остаётся загадкой.

Сам Фёдор считает себя счастливым человеком, у которого есть несколько детей и любящий человек, поддерживающий в любой жизненной ситуации. Оксана смогла простить Фёдора и начать всё с чистого листа, это достойно уважения.

Федор Емельяненко и Единая Россия

Фёдор целенаправленно получал высшее образование на факультете физической культуры и спорта и оканчивал там аспирантуру — это одно из главных требований для начала и продвижения политической карьеры.

С сентября 2003 Фёдор является официальным членом политической партии «Единая Россия» , где близко знакомится с центральными политическими личностями России.

Владимир Владимирович Путин является фанатом Фёдора Емельяненко и полностью приветствует его спортивную деятельность. Единая Россия — стартовая позиция Фёдора Емельяненко как политика, стремящегося к продвижению общественных целей.

Цели Фёдора — распространение спорта среди молодёжи, создание разнообразных молодёжных организаций и реформирование сложившейся спортивной структуры.

Со своей программой Фёдор был избран депутатом Белгородской областной думы , пообещав делать жизнь людей лучше, с чем успешно справился. Деятельность Фёдора Емельяненко популяризовала спорт, боевые искусства и здоровый образ жизни среди молодёжи. Фёдор Емельяненко — кумир и пример для подражания не только молодому поколению.

Такая позиция была высоко оценена политической верхушкой. В 2012 году Фёдор стал советником министра спорта РФ.

Федор Емельяненко и православие

Фёдор с ранних лет является верующим человеком. Хорошее воспитание, стремление к саморазвитию и врожденный самоконтроль — черты Фёдора, приносящие бойцу победы, общественное признание и положительные отзывы о личности.

Казалось бы, возможно ли заниматься таким видом спорта и быть верующим человеком? Сам Фёдор даёт этому такое пояснение, что он бьётся ради боя, а не для выплеска накопившихся негативных эмоций.

За всю свою карьеру бойца ММА, Фёдор ни разу негативно не отозвался о сопернике. Емельяненко с уважением относится к каждому. У него нет «короны победителя» и завышенной самооценки.

У Фёдора есть духовный наставник — священник храма, в который он ходит с детства. Именно в храме он может поговорить с батюшкой, рассказать о своих проблемах, выплеснуть накопившиеся эмоции. Даже вопросы своей личной жизни Фёдор решает с Богом. После возникшего недопонимания со своей первой женой Оксаной, ухода из дома и возвращения, Фёдор скрепил узы с Оксаной перед Богом, что для верующего человека значит больше, чем роспись в паспорте.

Фёдор никогда никому не навязывал православие. Это исключительно самостоятельный выбор каждого человека. Однако, обратиться к Богу можно в любом возрасте и с любой жизненной историей. Именно вера в Бога помогла Фёдору справиться с поражениями в профессиональной карьере и вернуться на ринг.

Как тренируется Федор

Тренировки Фёдора Емельяненко — один из самых популярных вопросов среди его поклонников. Фёдор является одним из немногих бойцов, способных дать отпор как в стойке, так и в партере. Фёдор не уделяет особое внимание своему питанию. Он кушает то, что захочет, не ограничивая себя в этом. Фёдор не употребляет никаких дополнительных препаратов, а использование допинга было бы моментально отслежено перед боем.

Секрет Фёдора — умелая и обработанная смесь самбо, бокса и дзюдо, что делает Емельяненко универсальным бойцом, готовым к любой ситуации на ринге. Тренировки Фёдора происходят ежедневно, а интенсивность зависит от предстоящего соперника, выбранного режима и других внешних факторов. Ежедневно может проходить до трёх тренировок.

Каждый день Фёдор отправляется на 15 километровую пробежку, а затем посещает турники и брусья. Затем следуют отжимания и дополнительные упражнения на выносливость, изнуряющие бойца.

Работая с тренажерами, Фёдор рекомендует использовать круговую тренировку, способную максимально развить выносливость и воздействующую на все группы мышц. Это пойдёт как для начинающего спортсмена, так и для профессионального бойца. Фёдор проводит со своими тренерами время больше, чем с семьёй. Емельяненко ежедневно отрабатывает ударную технику и борьбу, готовясь к очередному сопернику.

Упорство и целеустремленность помогли Фёдору добиться текущих результатов. Поддержка близких, вера в Бога и сильный характер делают Фёдора одним из величайших бойцов нашего времени.

