Олимпиады по математике и физике. Перечень и уровни школьных олимпиад Олимпиады 1 го уровня

Регистрационный N 32694

В соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.47 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения олимпиад школьников.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 22 октября 2007 г. N 285 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2007 г., регистрационный N 10496);

от 6 октября 2009 г. N 372 "Об утверждении критериев отнесения олимпиад к соответствующим уровням олимпиад школьников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный N 15133);

от 4 сентября 2008 г. N 255 "О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2008 г., регистрационный N 12381);

от 20 марта 2009 г. N 92 "О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2009 г., регистрационный N 13837);

от 6 октября 2009 г. N 371 "О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2009 г., регистрационный N 15301);

от 30 апреля 2010 г. N 457 "Об утверждении образцов дипломов победителей и призеров Олимпиады школьников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2010 г., регистрационный N 17247);

от 11 октября 2010 г. N 1006 "О внесении изменений в Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 285" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2010 г., регистрационный N 18789).

Министр Д. Ливанов

Приложение

Порядок проведения олимпиад школьников

I. Общие положения

1. Порядок проведения олимпиад школьников (далее - Порядок) определяет правила проведения олимпиад школьников (далее - олимпиад) и устанавливает критерии определения уровней олимпиад школьников, а также образцы дипломов победителей и призёров олимпиад.

Настоящий Порядок не распространяется на всероссийскую олимпиаду школьников.

2. Олимпиады проводятся в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной ориентации школьников.

3. Олимпиады проводятся ежегодно в рамках учебного года с 1 сентября по 1 апреля и включают не менее двух этапов. Заключительный этап олимпиады проводится в очной форме.

4. Рабочим языком проведения олимпиад является русский язык.

5. Взимание платы за участие в олимпиадах не допускается 1 .

6. Экспертное и аналитическое сопровождение организации и проведения олимпиад осуществляет Российский совет олимпиад школьников (далее - РСОШ), формируемый Министерством образования и науки Российской Федерации.

7. Перечень олимпиад и их уровни утверждаются Министерством образования науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) 2 на предстоящий учебный год до 1 сентября.

Критерии определения уровней олимпиад приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.

8. Перечень олимпиад формируется на основании заявок организаторов, содержащих информацию о полном наименовании организатора олимпиады, полном наименовании олимпиады, профиле олимпиады, соответствующем одному или нескольким общеобразовательным предметам или одной или нескольким укрупненным группам направлений подготовки и специальностей высшего образования, конкретных сроках и времени, количестве этапов и месте проведения олимпиады, а также организационно-технологической модели её проведения, полномочиях органов (оргкомитета олимпиады, методической комиссии олимпиады, жюри олимпиады, апелляционной комиссии олимпиады), формируемых для организации и проведения олимпиады, участниках олимпиады, их правах и обязанностях (далее - условия и требования по проведению олимпиады), об истории олимпиады, публичных контактных данных оргкомитета олимпиады, официальном сайте организатора олимпиады или официальном сайте олимпиады в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), статистических и аналитических результатах олимпиады, олимпиадных заданиях не менее чем за два года (для организатора олимпиад по другим профилям, входящих в Перечень олимпиад в течение трех предыдущих лет, - не менее чем за один год), предшествующих году подачи заявки, сведениях об обеспечении организации и проведения олимпиады необходимыми ресурсами (организационными, материальными, финансовыми, методическими, кадровыми), смете на организацию и проведение олимпиады (далее - заявка).

9. Заявки для организации экспертизы на соответствие настоящему Порядку, критериям определения уровней олимпиад и результаты мониторинга качества организации и проведения олимпиад (в случае их наличия) направляются в РСОШ до 1 июня предстоящего учебного года. Заявки, поступившие позже указанного срока, к рассмотрению не принимаются.

10. РСОШ на основе результатов экспертизы до 1 июля предстоящего учебного года направляет в Минобрнауки России предложения по Перечню олимпиад на предстоящий учебный год, включающий: полное наименование олимпиады, профиль олимпиады, соответствующий одному или нескольким общеобразовательным предметам или одной или нескольким укрупненных групп направлений подготовки и специальностей высшего образования, полное наименование организатора олимпиады, уровень олимпиады.

11. Олимпиады проводятся одним или несколькими организаторами (далее - организатор).

12. Организатором олимпиады могут выступать федеральные органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

13. Организатор олимпиад привлекает к организации и проведению олимпиад научные организации, государственные корпорации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования, средства массовой информации, а также учебно-методические объединения.

14. Организатор олимпиады:

в срок до 1 сентября разрабатывает, утверждает и публикует на своём официальном сайте или официальном сайте олимпиады в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") условия и требования по проведению олимпиады, олимпиадные задания прошлых лет и критерии их оценивания;

формирует оргкомитет олимпиады, методическую комиссию олимпиады, жюри олимпиады, апелляционную комиссию олимпиады, утверждает их составы и полномочия;

определяет количество баллов, необходимое для участия в последующих этапах олимпиады;

обеспечивает хранение олимпиадных заданий;

заблаговременно информирует совершеннолетних лиц, заявивших о своём участии в олимпиаде, родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц, заявивших о своём участии в олимпиаде, о сроках и местах проведения олимпиады, а также о настоящем Порядке, условиях и требованиях по проведению олимпиады;

обеспечивает сбор и хранение согласий совершеннолетних лиц, заявивших о своём участии в олимпиаде, родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц, заявивших о своём участии в олимпиаде, на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных своих несовершеннолетних детей, а также их олимпиадных работ, в том числе в сети "Интернет";

утверждает результаты олимпиады и доводит их до сведения участников олимпиады;

выдаёт дипломы победителям и призёрам олимпиады;

в срок до 10 апреля представляет в РСОШ отчёт об организации и проведении олимпиады, публикует на своём официальном сайте или официальном сайте олимпиады в сети "Интернет" списки победителей и призёров олимпиады;

в срок до 15 мая публикует на своём официальном сайте или официальном сайте олимпиады в сети "Интернет" с учётом условий и требований по проведению олимпиады, олимпиадные работы победителей и призёров олимпиады с указанием персональных данных участников олимпиады;

в срок до 1 мая вносит в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приёма граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования сведения о лицах, являющихся победителями и призерами олимпиад 3 .

15. В олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе лица, осваивающие образовательные программы основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования, а также лица, осваивающие указанные образовательные программы за рубежом/

16. К участию в последующем этапе олимпиады допускаются победители и призеры предшествующего этапа олимпиады.

Победители и призёры олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, а также в форме семейного образования или самообразования, к участию в олимпиаде допускаются минуя её отборочный(е) этап(ы).

17. Совершеннолетнее лицо, заявившее о своём участии в олимпиаде до начала олимпиады подтверждает ознакомление с настоящим Порядком, условиями и требованиями по проведению олимпиады и представляет организатору олимпиады согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию собственных персональных данных, а также олимпиадной работы, в том числе в сети "Интернет".

Родитель (законный представитель) несовершеннолетнего лица, заявившего о своем участии в олимпиаде, до начала олимпиады подтверждает ознакомление с настоящим Порядком и представляет организатору олимпиады согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных несовершеннолетнего лица, чьим родителем (законным представителем) он является, а также олимпиадной работы, в том числе в сети "Интернет".

Доступ к персональным данным, полученным от указанных лиц, и их обработка осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных 4 .

18. В месте проведения олимпиады вправе присутствовать представители организатора олимпиады, оргкомитетов и жюри соответствующего этапа олимпиады, должностные лица Министерства образования и науки Российской Федерации, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, представители РСОШ, а также граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном Минобрнауки России 5 .

19. До начала соответствующего этапа олимпиады организатор олимпиады проводит инструктаж участников олимпиады - информирует об условиях и требованиях по проведению олимпиады, продолжительности олимпиады, порядке подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с олимпиады, а также о времени и месте ознакомления с результатами олимпиады.

20. Во время проведения олимпиады участники олимпиады соблюдают настоящий Порядок, условия и требования по проведению олимпиады и следуют указаниям представителей организатора олимпиады. Во время проведения олимпиады участникам олимпиады запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, за исключением средств, разрешенных организатором олимпиады в условиях и требованиях по проведению олимпиады, и специальных технических средств для участников олимпиады с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-инвалидов.