Видео про Федора Емельяненко

Фильм про Федора 2015

Цитаты Федора Емельяненко

Господь Бог может пробудить совесть даже в самом страшном разбойнике, самом страшном грешнике, пробудил он её и во мне.

Никогда не хотел быть похожим на героев американских боевиков. Мне не нравится то, куда смотрит наша молодежь. Это неверный путь. Есть настоящие, не выдуманные герои, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет. Это великие воины, вот на кого надо ровняться.

Родина – она как мама. Ее надо любить уже за то, что она есть. Мамы наши иногда болеют, и в стране разные вещи могут твориться.

Слабости и минусы у меня есть, но о них я говорю на исповеди.

Злу нельзя давать волю. Если его творят рядом с тобой, следует вмешаться. Порой зло можно остановить только силой. А так я, конечно, стараюсь решать все словами.

Я стараюсь жить, как живут обычные люди. Как только боец посчитает себя великим, он проиграет.

Священник устроил серьезное ДТП в Володарском районе Нижегородской области. А после учинил разборки с журналистами, а также угрожал свидетелям, демонстрируя им травматический пистолет. - 30 января на 355 км автодороги Москва -Нижний Новгород Toyota Land Cruiser, выезжая с прилегающей территории, не уступила дорогу фуре и протаранила ее, - рассказал «Комсомолке» начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД по Нижегородской области Игорь Михайлушкин . – Сотрудники ГИБДД провели медицинское освидетельствование водителя иномарки, которое показало более промилле алкоголя.

Видимо, именно алкоголь заставил автолюбителя, который с ходу сообщил, что он батюшка, хотя и не был в рясе, вести себя отнюдь не по канонам православной церкви. Показав кобуру с травматическим пистолетом, он стал угрожать всем подряд, а потом просто-напросто уснул. Когда же его беспардонно разбудили, стал уверять всех, что невиновен. - Ты представляешь, зая, я ехал спереди, а он сзади меня догоняет и бьет, - рассказывал он потом корреспондентке телеканала «СЕТИ-НН». – Я служитель церкви, я щас призову любую экспертизу. Удар был сзади. В конце разговора он пообещал журналистке-«зае»: «Завтра ты помрешь». После этого сотрудники ГИБДД доставили Гаврилова в дежурную часть. Там выяснилось, что разрешение на травматическое оружие у него есть, а потому батюшке грозит наказание только за езду в пьяном виде.


Когда видео обнародовали, многие посчитали, что священник ненастоящий. Однако позже выяснилось, что он бывший нижегородец, а ныне действительно настоятель храма Сергия Радонежского , расположенного у источника «Гремячий ключ» в Сергиево -Посадском районе в Подмосковье . Он близок к российской элите, в частности, дружит с восьмикратным чемпионом мира по смешанным единоборствам Федором Емельяненко , и даже ездил вместе со спортсменом в Голливуд. И активно проповедует, как важно блюсти себя. - Человек сам по себе на земле не может существовать один, - говорил Владимир Гаврилов в документальном фильме «Источник Духа». – То есть его наполняет или святой дух, или дух падший. Эти две стихии на человека влияют. И сам он источник какой-то силы, или божественной, или же зла. И по его поведению, поступкам можно судить, какого духа человек. Очевидно, что 30 января настоятель был с силой отнюдь не святой. Сейчас он воздерживается от комментарием в отсиживается в своем большом доме в Подмосковье.

Отец Владимир Гаврилов о влиянии злого и Святого Духа на человека. Кинокомпания единство, николай данн, документальный фильм, источник духа, источник серафима саровского, серафим саровский, святые источники, вода, сергий рад...

Священник устроивший пьяное ДТП и угрожавший людям оказался близок к российской элите. Новые данные о резонансном ДТП которое устроил пьяный священнослужитель, а потом пугал участников и свидетелей. Пугал в том числе и пистолетом. Выяснилось, ч...

«Я никогда не видел такого атлета, как он, который дерется ради самого сражения», - так о Федоре Емельяненко высказался знаменитый боксер Майк Тайсон. Емельяненко - фигура и вправду парадоксальная: четырехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе - а в разговоре тихий и скромный. Пришел на интервью - и подарил коробку конфет из Серафимо-Дивеевского монастыря. Недавно - летом 2012 года - он объявил об окончании спортивной карьеры. Какую роль в этом решении сыграла вера? Как сочетаются в спорте смирение и чемпионский титул? Какое место занимает злость - на ринге и в жизни? Что общего между боевыми искусствами и историями соловецких мучеников? Об этом и о многом другом Федор Емельяненко рассказал в интервью «Фоме».

Прикусить эмоции

- Во многих интервью Вы говорите, что во время боя не чувствуете агрессии по отношению к противнику…

Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой - твой личный враг.

- Но ведь есть же термин «спортивная злость». Она, как считается, помогает, мобилизует?

Я совершенно с этим не согласен. «Спортивная злость» - это какая-то искусственная придумка, я не понимаю - о чем это? Спортивное терпение, преодоление себя, расширение своих возможностей - это да. Когда тебе кажется, что больше уже не можешь и сил не хватает, - взять и перешагнуть через себя, прикусить свои эмоции, усталость и все равно двигаться вперед. А злость - зачем это нужно? Она только мешает. Она затуманивает голову, человек не может трезво оценивать ситуацию, не может адекватно реагировать. Где-то нужно проявить осторожность, а человек ничего не замечает. Возникает желание отомстить, кинуться вперед, чтобы просто посильнее ударить, отыграться - но это ни к чему хорошему не ведет. Как правило, люди расплачиваются за это ошибками. Причем, на мой взгляд, это касается не только спорта, но и вообще отношений между людьми.

Вы один из самых титулованных современных спортсменов, чемпион мира по смешанным единоборствам. Как все это сочетается для Вас с евангельским призывом быть последним, быть всем слугой?

Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. Если бы по профессии я был сварщиком, старался бы варить по высшему разряду. В спорте признак максимального результата - это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы всё должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить.

- Но неужели большие победы не несут в себе опасности возгордиться?

Несут. И неслучайно сегодня даже многие священники высказываются о большом спорте критически. Это оттого, что для некоторых спортсменов занятия спортом и победы и вправду всего лишь средство для удовлетворения собственных страстей и амбиций. Конечно, соблазн возгордиться своими успехами подстерегает каждого человека - и меня в том числе. Я всеми силами стараюсь этого не допускать. Есть только один способ бороться с этим: посвящать каждую победу Богу и своей стране.

В последнее время часто об этом задумываюсь и хотел бы обратиться к своим коллегам, среди которых есть много тех, кто и вправду служит в спорте не своим страстям, а своей стране. На нас, спортсменов, обращает внимание молодежь. Вспоминаю себя подростком: я внимательно следил за всеми выступлениями наших чемпионов по телевидению. И ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь из них сказал: «Слава Богу» или вообще каким-то образом о Боге заговорил. Все они, как правило, говорили только о себе, о своих достижениях и обидах. Собственное «я» стояло выше всего остального. Думаю, что если бы хотя бы один из них сказал однажды: «Я благодарен Богу за победу», многие мальчишки, их поклонники, в том числе и я сам, о чем-то задумались бы. Мышление молодых людей поменялось бы, они повернулись бы к Богу.

- А вам не показалось бы странным услышать о Боге от спортсмена?

Думаю, нет. Молодым людям, которые всерьез занимаются спортом, легче прийти к Богу. Ведь и в вере, и в спорте большую роль играет воспитание. В спорте воспитывает тренер, и ты должен ему верить. После этого проще поверить священнику как духовному наставнику. Занимаясь в спортивной секции, люди учатся жить в коллективе, с уважением относиться друг к другу в самых сложных ситуациях. Надо уметь себе во многом отказывать. Когда сверстники бегут на улицу получать все радости жизни или часами сидят перед компьютером, ты - на тренировке, где из тебя выжимают десять потов. Потом ползешь домой - а там еще надо делать уроки. То есть ребята в спортивной секции уже с детства знают, что такое нести свой маленький подвиг.

В одном интервью я прочитал Ваши наставления молодым спортсменам о том, что если даже противник сильнее физически, можно победить «православным духом». Как это выглядит на практике?

Бывают схватки, в которых ты чувствуешь, что соперник подготовлен лучше, но в любом соревновании есть еще и духовная сторона… Вряд ли возможно объяснить это словами, тем более неверующему человеку. Но по себе точно знаю, что когда уповаешь на Бога, тебе все равно, какой перед тобой соперник - больше или меньше накачанный, выше или ниже, сильнее или слабее. Человек выходит на поединок с верой - побеждать.

Воображаю себе молодых людей, которые поднимают железо в спортзале, и вдруг им говорят о победе «православным духом». Не возникнет у них желание покрутить пальцем у виска?