21. В случае нарушения участником олимпиады настоящего Порядка и (или) условий и требований по проведению олимпиады организатор олимпиады вправе удалить такого участника олимпиады из аудитории, при этом он лишается права дальнейшего участия в олимпиаде текущего года, а его результаты аннулируются.

22. Подведение итогов олимпиады проводится по результатам личного (индивидуального) зачёта.

23. Победители и призёры этапов олимпиады определяются путем оценивания зашифрованных (обезличенных) олимпиадных работ участников олимпиады на основании рейтинговой таблицы участников олимпиады, сформированной жюри олимпиады на основании суммы баллов, полученной участником за выполнение олимпиадных заданий, с учётом результатов апелляции.

Победители и призёры заключительного этапа олимпиады признаются победителями и призёрами олимпиады.

24. Количество победителей каждого этапа олимпиады не должно превышать 8 процентов от общего фактического числа участников этапа олимпиады. Общее количество победителей и призёров этапа олимпиады не должно превышать 25 процентов от общего фактического числа участников этапа олимпиады.

25. Победителям олимпиады вручаются дипломы победителей олимпиады (диплом I степени), призёрам олимпиады - дипломы призёров олимпиады (дипломы II и III степени), образцы которых приведены в приложении N 2 к настоящему Порядку.

26. По результатам проведенных олимпиад РСОШ до 15 июля прошедшего учебного года формирует и представляет в Минобрнауки России отчёт об организации и проведении олимпиад, а также их результатах.

1 Часть 2 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образования в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

2 С учетом положения части 3 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образования в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 36, ст. 4583).

4 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038).

5 Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 491 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2013 г., регистрационный N 29234).

Приложение N 1 к Порядку проведения олимпиад школьников

Критерии определения уровней олимпиад школьников

Критерии включения олимпиад школьников в Перечень олимпиад

1. Проведение организатором олимпиады школьников (далее - олимпиада) в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников (далее - Порядок) не менее двух лет, предшествующих году подачи заявки, в случае подачи заявки на включение олимпиады в Перечень олимпиад впервые при условии, что олимпиады иного профиля этого же организатора олимпиады не включались в Перечень олимпиад в течение трёх предыдущих лет.

2. Проведение организатором олимпиады в соответствии с Порядком не менее одного года, предшествующего году подачи заявки, при условии, что олимпиада иного профиля этого же организатора олимпиад включалась в Перечень олимпиад в течение трех предыдущих лет.

3. Творческий характер олимпиадных заданий и других видов испытаний.

4. Обеспечение свободного доступа лиц, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, к участию в олимпиаде.

5. Наличие на официальном сайте организатора или официальном сайте олимпиады в сети "Интернет" условий и требований по проведению олимпиады, определенных организатором олимпиады, олимпиадных заданий прошлых лет, информации о победителях и призёрах олимпиады не менее чем за один год, предшествующий году подаче заявки.

6. Число участников олимпиады не менее 200 человек.

Доля победителей и призёров олимпиады от общего числа участников каждого этапа олимпиады - не более 25%, доля победителей от общего числа участников каждого этапа олимпиады - не более 8%.

7. Наличие у организатора олимпиады необходимых организационных, методических, кадровых, материально-хозяйственных, финансовых ресурсов, а также опыта проведения олимпиад.

Критерии присвоения уровней олимпиадам школьников, включенных в Перечень олимпиад

1. Количество субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в олимпиаде (от каждого субъекта должно быть представлено не менее 5 участников олимпиады школьников):

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - не менее 25 субъектов Российской Федерации;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - не менее 12 субъектов Российской Федерации или не менее двух федеральных округов и не менее 50% от числа регионов, входящих в состав каждого федерального округа;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - не менее 6 субъектов Российской Федерации или не менее 50% от числа регионов, входящих в состав федерального округа, на территории которого располагается организатор олимпиады.

2. Возрастной охват участников олимпиады (доля участников невыпускных классов от общего количества участников):

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - не менее 30%;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - не менее 25%;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - не менее 20%.

3. Творческий характер и уровень сложности олимпиадных заданий:

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - на заключительном этапе не менее 70% оригинальных творческих заданий, не менее 50% заданий высокого уровня сложности;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - на заключительном этапе не менее 50% оригинальных творческих заданий заключительного этапа, не менее 40% заданий высокого уровня сложности;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - на заключительном этапе не менее 30% оригинальных творческих заданий, не менее 30% заданий высокого уровня сложности.