Если бы я сам этого не испытал - они, наверное, почувствовали бы ложь в моих словах и покрутили бы пальцем у виска. Но я говорю о том, что знаю. То, что люди не могут увидеть, они воспринимают подсознательно. И если человек говорит искренне и от сердца, то у людей, которые его слышат, сомнений не остается. Даже если детали до конца не понятны - все равно. Есть известная фраза: чтобы стать верующим, иногда достаточно посмотреть в глаза другого верующего. Тут как раз об этом.

Зверь и человек

В СМИ встречается информация о том, что Вы выступали за санкт-петербургский клуб «Red Devil Fighting Team» - несколько странно для православного верующего…

Это не совсем так. Я всегда выступал только за клуб Святого Александра Невского города Старый Оскол Белгородской области. К «Red Devil Fighting Team» меня почему-то упорно приписывают журналисты. Видимо, потому что меня действительно приглашали за него выступать, но одна из причин, по которым это было невозможно, - как раз название. Мы много об этом разговаривали с руководителем клуба, я настаивал, чтобы название поменяли. Сначала меня не понимали, говорили, что публика уже привыкла. Но в итоге я сумел своих собеседников убедить. И теперь клуб в Санкт-Петербурге называется так же, как и мой родной клуб в Старом Осколе - Святого Александра Невского. Казалось бы, всего лишь название - но в клубе по-настоящему изменились и атмосфера, и принципы работы.

А вас не смущает столь радикальная перемена? Получается, это так просто - взять и сделать из клуба в честь «красного дьявола» клуб в честь православного святого? Как будто ничего такого и не произошло и значительной разницы между ними нет - просто поменяли одно на другое…

Могу говорить только за себя: я не вижу тут никакого противоречия. Да, смена радикальная. Но именно так все и должно меняться в жизни, когда человек обретает веру: тебя разворачивает на 180 градусов - либо ты со Христом, либо нет. Это именно радикальный выбор. Ты порываешь со своим прошлым - уверен, по-другому нельзя. Помните слова святого князя Владимира о своем крещении: «Я был зверь, а стал человек»? Это и про меня тоже. В моей жизни до прихода к вере все было далеко не идеально. Да, родители воспитывали стремление к добру, к тому, чтобы жить по нравственным законам,но одного воспитания недостаточно: человек все равно уходит в сторону. Один раз расслабился, другой, третий - и пошло-поехало. Выскочить из этого лично мне помогло посещение Серафимо-Дивеевского монастыря.

- Что же там произошло?

Я участвовал в соревнованиях в Нижнем Новгороде, и меня пригласили в монастырь на экскурсию. По дороге в автобусе мы очень тепло общались с отцом Андреем Железняковым - протодиаконом из Нижегородской епархии. Он ни к чему не призывал, не агитировал. Просто рассказывал.

Особое впечатление на меня произвела экскурсия по монастырю. Монахиня рассказывала, как святые подвижники несли в этом монастыре свои подвиги. И вдруг в этих рассказах жития святых стали для меня как будто оживать. А потом приложился к мощам батюшки Серафима - и после этого все вопросы отпали. Что я почувствовал? Не знаю, как это описать словами. Я просто вдруг ощутил, что Бог есть и что каждую секунду своей жизни проживаю перед Ним.

Вы завершили спортивную карьеру и у Вас, должно быть, высвобождается свободное время. Вы рассматриваете его как ресурс для того, чтобы глубже погружаться в церковную жизнь?

Тут я с Вами не согласен. Нельзя жить так, что сейчас ты - спортсмен, а потом, когда свободного времени будет больше, станешь христианином. Невозможно составить такой «график». Веру в Бога нельзя отложить на потом, иначе это просто - не вера. Жизнь во Христе - прежде всего, потом все остальное. Вернее, даже такая расстановка приоритетов - не совсем то. Иногда меня спрашивают, как удается совмещать веру и жизнь. Но их ведь невозможно «совмещать», потому что они не разделены. Верой можно просто жить. Ведь по нашей вере и нашим поступкам будут судить о том, кто такие православные христиане.

А судьи кто?

- Какие процессы, происходящие в Церкви сегодня, Вас радуют, а какие тревожат?