В сентябре каждого года на сайте Минобрнауки РФ создается приказ, в котором публикуются перечень олимпиад для школьников и их уровней. На практике эта информация из года в год практически не изменяется.

Перечень школьных олимпиад

Всероссийская олимпиада проводится для учеников государственных, муниципальных и коммерческих образовательных учреждений. Первая практика их проведения относится еще к 19 веку. Долгое время в перечень входили только обязательные предметы, например, по русскому языку, математике, биологии и химии. В последние десятилетия появились:

  • по информатике;
  • географии;
  • астрономии;
  • иностранным языкам;
  • экологии и другим предметам школьной программы.

Ежегодно в такой деятельности принимают участие больше 6 млн. учеников. В зависимости от итогов перед старшеклассниками появляется возможность поступить в любой без исключения вуз страны.

Указанные в перечне дисциплины позволяют выявить наиболее подготовленных учащихся, которые имеют особые склонности к предмету. Благодаря такому подходу появляется возможность развивать интерес к научной деятельности, показать наиболее увлекательные и актуальные образовательные возможности. Есть и еще одна цель - выявление одаренных детей.

Сегодня активно проводятся конкурсы не только в рамках общеобразовательных учебных заведений, но и специализированных. Дети могут принять участие в состязаниях по робототехнике, музыкальным направлениям, нанотехнологиям, инженерным технологиям.

Этапы проведения олимпиад

Выделяют четыре основных этапа:

  • школьный;
  • муниципальный;
  • региональный;
  • заключительный.
Школьный

Организуется непосредственно образовательными учреждениями. Проводится осенью для учеников 5-11 классов. Задания готовятся предметно-методическими комиссиями. На этом этапе принимают участие наибольшее количество учеников. При успешном выполнении заданий дети отправляются на конкурс, проводимый между школами одного района или города. Результаты могут использоваться для составления портфолио ученика. К участию допускаются все желающие.

За организацию и методическое обеспечение отвечает оргкомитет в составе замдиректора по учебной работе и руководителей предметных направлений. В рамках его работы определяется и контролируется регламент проведения олимпиады, утверждается состав жюри, подводятся итоги.

Муниципальный

Срок проведения приходится на ноябрь - декабрь. На этом этапе принимают участие школьники -11 классов, которые стали победителями на школьном этапе или призером, победителем прошлогоднего муниципального этапа.

Организатором является управление образования администрации определенного города. Он устанавливает сроки, место проведения, количество квот призеров и победителей.

В муниципальном конкурсе могут принять участие в индивидуальном порядке школьники, которые выполняли задания не ниже уровня 7 класса и набрали установленное количество баллов.

Региональный

Проводится органами государственной власти субъектов нашей страны в январе - феврале. Участие принимают учащиеся 9-11 классов. Представлен достаточно большим перечнем предметов, например, добавлены такие дисциплины, как право, искусство. Задания разрабатываются центральной предметно-методической комиссией.

Заключительный

Проводится до апреля. Участвуют победители, призеры заключительного этапа прошлого года, а также тех, кто набрал высокие баллы на прошлых этапах. Для получения допуска учащийся должен набрать определенное количество баллов. Оно определяется Рособразованием.

Если ни один из участников регионального этапа не набрал необходимого количества баллов, то может быть направлен один участник, набравший максимальное количество очков. Ученики 5-8 классов, являющиеся участниками регионального этапа допускаются до заключительного, если на предыдущих шагах выступали за 9 класс.

Уровни

Этот показатель определяется сложностью заданий, необходимостью проявить творческий подход. При составлении планов проведения во внимание принимается число субъектов РФ, выдвинувших представителей для участия. Вторым важным фактором для определения уровня является возраст учащихся.

Есть три основных уровня:

  • Первый. В нем принимают участие субъекты РФ, но их число должно быть не меньше 25. Количество невыпускных классов должно составлять 30% от общего состава. На заключительном этапе половина заданий должна быть повышенного уровня, 70% - задания, требующие проявление нестандартного мышления.
  • Второй. На нем принимают участие не меньше 20 субъектов РФ или двух федеральных округов. Задания повышенного уровня должны составлять на меньше40% от объема. Столько же должно приходиться на творческие задачи.
  • Третий. На данном уровне должны принять участие не меньше 6 субъектов РФ. Из невыпускных классов должно быть учеников не меньше 1/5. На завершающем этапе должно быть не меньше 30% сложных заданий.

По результатам каждого уровня составляется рейтинг, позволяющий выявить наиболее сильных школьников по различным направлениям.

Что нужно знать о Всероссийской олимпиаде школьников?

Участие в состязаниях проводится на добровольной основе и бесплатно. Родителям необходимо заранее в письменной форме подтвердить ознакомление с нормативными документами, подписать согласие на сбор, хранение, использование и передачу персональных данных своего ребенка.

Школьникам дается возможность по личному заявлению выполнять олимпиадные задания, созданные для более старших классов. В этом случае при прохождении школьного этапа они выполняют тесты, созданные для класса, который был выбран ранее.

Победителем признается участник, который набрал наибольшее количество баллов, но больше 50% от максимально возможных. При одинаковых результатах оба ученика признаются победителями. Награждение победителей и призеров первых трех этапов проводит непосредственно школа.

Каждый год министерством утверждаются и льготы, предоставляемые победителям и призерам. Старшеклассникам дается возможность получить бонусы при поступлении в институты. Они бывают двух видов: зачисление без вступительных испытаний и получение максимального балла по ЕГЭ по предмету. Информация о льготах публикуется ежегодно до 1 июня. Количество и уровень привилегий зависят от того, каким институтом проводилась олимпиада.

Критерии определения уровней олимпиад школьников

Критерии включения олимпиад школьников в Перечень олимпиад

1. Проведение организатором олимпиады школьников (далее - олимпиада) в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников (далее - Порядок) не менее двух лет, предшествующих году подачи заявки, в случае подачи заявки на включение олимпиады в Перечень олимпиад впервые при условии, что олимпиады иного профиля этого же организатора олимпиады не включались в Перечень олимпиад в течение трёх предыдущих лет.

2. Проведение организатором олимпиады в соответствии с Порядком не менее одного года, предшествующего году подачи заявки, при условии, что олимпиада иного профиля этого же организатора олимпиад включалась в Перечень олимпиад в течение трех предыдущих лет.

3. Творческий характер олимпиадных заданий и других видов испытаний.

4. Обеспечение свободного доступа лиц, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, к участию в олимпиаде.

5. Наличие на официальном сайте организатора или официальном сайте олимпиады в сети "Интернет" условий и требований по проведению олимпиады, определенных организатором олимпиады, олимпиадных заданий прошлых лет, информации о победителях и призёрах олимпиады не менее чем за один год, предшествующий году подаче заявки.

6. Число участников олимпиады не менее 200 человек.

Доля победителей и призёров олимпиады от общего числа участников каждого этапа олимпиады - не более 25%, доля победителей от общего числа участников каждого этапа олимпиады - не более 8%.

7. Наличие у организатора олимпиады необходимых организационных, методических, кадровых, материально-хозяйственных, финансовых ресурсов, а также опыта проведения олимпиад.

Критерии присвоения уровней олимпиадам школьников, включенных в Перечень олимпиад

1. Количество субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в олимпиаде (от каждого субъекта должно быть представлено не менее 5 участников олимпиады школьников):

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - не менее 25 субъектов Российской Федерации;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - не менее 12 субъектов Российской Федерации или не менее двух федеральных округов и не менее 50% от числа регионов, входящих в состав каждого федерального округа;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - не менее 6 субъектов Российской Федерации или не менее 50% от числа регионов, входящих в состав федерального округа, на территории которого располагается организатор олимпиады.

2. Возрастной охват участников олимпиады (доля участников невыпускных классов от общего количества участников):

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - не менее 30%;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - не менее 25%;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - не менее 20%.

3. Творческий характер и уровень сложности олимпиадных заданий:

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - на заключительном этапе не менее 70% оригинальных творческих заданий, не менее 50% заданий высокого уровня сложности;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - на заключительном этапе не менее 50% оригинальных творческих заданий заключительного этапа, не менее 40% заданий высокого уровня сложности;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - на заключительном этапе не менее 30% оригинальных творческих заданий, не менее 30% заданий высокого уровня сложности.