Знаете, для меня такого вопроса вообще не стоит. Я просто знаю, что наша вера - истинная, и обретаю ее в Русской Православной Церкви. И я не тот человек, чтобы судить кого-то, чтобы радоваться каким-то «процессам» или огорчаться по их поводу. Я часть Церкви - такой, какая она есть. Если какой-то церковный человек делает что-то, по моему мнению, не так, за него нужно молиться. Сейчас многие осуждают священников. Мне кажется, этого ни в коем случае нельзя делать. Об этом сказано в Евангелии от Матфея: Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка (Мф. 10 :41 - Ред .). А когда человек заходит в храм, чтобы указать, что батюшка такой-сякой - зачем это? Это многое говорит о самих критиках. Значит, они не внутрь себя смотрят, не со своими страстями борются, а упражняются в том, как бы найти побольше соринок в глазу другого. Но Русская Православная Церковь - это все мы, верующие. Это странно, когда ты - православный христианин, но при этом смотришь на Церковь «со стороны». Нет, ты сам - часть Церкви. И все, что ее касается, ты принимаешь на себя.

- Но ведь человек может отделять себя не от Церкви вообще, а конкретно от священноначалия…

Сегодня в СМИ много говорят о Святейшем Патриархе Кирилле - и плохого, и хорошего. Но для меня Патриарх - фигура необсуждаемая. Он больше всех нас предстоит перед Богом. Люди, которые осуждают священноначалие, на мой взгляд, просто забывают о том, что всё - в руках Божьих, даже не в руках Патриарха. Он старается наставлять нас в вере. Все реагируют по-разному. Тот, кто не хочет бороться со своими грехами, - злится и ругается. Но это нормально. Ведь даже самого Христа, когда Он ходил по земле, приняли далеко не все…

Испытания и «испытания»

- За всю карьеру у Вас было всего четыре поражения, причем три из них - подряд. Вера в таких ситуациях помогает?

Я не могу Вам ответить: «Вера помогает, когда терпишь поражение». Разве есть какие-то другие ситуации, в которых вера помогать не должна? Так не бывает. Я не могу разделить свои поступки на те, что «с Богом» и «без Бога». Если я верующий, вера всегда со мной.

И тем не менее. Когда у верующего случается неудача, он может сказать сам себе: «На все воля Божья, мне это послано, значит, сейчас так надо». А неверующий смотрит и говорит: «Все это глупости и самооправдание. Ничего тебе такого не послано, просто ты сам то-то и то-то сделал не так»…

Да, мне это знакомо. Я был в подобной ситуации много раз. Но уверен, что славить Бога надо не только за победы, но и за поражения. За тяжелые ситуации, за потери. Святитель Иоанн Златоуст провел последние годы жизни в гонениях, и тем не менее его предсмертными словами стали: «Слава Богу за все». Меня потряс фильм об узниках Соловецкого лагеря - святые подвижники терпели там такие муки, что нам и представить сложно, - и все равно славили Бога. Это не какое-то поражение в какой-то схватке, это половина жизни, долгие годы, холод, голод и зачастую мученическая смерть. И за все это они благодарили Бога. Так и мы должны! Мы ничем не отличаемся от этих людей! Только нам проще. Наши «испытания» по сравнению с их испытаниями - ничто. Я знаю и чувствую, что Господь действует в нашей жизни не только, когда все хорошо, но и тогда, когда все плохо, вернее, это нам кажется, что все плохо. А на самом деле… Ведь все эти схватки, соревнования, бои, победы, поражения - все это такая мелочь по сравнению с тем, что Бог - рядом с тобой.

- Мелочь?! А зрителям кажется, что бои - вся Ваша жизнь.

Это не так. Если бы бои были для меня всей жизнью, я бы до сих пор не завершал спортивную карьеру. Сейчас поступает много разных предложений - одно лучше другого. Но все это суета. Есть только жизнь во Христе. Есть семья - малая Церковь, которая гораздо дороже спорта. И никакие соревнования не встанут с этим наравне.

Константин Мацан

Фото предоставлены M1 Global

Фото1 — Владимир Ештокин

«Я никогда не видел такого атлета, как он, который дерется ради самого сражения», - так о Федоре Емельяненко высказался знаменитый боксер Майк Тайсон. Емельяненко - фигура и вправду парадоксальная: четырехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе - а в разговоре тихий и скромный. Пришел на интервью - и подарил коробку конфет из Серафимо-Дивеевского монастыря.

Недавно - летом 2012 года - он объявил об окончании спортивной карьеры. Какую роль в этом решении сыграла вера? Как сочетаются в спорте смирение и чемпионский титул? Какое место занимает злость - на ринге и в жизни? Что общего между боевыми искусствами и историями соловецких мучеников? Об этом и о многом другом Федор Емельяненко рассказал в интервью.