[ссылка-1] 07.07.2015 17:21:02, Колокольчик(п)

1 0 -1 0

Ежегодно на сайте Министерства образования публикуется список школьных олимпиад. В 2016-2017 учебном году их количество достигло 88. Проводятся школьные олимпиады ведущими вузами страны. Общий перечень олимпиад школьников и уровни, указанные в нем, охватывают все многообразие данных состязаний.

Кому и зачем нужны олимпиады?

В чём смысл и практическая польза таких олимпиад? Большинство из них даёт возможность школьнику даже из самого отдаленного региона России попытать счастья в поступлении в любой из самых престижных университетов страны - от МГИМО и МГУ до Бауманки и Санкт-Петербургского госуниверситета.

Если вы являетесь победителем или призером данного интеллектуального соревнования и набрали от 75 баллов и выше, об оценках за сдачу ЕГЭ можно не беспокоиться. Они никакого значения теперь не имеют.

Как устроена система

Существуют различные уровни олимпиад, всего их три. Причём присвоение идет отдельно по каждому из направлений. Как это выглядит на практике? Например, олимпиада "Ломоносов" проходит по числу направлений порядка двух десятков. Из них лишь пятнадцать обладают льготами первого уровня, предполагающего максимальный приз - поступление в любой профильный вуз вне конкурса.

Оставшиеся же пять направлений принадлежат ко второму из уровней. По условиям участия победитель может занести в свой актив 100 баллов для профильного ЕГЭ. Такое же правило актуально и для олимпиады третьего уровня.

Какой именно из льгот имеет право воспользоваться абитуриент, указывается в правилах приема конкретного вуза. Одни из них предоставляют отнюдь не маленькие льготы призерам 3-го уровня олимпиад. Другие (наподобие МГУ или МГИМО) обращают внимание лишь на олимпиады первого уровня из числа наиболее престижных.

Как пополняется список

В 2016 году в список школьных олимпиад вошли несколько новых. Можно упомянуть "Робофест", школьную олимпиаду Университета "Иннополис", состязания по программированию. В турнирах участвовали и будущие управленцы, учащиеся музыкальных колледжей и многие другие. К данному перечню принадлежит и школьная интернет-олимпиада по физике, проводимая тремя питерскими вузами.

Принять участие в столь престижных соревнованиях имеют право не только выпускники, но и учащиеся классом помладше. Цель их - не обеспечить себя льготами, а сделать попытку проверить собственные интеллектуальные возможности.

Об изменениях

Особняком стоит Всероссийская олимпиада школьников. Организатор ее - Минобрнауки РФ, а участники - свыше 6 млн учеников. В общий перечень она не входит, но результаты прохождения уровней Всероссийской олимпиады школьников действительны для поступления в любой без исключения вуз. Эти состязания - настоящий шанс для талантливых и трудолюбивых детей из любого региона. На муниципальный уровень олимпиады допускаются победители школьных состязаний. Здесь отбор значительно ужесточается.

С 2014 года приказом номер 267 Минобрнауки РФ введён новый Порядок, содержащий подробную информацию о регламенте проведения и утверждении уровней олимпиад школьников. Не относится он лишь ко Всероссийской олимпиаде. И потому все предыдущие приказы, касающиеся утверждения порядков ежегодных состязаний, критериев отнесения их к тому или иному уровню, образцов дипломов призеров и победителей больше не актуальны. Они утратили свою силу.

Что содержится в новом Порядке?

Он определяет, в частности, сроки и цель каждой из олимпиад. Проведение их организуется для развития и выявления в среде учащихся интереса и способностей к творчеству и научной деятельности. Другие важные цели подобных мероприятий - пропаганда знаний и

Сроки их проведения устанавливаются в рамках учебного года с сентября по март включительно. Каждая из олимпиад состоит не менее чем из двух этапов. Проведение заключительного допускается лишь в очной форме. Категорически запрещены любые денежные расчеты либо плата за участие в состязаниях.

Кто их организует

Организаторами олимпиады могут стать федеральные органы власти, ведающие управлением в сфере образования, а также органы власти субъектов РФ, кроме того, учебные заведения, реализующие деятельность согласно образовательным программам высшего уровня, научные и государственные организации, а также любые общественные организации, действующие в сфере образования.