Прикусить эмоции

- Во многих интервью Вы говорите, что во время боя не чувствуете агрессии по отношению к противнику…
Федор Владимирович Емельяненко, родился в 1976 году в Луганской области на Украине. Рос и начал заниматься спортом в городе Старый Оскол Белгородской области. Является четырёхкратным чемпионом мира по смешанным единоборствам в тяжёлом весе по версии Pride FC, двукратным - по версии RINGS, трёхкратным - по версии WAMMA, четырёхкратным чемпионом мира и пятикратным чемпионом России по боевому самбо, а также заслуженным мастером спорта по самбо и мастером спорта международного класса по дзюдо. В период с 2003 по 2010 годы Емельяненко всемирно признавался самыми известными спортивными СМИ (ESPN, Sherdog, Full Contact Fighter, MMA Weekly, Nokaut) лучшим бойцом ММА в тяжёлом весе.Женат, воспитывает трёх дочерей.
- Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой - твой личный враг.
- Но ведь есть же термин «спортивная злость». Она, как считается, помогает, мобилизует?
- Я совершенно с этим не согласен. «Спортивная злость» - это какая-то искусственная придумка, я не понимаю - о чем это? Спортивное терпение, преодоление себя, расширение своих возможностей - это да. Когда тебе кажется, что больше уже не можешь и сил не хватает, - взять и перешагнуть через себя, прикусить свои эмоции, усталость и все равно двигаться вперед. А злость - зачем это нужно? Она только мешает. Она затуманивает голову, человек не может трезво оценивать ситуацию, не может адекватно реагировать. Где-то нужно проявить осторожность, а человек ничего не замечает. Возникает желание отомстить, кинуться вперед, чтобы просто посильнее ударить, отыграться - но это ни к чему хорошему не ведет. Как правило, люди расплачиваются за это ошибками. Причем, на мой взгляд, это касается не только спорта, но и вообще отношений между людьми.
- Вы один из самых титулованных современных спортсменов, чемпион мира по смешанным единоборствам. Как все это сочетается для Вас с евангельским призывом быть последним, быть всем слугой?
- Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. Если бы по профессии я был сварщиком, старался бы варить по высшему разряду. В спорте признак максимального результата - это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы всё должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить.

- Но неужели большие победы не несут в себе опасности возгордиться?
- Несут. И неслучайно сегодня даже многие священники высказываются о большом спорте критически. Это оттого, что для некоторых спортсменов занятия спортом и победы и вправду всего лишь средство для удовлетворения собственных страстей и амбиций. Конечно, соблазн возгордиться своими успехами подстерегает каждого человека - и меня в том числе. Я всеми силами стараюсь этого не допускать. Есть только один способ бороться с этим: посвящать каждую победу Богу и своей стране.
В последнее время часто об этом задумываюсь и хотел бы обратиться к своим коллегам, среди которых есть много тех, кто и вправду служит в спорте не своим страстям, а своей стране. На нас, спортсменов, обращает внимание молодежь. Вспоминаю себя подростком: я внимательно следил за всеми выступлениями наших чемпионов по телевидению. И ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь из них сказал: «Слава Богу» или вообще каким-то образом о Боге заговорил. Все они, как правило, говорили только о себе, о своих достижениях и обидах. Собственное «я» стояло выше всего остального. Думаю, что если бы хотя бы один из них сказал однажды: «Я благодарен Богу за победу», многие мальчишки, их поклонники, в том числе и я сам, о чем-то задумались бы. Мышление молодых людей поменялось бы, они повернулись бы к Богу.
- А вам не показалось бы странным услышать о Боге от спортсмена?
- Думаю, нет. Молодым людям, которые всерьез занимаются спортом, легче прийти к Богу. Ведь и в вере, и в спорте большую роль играет воспитание. В спорте воспитывает тренер, и ты должен ему верить. После этого проще поверить священнику как духовному наставнику. Занимаясь в спортивной секции, люди учатся жить в коллективе, с уважением относиться друг к другу в самых сложных ситуациях. Надо уметь себе во многом отказывать. Когда сверстники бегут на улицу получать все радости жизни или часами сидят перед компьютером, ты - на тренировке, где из тебя выжимают десять потов. Потом ползешь домой - а там еще надо делать уроки. То есть ребята в спортивной секции уже с детства знают, что такое нести свой маленький подвиг.
- В одном интервью я прочитал Ваши наставления молодым спортсменам о том, что если даже противник сильнее физически, можно победить «православным духом». Как это выглядит на практике?
- Бывают схватки, в которых ты чувствуешь, что соперник подготовлен лучше, но в любом соревновании есть еще и духовная сторона… Вряд ли возможно объяснить это словами, тем более неверующему человеку. Но по себе точно знаю, что когда уповаешь на Бога, тебе все равно, какой перед тобой соперник - больше или меньше накачанный, выше или ниже, сильнее или слабее. Человек выходит на поединок с верой - побеждать.
- Воображаю себе молодых людей, которые поднимают железо в спортзале, и вдруг им говорят о победе «православным духом». Не возникнет у них желание покрутить пальцем у виска?
- Если бы я сам этого не испытал - они, наверное, почувствовали бы ложь в моих словах и покрутили бы пальцем у виска. Но я говорю о том, что знаю. То, что люди не могут увидеть, они воспринимают подсознательно. И если человек говорит искренне и от сердца, то у людей, которые его слышат, сомнений не остается. Даже если детали до конца не понятны - все равно. Есть известная фраза: чтобы стать верующим, иногда достаточно посмотреть в глаза другого верующего. Тут как раз об этом.