К проведению ее привлекаются все заинтересованные - от учебно-методических объединений до СМИ. Аналитическим и экспертным сопровождением процедуры организации каждой из олимпиад ведает РСОШ - таково краткое обозначение Российского совета олимпиад школьников, сформированного Минобрнауки РФ.

Кто может стать участником олимпиады?

Участие в данных состязаниях предполагается исключительно на добровольной основе, существует в индивидуальной форме и предполагает присутствие обучающихся по всем основным образовательным программам - как среднего общего, так и Таким же правом располагают лица, осваивающие образовательные стандарты самостоятельно или на условиях семейного обучения, а также за рубежом.

Всероссийская олимпиада, уровни прохождения которой предполагают наиболее массовый охват участников, пожалуй, дает наиболее реальный шанс каждому.

Каждый из последующих этапов предполагает участие победителей и призеров предшествующего. Тот, кто участвовал в олимпиадах в предыдущем учебном году, стал призером либо победителем и продолжает при этом оставаться школьником (или находиться на домашнем обучении либо самообучении), допускается в текущем году к участию без прохождения отборочного этапа.

Что запрещается на олимпиадах?

Во время их проведения никто из участников не имеет права пользоваться какими-либо средствами связи - электронно-вычислительной техникой, любой аппаратурой (фото-, видео- или аудио), а также справочными материалами, рукописными заметками и любыми прочими средствами, на которых возможны хранение и передача информации. Исключение касается отдельных предметов, включённых организаторами олимпиады в перечень разрешенных и отмеченных в требованиях и условиях ее проведения.

Под другое исключение попадают спецсредства технического характера для участников со статусом лица с ограниченными по здоровью возможностями (инвалида и т. п.). Если школьник нарушает данный порядок, а также любое из условий и требований, относящихся к проведению соревнования, организатор имеет полное право на удаление его из аудитории с аннулированием всех полученных результатов и лишением права на дальнейшее участие в текущем году.

В качестве победителей и призеров всей олимпиады признаются те, кто стал таковыми на заключительном ее этапе. Их награждают дипломами соответственно первой, второй и третьей степени.

Школьные олимпиады: уровни

Теперь перейдем к вопросу, наиболее актуальному для школьников и их родителей. Какие существуют уровни школьных олимпиад, и по каким критериям они рассчитываются? К определяющим факторам относится:

1. выдвинувших своих представителей для участия в состязаниях. На школьную олимпиаду каждый из них должен представить участников количеством не менее пяти.

2. Возраст соревнующихся (учитывается процентное соотношение учеников невыпускных классов в соотношении к общему количеству).

3. Уровни олимпиад также определяются сложностью заданий и их творческим характером.

Рассмотрим подробнее, какие требования предъявляются к олимпиадам того или иного уровня.

Уровень I

В такой олимпиаде принимают участие субъекты Российской Федерации, число которых должно быть не менее 25.

Что касается возрастного охвата участников, данный критерий имеет пороговое значение, равное 30% учащихся невыпускных классов в общем составе.

Касательно уровня сложности и творческого характера предлагаемых заданий заключительный этап обязан содержать их объемом не менее 50%. Это относится к вопросам повышенного уровня сложности. И должно быть не менее 70% оригинальных заданий творческого характера.

Уровень II

Если вести речь о других уровнях олимпиад, то в данном принять участие обязаны представители не менее чем двенадцати субъектов РФ либо двух федеральных округов. При этом из регионов, которые входят в состав каждого федерального округа, представлено должно быть не менее половины участников.

25% и более от числа соревнующихся обязаны составлять учащиеся невыпускных классов.

По уровню сложности заданий соответствующего характера должно быть не менее 40%. Объем же творческих оригинальных заданий - половина и более. Всё это также относится к заключительному этапу.

Уровень III

В степени жесткости требований уровни олимпиад располагаются по убывающей. В данном случае в состязании обязаны принять участие субъекты Российской Федерации числом не менее шести. Другое пороговое значение данного критерия - половина и выше от количества регионов, которые входят в состав федерального округа, организующего олимпиаду.

Возраст участников олимпиады должен соответствовать следующему критерию: пятая часть и более (т. е. от 20%) всех, кто участвует, обязаны обучаться в невыпускном классе.