Зверь и человек

- В СМИ встречается информация о том, что Вы выступали за санкт-петербургский клуб «Red Devil Fighting Team» - несколько странно для православного верующего…
- Это не совсем так. Я всегда выступал только за клуб Святого Александра Невского города Старый Оскол Белгородской области. К «Red Devil Fighting Team» меня почему-то упорно приписывают журналисты. Видимо, потому что меня действительно приглашали за него выступать, но одна из причин, по которым это было невозможно, - как раз название. Мы много об этом разговаривали с руководителем клуба, я настаивал, чтобы название поменяли. Сначала меня не понимали, говорили, что публика уже привыкла. Но в итоге я сумел своих собеседников убедить. И теперь клуб в Санкт-Петербурге называется так же, как и мой родной клуб в Старом Осколе - Святого Александра Невского. Казалось бы, всего лишь название - но в клубе по-настоящему изменились и атмосфера, и принципы работы.
- А вас не смущает столь радикальная перемена? Получается, это так просто - взять и сделать из клуба в честь «красного дьявола» клуб в честь православного святого? Как будто ничего такого и не произошло и значительной разницы между ними нет - просто поменяли одно на другое…
- Могу говорить только за себя: я не вижу тут никакого противоречия. Да, смена радикальная. Но именно так все и должно меняться в жизни, когда человек обретает веру: тебя разворачивает на 180 градусов - либо ты со Христом, либо нет. Это именно радикальный выбор. Ты порываешь со своим прошлым - уверен, по-другому нельзя. Помните слова святого князя Владимира о своем крещении: «Я был зверь, а стал человек»? Это и про меня тоже. В моей жизни до прихода к вере все было далеко не идеально. Да, родители воспитывали стремление к добру, к тому, чтобы жить по нравственным законам, но одного воспитания недостаточно: человек все равно уходит в сторону. Один раз расслабился, другой, третий - и пошло-поехало. Выскочить из этого лично мне помогло посещение Серафимо-Дивеевского монастыря.


- Что же там произошло?
- Я участвовал в соревнованиях в Нижнем Новгороде, и меня пригласили в монастырь на экскурсию. По дороге в автобусе мы очень тепло общались с отцом Андреем Железняковым - протодиаконом из Нижегородской епархии. Он ни к чему не призывал, не агитировал. Просто рассказывал.
Особое впечатление на меня произвела экскурсия по монастырю. Монахиня рассказывала, как святые подвижники несли в этом монастыре свои подвиги. И вдруг в этих рассказах жития святых стали для меня как будто оживать. А потом приложился к мощам батюшки Серафима - и после этого все вопросы отпали. Что я почувствовал? Не знаю, как это описать словами. Я просто вдруг ощутил, что Бог есть и что каждую секунду своей жизни проживаю перед Ним.

- Вы завершили спортивную карьеру и у Вас, должно быть, высвобождается свободное время. Вы рассматриваете его как ресурс для того, чтобы глубже погружаться в церковную жизнь?
- Тут я с Вами не согласен. Нельзя жить так, что сейчас ты - спортсмен, а потом, когда свободного времени будет больше, станешь христианином. Невозможно составить такой «график». Веру в Бога нельзя отложить на потом, иначе это просто - не вера. Жизнь во Христе - прежде всего, потом все остальное. Вернее, даже такая расстановка приоритетов - не совсем то. Иногда меня спрашивают, как удается совмещать веру и жизнь. Но их ведь невозможно «совмещать», потому что они не разделены. Верой можно просто жить. Ведь по нашей вере и нашим поступкам будут судить о том, кто такие православные христиане.

А судьи кто?

- Какие процессы, происходящие в Церкви сегодня, Вас радуют, а какие тревожат?
- Знаете, для меня такого вопроса вообще не стоит. Я просто знаю, что наша вера - истинная, и обретаю ее в Русской Православной Церкви. И я не тот человек, чтобы судить кого-то, чтобы радоваться каким-то «процессам» или огорчаться по их поводу. Я часть Церкви - такой, какая она есть. Если какой-то церковный человек делает что-то, по моему мнению, не так, за него нужно молиться. Сейчас многие осуждают священников. Мне кажется, этого ни в коем случае нельзя делать. Об этом сказано в Евангелии от Матфея: Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка (Мф. 10:41 - Ред.). А когда человек заходит в храм, чтобы указать, что батюшка такой-сякой - зачем это? Это многое говорит о самих критиках. Значит, они не внутрь себя смотрят, не со своими страстями борются, а упражняются в том, как бы найти побольше соринок в глазу другого. Но Русская Православная Церковь - это все мы, верующие. Это странно, когда ты - православный христианин, но при этом смотришь на Церковь «со стороны». Нет, ты сам - часть Церкви. И все, что ее касается, ты принимаешь на себя.
- Но ведь человек может отделять себя не от Церкви вообще, а конкретно от священноначалия…
- Сегодня в СМИ много говорят о Святейшем Патриархе Кирилле - и плохого, и хорошего. Но для меня Патриарх - фигура необсуждаемая. Он больше всех нас предстоит перед Богом. Люди, которые осуждают священноначалие, на мой взгляд, просто забывают о том, что всё - в руках Божьих, даже не в руках Патриарха. Он старается наставлять нас в вере. Все реагируют по-разному. Тот, кто не хочет бороться со своими грехами, - злится и ругается. Но это нормально. Ведь даже самого Христа, когда Он ходил по земле, приняли далеко не все…

Испытания и «испытания»

- За всю карьеру у Вас было всего четыре поражения, причем три из них - подряд. Вера в таких ситуациях помогает?
- Я не могу Вам ответить: «Вера помогает, когда терпишь поражение». Разве есть какие-то другие ситуации, в которых вера помогать не должна? Так не бывает. Я не могу разделить свои поступки на те, что «с Богом» и «без Бога». Если я верующий, вера всегда со мной.
- И тем не менее. Когда у верующего случается неудача, он может сказать сам себе: «На все воля Божья, мне это послано, значит, сейчас так надо». А неверующий смотрит и говорит: «Все это глупости и самооправдание. Ничего тебе такого не послано, просто ты сам то-то и то-то сделал не так»…
- Да, мне это знакомо. Я был в подобной ситуации много раз. Но уверен, что славить Бога надо не только за победы, но и за поражения. За тяжелые ситуации, за потери. Святитель Иоанн Златоуст провел последние годы жизни в гонениях, и тем не менее его предсмертными словами стали: «Слава Богу за все». Меня потряс фильм об узниках Соловецкого лагеря - святые подвижники терпели там такие муки, что нам и представить сложно, - и все равно славили Бога. Это не какое-то поражение в какой-то схватке, это половина жизни, долгие годы, холод, голод и зачастую мученическая смерть. И за все это они благодарили Бога. Так и мы должны! Мы ничем не отличаемся от этих людей! Только нам проще. Наши «испытания» по сравнению с их испытаниями - ничто. Я знаю и чувствую, что Господь действует в нашей жизни не только, когда все хорошо, но и тогда, когда все плохо, вернее, это нам кажется, что все плохо. А на самом деле… Ведь все эти схватки, соревнования, бои, победы, поражения - все это такая мелочь по сравнению с тем, что Бог - рядом с тобой.
- Мелочь?! А зрителям кажется, что бои - вся Ваша жизнь.
- Это не так. Если бы бои были для меня всей жизнью, я бы до сих пор не завершал спортивную карьеру. Сейчас поступает много разных предложений - одно лучше другого. Но все это суета. Есть только жизнь во Христе. Есть семья - малая Церковь, которая гораздо дороже спорта. И никакие соревнования не встанут с этим наравне.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то