Что касается уровня сложности поставленных задач, то заключительный этап обязан содержать их не менее 30% от общего количества. Такой же объем отводится на обязательные оригинальные творческие задания.

Полный перечень всех олимпиад 2016-2017, уровней и условий проведения был утверждён Министерством на текущий учебный период до даты 1 сентября. Этот же порядок соблюдается ежегодно. Наблюдателями на олимпиадах могут работать граждане, получившие аккредитацию в качестве таковых согласно регламенту, предусмотренному Минобрнауки РФ.

Кроме того, в новом Порядке приводится подробное описание образцов, по которым изготавливаются дипломы для призеров и победителей.

По каким критериям происходит отбор олимпиад, включаемых в перечень?

Их немало:

1. Организатор олимпиады проводит таковые два и более года, предшествующие тому, в котором подается заявка на участие. Если же олимпиада предлагается к включению в перечень впервые, обязано быть соблюдено условие не включения другого профиля олимпиады того же организатора в упомянутый список на протяжении предыдущих трех лет.

2. Если же другого профиля олимпиада упомянутого организатора в трехлетний предшествующий промежуток была включена в перечень, то организатор обязан проводить ее соответственно порядку не менее чем 1 год.

3. Задания и испытания на олимпиадах обязаны носить творческий характер.

4. Лица, перечисленные пунктом 15 Порядка, должны быть обеспечены свободным доступом к участию в мероприятии.

Другие требования

Официальный сайт организатора в интернете обязан содержать все существенные условия и требования, касающиеся проведения и организации соревнования. Там же должны быть размещены задания олимпиад прошлых лет, подробная информация о призерах и победителях прошлогодней (как минимум) олимпиады.

Заявленное число участников не должно составлять менее 200 человек. Победителями и призерами на каждом этапе олимпиады могут стать участники количеством не свыше 25% от общего числа. Из них занявших первые места не может быть более 8%.

Организатор олимпиады обязан располагать всеми необходимыми ресурсами для ее проведения - методическими, кадровыми, организационными, материально-хозяйственными и финансовыми. Это же требование касается наличия опыта проведения подобных мероприятий.

Если говорить кратко, то олимпиады РСОШ - это самая быстрая и простая дорога в ВУЗ для любого достаточно разумного и относительно талантливого человека. Теперь к деталям:

Весомые льготы при поступлении дают только олимпиады, входящие в перечень РСОШ (Российский Совет Олимпиад Школьников).

На любой олимпиаде можно получить диплом I степени (победители олимпиады), II степени или III степени (призеры олимпиады). Каждая олимпиада имеет определённый уровень: первый, второй или третий. Уровни олимпиад определяются в начале учебного года приказом Минобр. Чем выше уровень олимпиады, тем более обширные льготы получают её победители и призёры. Заметим, что сложность заданий олимпиады не всегда коррелирует с ее уровнем. Определить какой уровень присвоен той или иной олимпиаде и получить дополнительную информацию можно .

В зависимости от уровня олимпиады и степени диплома ВУЗ предоставляет абитуриенту льготы трех видов:

1) зачисление без экзаменов (БВИ);

2)100 баллов за ДВИ дополнительное вступительное испытание (МГУ);

3)100 баллов по предмету вместо результата ЕГЭ.

Льготы зависят от степени диплома и от уровня олимпиады и публикуюся ВУЗами до 1-го июня.

Оценив свои силы и возможности относительно ВУЗа, посмотрите олимпиады какого уровня и дипломы какой степени дают преимущество при поступлении в этом ВУЗе.

Плюсы олимпиад:

1) Ежели человек серьезно готовился к олимпиадам, то он автоматически получил более широкую и всеобъемлющую математическую базу, которая позже даст свой положительный эффект при написании ЕГЭ.

2) На определенные специальности и направления практически отсутствует конкурс по результатам ЕГЭ, поскольку практически все места заняты призерами и победителями олимпиад.

3) Поскольку списки льгот публикуются ВУЗами 1-го июня, призеры олимпиад получают возможность без нервотрепки провести сезон ЕГЭ, ведь они уже уверены за результаты по каким-либо предметам, а, быть может, и за поступление в целом.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то